Глава 5. Особенности проведения Великого поста
Данная глава включена в книгу позже по причине необходимости дополнительно разъяснить тему главы предыдущей. В своё время это было сделано в качестве отдельной статьи под названием «О Великом посте», но всё же лучше дать эту информацию непосредственно здесь, поэтому статья «О Великом посте» была преобразована в данную главу книги. При этом она осталась почти в своём неизменном виде, что несколько выделяет данную главу из общего стиля изложения.
На теме Великого поста имеет смысл остановиться дополнительно, так как в предыдущей главе она изложена достаточно кратко, только лишь по сути своей, и некоторые её детали требуют прояснения.
Напомню, что Великий пост проводится в течение семи недель с 1 февраля до 22 марта и, в зависимости от строгости поста, подразделяется на полный пост, молочный пост, нормальный пост, облегчённый пост и условный пост. При полном посте режим питания ограничен только до растительных жидкостей (соков, отваров из сухофруктов, овощных отваров, рассолов и т.п.). При молочном посте употребляется только молоко с такими добавками, как мёд, сахар, витамины. При нормальном посте придерживаются обычного вегетарианского режима питания. При облегчённом посте растительная пища дополняется также молоком и молочными продуктами. При условном посте употребляют ещё и рыбу. При нормальном, облегчённом и условном постах используют только растительные жиры (не считая молочных жиров при молочном, облегчённом и условном постах), но, если есть желание сбросить собственные излишние жировые накопления, то можно обходиться и без жиров (масел) вообще.
При таком подразделении постов я, пожалуй, допустил ошибку, назвав самый жёсткий вариант поста полным постом. Название «полный» в восприятии многих людей неявно ассоциируется с такими понятиями, как полноценный, самый правильный. И поэтому они заранее настраиваются именно на такой пост в надежде получить от него максимальную пользу. Одна девушка двадцати с небольшим лет даже спросила меня с некоторой долей возмущения, почему это ей надо терпеть до двадцати восьми лет, с которых полный пост допустим, а нельзя его провести прямо сейчас. Поэтому давайте в этом вопросе определимся несколько детальней, чтобы у нас из хорошего дела не получилось очередной ломки дров по принципу «хотели как лучше…».
Во-первых, давайте название «полный пост» изменим на название «жёсткий пост». Он действительно слишком жёсткий, этот пост, и такое название ему вполне соответствует.
Во-вторых, давайте определимся, кому он нужен. Нужен такой пост только людям, ведущим образ жизни подобный монашескому, то есть таким людям, которые полностью, с головой ушли в духовную работу, в восприятие своего внутреннего мира, расширяющееся постепенно (очень постепенно) до восприятия духовного мира вообще, людям, у которых наработан опыт внутренней чувствительности и которые этой чувствительностью живут. Таким людям жёсткий пост может принести пользу, да и то, всегда ли и всем ли – это вопрос дополнительного изучения.
Но вырваться из светского мира, плюхнуться в жёсткий пост и опять уйти в светскую жизнь – пользы нуль. А вреда к этому нулю может оказаться большая тележка. Хотя бы уже потому, что для проведения такого поста надо обладать хорошим здоровьем, при отсутствии здоровья организм может не выдержать и ответить на такое жёсткое к нему отношение дополнительными сбоями. Людям же со слабым сердцем такой пост может вообще выйти боком. Кроме того, женщинам детородного возраста я бы такой жёсткий пост тоже не рекомендовал – у них есть свои особенности в организме, необходимые для рождения детей, и как это всё может сказаться на будущих детях, просто неизвестно, поэтому лучше не рисковать. Монашкам или женщинам, которые рожать больше не намерены – это уже другой вопрос.
И даже людям монашеского типа такой жёсткий пост вряд ли необходим постоянно, на продолжении всей жизни. Он нужен для того, чтобы глубже раскрыть свой внутренний мир и наработать опыт более глубокого восприятия и своего внутреннего, и духовного мира вообще, но при активизации каких-то базовых элементов такого восприятия дальше они начинают развиваться уже самопроизвольно, а если не совсем самопроизвольно, то и без необходимости все свои внутренние силы именно на этом деле сосредотачивать. К тому же, когда с помощью таких постов устанавливается более прочная связь с положительными силами духовного мира, то они уже самостоятельно начинают вести человека, оказывать ему какую-либо помощь, без его полной самоотдачи в устремлённости к этим силам. Поэтому нескольких жёстких постов вполне достаточно, чтобы выйти на некий базовый уровень (свой для каждого), с которого дальнейшее духовное развитие осуществляется уже какими-либо другими средствами, без повторения жёстких постов как пройденного этапа (но это не относится к отказу от постов вообще, это относится только к завершению выполнившей свою задачу методики, использующей возможности поста как такового для каких-то своих более углублённых целей).
Сколько именно жёстких постов необходимо каждому конкретному человеку, ставшему на путь углублённого изучения духовного мира, сказать сложно – у каждого это может происходить по-разному, в зависимости и от заложенных в нём от рождения способностей, и от его личной судьбы и от многих вещей ещё. Такие вещи, как необходимость в жёстком посте, в значительной степени должны определяться интуитивно, по тому, как человека ведёт в этом деле. Ну, а для этого необходимо обладать уже некоей наработанной интуицией, быть не совсем новичком в деле внутреннего сталкинга. И начинать своё личное знакомство с духовными материями с жёсткого поста – дело довольно бессмысленное, он может прилагаться только уже на каком-то этапе освоения духовного мира как одна из многих других методик, позволяющих такого освоения достигать. Лично мне хватило семи жёстких постов (без учёта дополнительного летнего поста такой же длительности, который я проводил для сопоставления его с Великим постом), после этого я почувствовал, что дальнейшие такие посты будут для меня избыточны, и перешёл к более лёгкой форме поста. У кого-то другого это может быть иначе.
Та более лёгкая форма поста, к которой я перешёл, может быть выделена как отдельная форма поста и названа строгим постом. При строгом посте первых четыре недели придерживаются обычного вегетарианского режима питания, а оставшиеся три недели проводят в режиме жёсткого поста, то есть употребляют только растительные жидкости. Этот пост можно рекомендовать уже и при обычном светском образе жизни для тех людей, которые хотят получить от поста максимальную пользу и у которых есть возможность выделить три последние недели поста как свободное время или облегчённое от других дел время для более полной сосредоточенности на своём внутреннем мире. Но, опять-таки, такой пост можно рекомендовать только с двадцати восьми лет. Для любой духовного плана работы необходимо определённое созревание, и лучше не портить себе период своего внутреннего вызревания преждевременными стараниями. А обычный вегетарианский пост – пожалуйста, будет уместен в любом случае.
И ещё один вопрос – как начинать пост, чтобы в духе была определённость относительно вашего решения поститься? Раньше, когда такой пост был общепринятой нормой, то было и так понятно, что люди в такое-то время начинают Великий пост. Сейчас это уже совсем не так. На самом деле объявить о начале поста очень просто - вечером 31 января, уже после ужина, ближе ко сну, скажите вслух: «Начался Великий пост». И этого достаточно. А если по каким-то причинам не сможете так сказать в это время, то скажите об этом вслух в первой половине дня 1 февраля. И будет понятно, что ваш пост начался.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 701;