Глава 4. Великий пост
К понятию Великого поста я приходил постепенно, в течение достаточно долгого времени. Казалось бы, невеликой сложности знание, можно было бы понять всё достаточно быстро, но раскрывалось это знание исподволь, крохами, посредством основательного его прочувствования, как будто нечто берегло от слишком поспешного и поверхностного его понимания.
Вначале меня смущало число сорок. В христианстве существует большой сорокадневный пост, возникший из подражания Иисусу, который постился якобы сорок дней. Но, насколько мне известно, число сорок очень непростое число и наделено явным негативом. Например, сорокадневные поминки по умершему проводятся ради того, чтобы собравшиеся помянули усопшего добрым словом и тем самым придали бы его душе силы преодолеть нелёгкий барьер, который появляется к сороковому дню отхода этой души. Также, например, многие люди предпочитают не праздновать сороковый год рождения, потому что есть поверие, что это не к добру. Сорок как символическая дата – дата в каком-то плане негативная.
Поэтому, когда мне самому довелось вынужденным образом достаточно долго пропоститься, то к сорокадневному рубежу я приближался с определённым интересом и вниманием. И, да, действительно, к этой дате возникла некая явно неблагоприятная энергетика, сопровождавшаяся обострением чувства голода, я бы сказал, не столько самим этим чувством, сколько попытками искусственно возбудить это чувство и использовать его для изведения и низведения души к этому возникшему негативу, и этот негатив ощущался дня три, и только на четвёртый день, то есть на сорок третий день поста меня отпустило, и я понял, что преодолел некий барьер, почувствовал его преодоление, после чего счёл для себя допустимым пойти одолжить денег для выхода из поста у кого-то, кто обещал мне помочь в случае чего.
Тогда я не ставил себе целью понять, сколько же должен длиться на самом деле большой пост, если таковой существует. Мне было достаточно того, что пропостился я довольно долго и убедился в том, что такой долгий пост имеет смысл как духовная практика, потому что позволяет отключиться от всего, в том числе и от активной работы пищеварительной системы, и сосредоточиться на работе внутренней, погрузиться через собственный внутренний мир во взаимодействие с миром духа. И я даже убедился в том, что существует опасность сорокадневного рубежа и что оканчивать пост к этому времени означает приносить его плоды в жертву некоей дьявольской силе, и, чтобы этого не случилось, следует пропоститься несколько дольше и преодолеть сорокадневный рубеж. Тогда я пропостился сорок четыре дня, за день до окончания поста почувствовал состояние некоей освобождённости и вознесённости и счёл, что сорок четыре дня это вполне приемлемый срок.
Но несколько позже до меня дошло, что такой пост должен существовать как вполне отработанная духовная практика, а значит, в духе должна сохраниться эта наработанность, должен сохраниться некий вполне определённый стереотип, пусть и забытый ныне, но некогда, быть может, достаточно мощно наработанный долгими, даже может быть, многотысячелетними усердиями многих не худших людей, и надо всего лишь в этот стереотип попасть и к нему приобщиться, чтобы получить от такого поста максимальную пользу. И первое, до чего я догадался в связи с этим, что в таком случае этот пост должен длиться сорок девять дней, потому что для хора и ариев это было особое число, которому они придавали особое значение.
Кроме того, важно время проведения такого поста, рассуждал я дальше, потому что если этот пост нарабатывался как некий духовный стереотип для чьего-то общего пользования, то было бы правильней всего привязать его к конкретному времени года, отвести ему строго определённое место в мистерии годового цикла. Со мной случилось так, что свои сорок четыре дня я отголодал в феврале-марте, и, возможно, думал я, здесь есть божье указание и это и есть наиболее благоприятный срок для проведения поста. Что вполне естественно, потому что этот период года попадает в некий природный годовой режим или ритм, наверняка когда-то значимый, когда подходят к концу зимние запасы и, чтобы протянуть до новой зелени, надо подтянуть живот и переждать какое-то время, по возможности отключившись от внешней активности и впав в состояние если не летаргии или зимней спячки, то хотя бы в состояние отрешённости и внутренней созерцательности. Да этот пост существовал всегда! Или, по меньшей мере, те сотни тысяч лет, когда земная ось приобрела явный наклон и появилась явная смена времён года. И только со временем люди начали извлекать из такого вынужденного поста ещё и пользу и превратили его в сознательную духовную практику. И, очевидно, не без встречного отклика духовных сфер, шедших навстречу людям в пережидании ими нелёгкой предвесенней поры.
И если это был период времени, превращённый из изначально вынужденных предвесенних лишений в последующую сознательную духовную практику, то можно назвать и точную дату завершения поста – день весеннего равноденствия. День, которому придавалось особое значение в ритмике года, в той годовой мистерии, которой когда-то жили люди. И, кстати, у ариев последний день годового цикла, день, после которого начинался новый год. Поэтому можно было быть уверенным, что продолжительность поста и время его проведения я уже точно знаю.
Осталось проверить это на практике, и на следующий год я совершил вначале летний сорокадевятидневный пост, а через полгода – зимний в тот самый предполагаемый срок, чтобы сравнить разницу в результатах. Зимний (верней, зимне-весенний) пост переносился легче, чем летний, хотя, казалось бы, должно быть наоборот, и давал после его проведения ощущение внутренней силы и уверенности в правильности того, что я делал. В обоих случаях на сороковый день активизировалась негативная энергетика, сопровождавшаяся, в частности, и искушениями муками голода, и держалась три-четыре дня (позже был случай, когда дело доходило до семи дней), а потом отступала, и приходило чувство лёгкости и освобождённости.
Только в эти посты я уже сидел не на пустой воде, а на овощных отварах (преимущественно отвары капусты с морковкой), что счёл вполне допустимым, так как суть постов я естественным образом видел не в обессиливании организма, а в прекращении активной работы желудочно-кишечного тракта и в смещении энергетической деятельности организма из пищеварительной витальной сферы в более высокую духовную сферу, и это в таком случае вполне соблюдалось.
И только после проведения этого последнего, уже третьего по счёту большого поста, до меня вдруг дошло, что я совершаю, по сути, тот же семинедельный Великий пост, который ежегодно совершают христиане. Но теперь уже я мог со знанием дела оценить, что к чему в этом вопросе, и понять, в чём ошибки христианского поста.
Они переняли в свою культуру существовавший задолго до них Великий пост и привязали время его проведения к гуляющему по календарю еврейскому Песаху (к Пасхе), тогда как настоящий Великий пост имеет строго определённое время, в течение которого он действует и даёт должные результаты. В следующие посты я пробовал сдвигать время их проведения – сдвиг даже на один день уже даёт явно не тот эффект.
Кроме того, хотя пост и необязательно проводить в такой жёсткой форме, как это делал я, но всё же, если браться за пост в каком-то своём режиме, то режим этот следует выдерживать до конца, чтобы получился цельный пост. Режим этот можно ужесточать в продолжение поста, но не ослаблять, чтобы не возникло видимости невыдержки поста и чтобы пост тем самым не пошёл насмарку. У христиан же именно так и происходит, потому что перед самым окончанием поста у них есть «послабление», особый рыбный день, который всё насмарку и пускает – и, по сути, сорокадевятидневного поста они так и не совершают.
Дополнительную уверенность в правильности выбора времени для проведения Великого поста мне предоставил календарь, тот юлианский, то есть при Юлии Цезаре введённый календарь, которым современное человечество пользуется (нынешний так называемый григорианский календарь это тот же юлианский, только сдвигаемый на несколько более ранний срок для удержания не абсолютно точного юлианского календаря на одном и том же месте). Начиная свои ставшие ежегодными посты, я не мог не заметить, что начало их совпадает с первым днём февраля, и получается довольно удобная для начала поста дата – начался февраль, и вместе с ним начался и пост. И с учётом того, что февраль – усечённый месяц и в нём только двадцать восемь дней, последний день поста приходится на день весеннего равноденствия двадцать первого марта, а окончание поста и выход из него как раз приходится на тот начинающий возрастать над тёмной половиной суток день, который у ариев означал начало нового года, то есть на двадцать второе марта.
Из этого можно сделать вывод, что ещё в первом веке до нашей эры, когда по указанию Юлия Цезаря создавался этот календарь, Великий пост был достаточно чтимым событием, чтобы под него календарь подгонять (или был одним из таких чтимых событий), и был событием, имевшим своё строго определённое время для его проведения, раз календарь под него подгоняли. И только последовавшее затем христианство всё выхолостило и предало забвению или превратило в абсурд.
И вот после понимания всего этого я обратился к Библии и более внимательно прочитал, как постился Иисус. Оказывается, там ничего не говорится о том, сколько времени Иисус постился. Там говорится только, что, пропостившись сорок дней, Иисус «взалкал», то есть оголодал, иначе говоря, что у него обострилось чувство голода, и после этого (или одновременно с этим) ему явился дьявол искушать его. И всё. А в связи с пониманием того, как это происходит, я могу с уверенностью утверждать, что Иисус продолжал поститься и во время искушений его дьяволом, потому что если бы он перестал поститься в эти дни, то и дьявол перестал бы его искушать, удовлетворившись тем, что Иисус не преодолел барьера обрыва связей с дьяволом и остался подвластен ему. И коль за полсотни лет до появления Иисуса при Юлии Цезаре ввели календарь, учитывавший сорокадевятидневный пост, то очевидней всего, что Иисус постился столько, сколько было в то время принято, то есть сорок девять дней.
Но в Евангелиях оказалось написано так, что самым естественным образом понимается не так, как было написано. Что характерно для лицемерно-фарисейского стиля: сказать так, чтобы вроде как и не солгать, но в то же время ввести в заблуждение. Ещё те оказались ученички. Под руководством фарисея Савла.
К сегодняшнему дню день весеннего равноденствия несколько сместился и всё чаще выпадает на двадцатое, а не на двадцать первое марта, но время Великого поста продолжает оставаться в прежних рамках. В последующие посты я в этом достаточно явно убедился, сдвигая начало поста на день раньше, чтобы подогнать его под гуляющую между двумя днями точку весеннего равноденствия – разница чувствуется, от поста остаётся чувство явной неудовлетворённости. Очевидно, что режим поста связан не столько с самой точкой равноденствия, сколько с более широким периодом этого события, и ориентирован скорей на календарную дату, чем на центральную точку этого события.
Каким образом следует поститься? Настоящий полный пост это слишком жёсткий вариант поста, он пригоден только в тех случаях, когда полностью погружаются в духовную работу, отключаясь при этом от всего остального. При этом физическая активность становится минимальной, и вполне допустимо ничего не есть, а только пить растительные жидкости: овощные отвары, рассолы от солений, отвары из сухофруктов, чаи, травяные настои (с добавлением сахара или мёда), соки.
Лично у меня за несколько проведённых постов отработался свой как будто оптимальный режим: первые четыре недели – нормальный активный образ жизни и употребление при этом вместе с овощными отварами и рассолами также соков и сладких напитков, последние три недели – образ жизни с минимальной внешней активностью и максимальным уходом в свой внутренний мир или в какую-либо духовную работу и употребление при этом только отваров, рассолов и некоторого количества (до полулитра в день) обычного сладкого чая или травяных настоев, но уже без соков. Соки, употребляемые в первой половине поста, я предпочитал пить без мякоти или с небольшим количеством мякоти. При таком режиме поста достаточно иметь три свободных недели на то, чтобы получить от него почти максимальную пользу. Но всё же это слишком жёсткий вариант поста в отношении питания, большинству людей он просто не пригоден, а другим он нужен временно для наработки у них способностей углублённого взаимодействия с миром духа, но не как самоценная аскеза. После достижения неких результатов во взаимодействии с духовным вполне допустимо перейти и к более лёгким формам поста – лично я тоже перешёл со временем на посты в отношении питания более лёгкие.
Нормальным следует признать обычный вегетарианский пост без употребления животной пищи (и животных жиров) и без употребления растительных продуктов пятой категории (или с минимальным использованием таких растительных продуктов).
Возможен также облегчённый вариант поста, когда вместе с растительной употребляют также молочную продукцию (в том числе сыры и кисломолочные продукты). Но яйца во время поста употреблять не следует.
Довольно неплох и чисто молочный пост, при котором пьют только молоко, обычно с медом или сахаром (к молоку, очевидно, также можно добавлять и витамины). Такой вариант поста я успел опробовать на себе, он практически может служить заменой полному посту за исключением того, что при нём не происходит заметного сброса накопившихся в организме жиров. Кисломолочную продукцию при таком посте употреблять не следует.
Возможен ещё более легкий вариант поста, который правильней назвать уже условным постом, когда при посте употребляют также и рыбу. Это скорей даже не столько пост, сколько дань уважения к посту, но в какой-то мере это всё же пост. Могут быть случаи, при болезнях, например, когда допустимо ограничиться таким условным постом. Хотя сам по себе пост способствует оздоровлению, и во многих случаях (если нет медицинских противопоказаний) больным всё же стоит пропоститься, чем давать себе такую поблажку. Если браться проводить такой условный пост, то рыбу следует начать употреблять в первый же день поста. Потом её необязательно употреблять регулярно, но начать следует с рыбы, чтобы в последующем не возникло видимости отказа от поста по собственной слабости.
Дополнительно следует подчеркнуть возрастные особенности в проведении поста. Детям до четырнадцати лет вообще не следует поститься. От четырнадцати до двадцати одного года возможен условный пост, а если есть большое личное желание, то облегчённый пост. И только от двадцати одного года можно без каких-либо опасений проводить нормальный вегетарианский пост. А полный пост с отказом от пищи допустим только после двадцати восьми лет. Если в период с двадцати одного года до двадцати восьми лет кто-то имеет большое желание проводить более жёсткий, чем нормальный вегетарианский пост, то допустимо проведение молочного поста, но к настоящему полному посту надо вызреть, дойти до нужного возраста, чтобы он пошёл на пользу.
Безусловно, важнейшая функция поста – духовное очищение, поэтому во время поста необходимо больше внимания уделять своему внутреннему миру и стремиться к созданию в себе внутренней чистоты, и на это направлены ограничения в употреблении нечистой пищи, пищи энергетически негативной и пищи убойной.
Но одна из важнейших дополнительных функций поста – сброс годичных жировых накоплений. Сами по себе жиры являются в определённой мере накопителями информации (вероятно, наука со временем обратит внимание на эту функцию жиров, ныне совершенно упускаемую из вида), и когда в организме накапливаются застарелые жиры, то с ними накапливается и определённого вида информация телесного уровня, уровня пищеварительной деятельности организма. Эта информация может иметь какое-то значение для текущей пищеварительной деятельности организма, может в какой-то мере выполнять функции пищеварительной памяти, но когда она вместе с накопившимися жирами застаревает, то она становится определённым информационно-энергетическим балластом, старящим организм. Поэтому жиры должны работать, время от времени должны расходоваться организмом. Быть может, не так и плохо, что жиры в организме накапливаются, но они должны и расходоваться, должны сжигаться организмом. Пост для расхода застарелых жировых накоплений – идеальное время, и естественно, он должен быть жёстким настолько, насколько это необходимо для вовлечения излишних жиров в работу организмом. Такой пост – важнейший механизм по предотвращению преждевременного старения организма.
Нынешнее человечество сходит с ума в переборах самых разных диет, когда вот она – природная, вполне естественная диета, давным-давно отработанная нашими предками. Диета, учитывающая естественные ритмы природы и гармоничная с этими ритмами – к зиме не грех и жирка накопить, как во всей живой природе это и происходит, но в конце зимы этот жирок следует израсходовать.
Но Великий пост это, конечно же, не только и не столько диета, это, в первую очередь, духовный феномен.
Это время, когда благодаря минимальной (или ограниченной) пищевой активности организма происходит активизация внутренней духовной активности, когда человек глубже проникает в свой внутренний мир и в свои отношения с духовным миром вообще. Время, когда духовный мир более всего открывается человеку и готов к совместному взаимодействию с человеком. Время, когда в духе осознаются и исправляются ошибки, послабляются и нейтрализуются грехи, сглаживаются и уходят психические напряжения, оздоравливается и направляется судьба, приходит углублённое понимание себя и мира в себе, естественным образом рассеивается собственная неистинность и укрепляется правильное и праведное понимание хода вещей и отношений между вещами. Время, за сотни тысяч лет сложившееся в особый сезонно чётко выделенный духовный феномен. Время вознесения души. Время общения с Богом.
Безусловно, пост требует какой-либо внутренней работы над собой. Но даже тем людям, которые не склонны смотреть внутрь себя и понятия не имеют, о какой такой внутренней работе может идти речь, пост всё равно необходим. Потому что какая-либо работа, связанная с формированием судьбы человека и его духовного облика в это время всё равно происходит, она совершается в духе самопроизвольно, вне зависимости от того, насколько сам человек обращает на неё внимание – это такое время, которое давным-давно уже сложилось в планетных ритмах, и это время объективно, вне желания человека производит в отношении него свою работу.
Поэтому в это особое время, как ни в какое другое, следует не отягощать свою судьбу, чтобы она потом такой отягощённой и не осталась на весь следующий год, а, может быть, и более, следует держаться как можно дальше от всяческого негатива и неправедности, потому что всё в это время действует обострённо и формирует духовное окружение человека, формирует более или менее благоприятной жизнь наступающую и облегчает или отягощает груз событий прошлого. Поэтому в это особое время не ссорятся, не сквернословят, не пьют спиртного, не держат в голове дурных замыслов и не думают плохо о других людях, не хитрят, не обманывают, и держатся от любого негатива как можно дальше и, напротив, ко всему положительному как можно ближе. Поэтому к этому времени стараются помириться, когда есть с кем мириться и с кем могут помириться, стараются забыть обиды и жить со всеми окружающими в любви и согласии.
А в отношении питания в это время не употребляют пищи убойной, потому что ей сопутствует какой-то свой негатив, не так значимый в другое время в сравнении с наиболее явным негативом растительной пищи, но значимый для этого особого времени и обострённо воспринимаемый этим особым временем, временем формирования человека, временем Великого поста.
Ну, а после этого времени наступает новый годовой цикл, и наши предки жили в согласии с этим годовым циклом и отмечали день Нового года после дня весеннего равноденствия.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 653;