Общественная мысль эпохи Петра I.
Феофан Прокопович
Общественная мысль - это отклик на события общественной жизни, происходящие в стране, оказывающие громадное влияние на развитие культуры вообще и художественной культуры в частности. Поэтому анализ истории художественной культуры мы начнем с анализа общественной мысли.
XVIII век принес новые проблемы и размышления о них, однако никуда не исчезли и старые, оставшиеся от «бунташного» XVII века, а новый век порождал новые проблемы и новые темы для рассуждения.
Во многом размышлениям способствовала небывалая до эпохи Петра материальная база: активное развитие книгопечатания, возникновение периодической печати, появление возможности обмена мнениями. Все это способствовало оттачиванию аргументов, уточнению позиций, расширяло круг людей, втягивающихся в споры и обсуждения. Какие проблемы волновали людей того времени?
Одной из важнейших тем для обсуждения являлась проблема власти. Окончательное формирование института абсолютной монархии сыграло большую роль в общественно-политической и идеологической жизни страны, посему редкий идеолог, публицист, писатель или художник не ставил и не пытался разрешить проблему государственной власти, ее роли в жизни страны и народа, пределы власти, значение личности монарха и т.п.
Не менее важной была проблема развития капитализма в Росси, общественная мысль поднимала вопросы экономики и социальной политики. Наиболее острым и наиболее болезненным был вопрос о крепостном праве. Именно, в начале XVIII в., впервые в русской публицистике, остро и принципиально была поставлена эта проблема. Проблема, которая оставалась самой сложной и больной вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.
От XVII в. общественная мысль унаследовала сложнейшие проблемы, связанные с религией и церковью. Перед идеологами страны стояла двойная задача: как сделать так, чтобы церковь была полностью подчинена государству, но в тоже время была идеологически укреплена, и авторитет церкви оставался высоким. Философы, публицисты, идеологи из различных слоев общества обсуждают религиозные проблемы, спорят, разделяются на непримиримые группировки – одни отстаивают интересы церкви с позиции средневекового мировоззрения; другие – утверждают новые идеи; третьи – пытаются примирить новые идеи с религиозной идеологией.
Общественная мысль этого времени не ограничивается только вышеперечисленными проблемами, ее занимают и другие, не менее важные вопросы: народное образование, место науки и искусства в жизни страны, патриотизм, проблема национальной гордости, взаимоотношения Востока и Запада и т. п.
XVIII век был веком переходным, в это время людям было трудно выработать цельное мировоззрение. В их взглядах переплетается передовое и отсталое, век XVII и век XVIII.
Яркий образец подобного мировоззрения являет собой личность Феофана Прокоповича (1681 – 1736 гг.) – идеолога, политика, публициста и поэта. Автора церковных проповедей и светских стихов, монаха и автора пьес для театра.
Судьба Прокоповича – типичный пример судьбы человека нового времени. Феофан был сыном киевского купца, захотел учиться без благословения родителей, поступил в Киево-Могилянскую академию, во время учебы испытывал сильную нужду. Для того, чтобы уехать на учебу за границу Прокоповичу пришлось принять униатство. Учился в Польше, Ватикане. В 1704 году вернулся в Киев, принял монашество и стал ректором Киево-Магилянской академии.
Прокоповича отличала необычайная широта интересов: история, филология, философия, теология, математика. Его библиотека составляла более 30 томов, он был прекрасным знатоком греческой и римской поэзии, автором трагикомедии «Владимир», рассказывающей в сатирической форме о крещении Руси, написал учебник по теории литературы, выпустил сборник проповедей, в которых прославлял внутреннюю и внешнюю политику царя.
Петр познакомился с Феофаном Прокоповичем в Киеве, где молодой ученый монах блистал своими проповедями. Особенное впечатление на Петра произвела проповедь «о преславной над войсками свейскими победе» (о победе русских войск в Полтавском сражении), которую Прокопович произнес с кафедры Софийского собора в июне 1709 г. Эта проповедь была немедленно напечатана, причем на двух языках – русском и латинском, «яко всей Европе общий».
Петр забирает Феофана в Петербург, где Прокопович рукоположен в епископы и ему поручается идеологическое обоснование петровских реформ.
По-европейски образованный, великолепный оратор и талантливый проповедник, сторонник абсолютизма и реформ, противник старины, талантливый писатель и единомышленник, личный друг царя – Феофан был настоящей находкой для Петра. Известен рассказ, который характеризует Прокоповича, как человека нового времени. Петр, по чьему-то доносу, пришел к Феофану Прокоповичу домой проверить, правда ли, что тот грешит против обычаев православия. У Феофана Петр увидел гостей, слушающих музыку и пьющих вино. Феофан, заметив Петра, приветствовал его изящным тостом в стихах. Петру это очень понравилось, он любил Прокоповича еще и за то, что тот не был ханжой и лицемером.
Феофан становится вице-президентом Синода и развивает энергичную публицистическую деятельность. Его проповеди печатаются в типографиях и рассылаются по приходам, чтобы священники читали их своим прихожанам по воскресным и праздничным дням. Черное и белое духовенство в большинстве было против реформ, поэтому необходимо было привлечь его на свою сторону, вооружить идейно, дать материал для проповедей, показать, как руководить паствой в новых условиях. Феофан, в своих проповедях и других произведениях, выступал против суеверий, доказывал допустимость браков православных с иноверцами, произносил похвальное слово о флоте российском, писал увещания к раскольникам и предисловие к Морскому уставу.
Вершиной публицистики Феофана Прокоповича было обоснование идеи абсолютной монархии. Идеологическое обоснование абсолютизма оказалось крайне необходимым в связи с тем, что этот государственный строй в России возник в результате бескомпромиссной борьбы с боярской думой и церковной оппозицией. С полной убежденностью Феофан доказывает, что абсолютная монархия – это необходимый России политический строй и только в условиях абсолютизма можно провести реформы. Очень важным оказалась постановка вопроса о границах прав монарха во время процесса над царевичем Алексеем. В 1722 г. Феофан составляет официальный документ «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей». Основной идеей документа является следующее: «самодержцы законам человеческим не подлежат», «не может народ судити дела государя своего», а посему «самодержец как во всех прочих делах, так и… в определении наследника на престол свой, весьма волен и свободен есть». В доказательство своей правоты Прокопович приводит свои «резоны и доводы»: в частности, он обращается к “Уставу о наследии престола”, где было сказано, что царь “кому оной хочет, тому и определит наследство”. Это право государя он аргументирует примерами из “священной истории”. В конечном счете, теория абсолютной монархии, разработанная Прокоповичем, позволяла оправдать любую жестокость монарха.
После смерти Петра I Прокоповичу было нелегко. У него было много врагов и завистников, его стали обвинять в измене православию, в протестантизме, в ереси и во многом другом. Феофану пришлось яростно защищаться, похоже, что на борьбу со своими врагами ушли все его силы. В последние годы жизни он не менее ревностно служил Анне Иоанновне и Бирону. Однако в его последних произведениях, написанных в «бироновщину», отсутствует прежняя убежденность и легкость слога. Умер Феофан, когда ему было всего 55.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1943;