Условия организации в процессе изучения окружающего мира
Существуют различные подходы к классификации игр. Игры подразделяются по количественному составу участников на индивидуальные, групповые и коллективные; по длительности – на игры-миниатюры (3-5 мин), игры-эпизоды (5-10 мин), игры-занятия (30-35 мин); по степени сложности выполнения действий – на элементарные игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр; по используемому материалу – предметные, настольно-печатные и словесные; по характеру и форме поведения – подвижные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные, конструктивно-строительные, игры-развлечения; по способу проведения – компьютерные игры, имитационно-моделирующие, интеллектуальные и др.
У младших школьников сохраняется интерес к сюжетно-ролевым играм. Сюжетно-ролевые игры («Перекресток», «В театре», «День рождения» и др.) часто используются на уроках ознакомления с окружающим миром. Такие игры помогают адаптироваться к школе, приобщают к сотрудничеству в познании, способствуют формированию навыков социального поведения, знакомят с правилами и нормами общения в разных типах социума, усиливают самоопределение, развивают самооценку и ответственность. Дети разыгрывают различные роли – реальных персонажей, животных и растений, «оживших» предметов.
Игрушки рассказывают
Оборудование: предметы (игрушки) в бумажных пакетиках.
Каждый учащийся должен выбрать дома предмет, который может о нем рассказать много интересного, положить его в бумажный пакет и принести на урок. Дети садятся в круг. Все пакеты складываются в центр круга. Учитель достает предметы, а учащиеся определяют, кому он принадлежит. Затем хозяин предмета рассказывает от лица предмета, как этот предмет представляет его. В итоге игры проводится обсуждение: Как попадают к нам вещи? Как они помогают нам? О чем могут рассказать наши вещи? Как мы относимся к своим вещам? Почему нужно беречь вещи? Понравилось ли рассказывать о своей вещи? Что мы чувствовали, когда слушали других? [18].
Сюжетно-ролевые природоведческие игры («Экскурсия по зоопарку», «Путешествие в мир природы») основаны на моделировании содержания деятельности или имитации природных процессов, отношений между объектами природы. Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конструкторские игры, труд детей в природе. При организации наблюдений в природе создаются игровые ситуации, когда дети представляют себя детективами или инопланетянами, которым придется заниматься поисками тех или иных природных предметов (опавших плодов и семян, насекомых и следов их деятельности и т.п.).
Кораблекрушение
Оборудование: карты острова, карточки с перечнем природных ресурсов.
Класс делится на группы. Каждая группа получает идентичные карты острова и перечни имеющихся в их распоряжении природных ресурсов. По условиям игры на острове предстоит провести некоторое время. Запасы пищи, полезные ископаемые, материалы для построек и одежды имеются на острове в достаточном количестве при разумном распределении всех основных работ (сбор растительной пищи, рыбная ловля, ведение сельского хозяйства и т.д.). Перед каждой из групп стоит общая задача – выжить. Однако организация жизни в группах ориентирована на разные виды занятий (земледелие, рыбоводство и т.д.).
Игровые инструкции ориентируют участников игры на организацию своего варианта устройства экономики. Например: Что может дать вам природа? Где находятся природные ресурсы, которые будут вами использованы? Что вы будете производить? Где можно расположить транспортные линии, по которым будут привозить сырье, отправлять готовую продукцию? Где будут жить люди? Какие отходы производства могут попасть в окружающую среду? Как загрязнение окружающей среды повлияет на растительность, животный мир, людей? Какие меры защиты природы нужно предусмотреть? и т.д.
После работы в группах проводится фронтальное обсуждение проектов, подводятся итоги игры [7].
Предметно-манипулятивные игры («Коллекционер впечатлений», «Отгадай по описанию (по звуку)», «Ящик ощущений», «Найди лишнее» и др.) ориентированы на совершенствование детского опыта восприятия природы, на обучение стратегиям и технологиям взаимодействия с природными объектами. Они нацелены на формирование представлений о свойствах, качествах природных объектов и явлений, на развитие умений выделять и описывать экологические условия жизни растений и животных, оценивать экологическое состояние объектов природы, группировать объекты по экологическим признакам. Такие игры развивают сенсорику, познавательный интерес, образно-логическое мышление детей.
Пищевая сеть
Оборудование: карточки с изображением растений и животных, клубок ниток.
На карточках рисуются или приклеиваются картинки: растения – с почками, листьями, цветами, ягодами, семенами, травянистые растения, кора деревьев; травоядные животные – мышь, олень, белка, птица, гусеница; плотоядные животные – землеройка, сова, орел, лиса, волк; организмы-разлагатели, питающиеся падалью, – бактерии, грибки, многоножки.
Дети получают карточки и встают в круг, так чтобы разные виды живых существ были распределены равномерно по всему кругу. Какое-нибудь «растение» берет кончик нитки, сообщает о себе информацию и передает клубок «травоядному животному». Тот передает клубок «плотоядному животному», а это «животное» – «организму-разлагателю»; а этот «организм» в свою очередь передает клубок «растению» – и так до тех пор, пока не образуется сеть, связывающая всех участников игры.
Подводя итоги, необходимо обсудить, что произойдет, если погибнут растения. Каковы будут последствия гибели, например, организмов-разлагателей (в почву перестанут поступать питательные вещества, и растения, а с ними и животные тоже погибнут) [20].
Подвижные игры («Волки и овцы», «Комары и лягушки», «Пищевая пирамида» и др.) носят имитационный характер, связаны с сюжетом и ролью. Они учат детей видеть экологические аспекты взаимоотношений в природе. Выполняя активные двигательные игровые действия (построение цепей питания, «охота» на жертву, передача «энергии» по энергетической пирамиде и т.п.) в соответствии с сюжетом игры, дети знакомятся с экологическими связями и отношениями («хищник – жертва», «производители – потребители – разрушители») в природе, экологическими ролями, защитными приспособлениями растений и животных, учатся действовать в различных экологических ситуациях. Особенностью подвижных игр является их соревновательный, коллективный характер.
Пищевая пирамида
Оборудование: семь чашек одного размера, ведро с водой.
Когда дети усвоят, что такое пищевая цепь, можно рассказать им, как распределяется солнечная энергия по звеньям этой цепи. Для этого учащимся предлагается смоделировать пищевую пирамиду. Дети делятся на команды, и в каждой команде распределяются роли – четыре человека будут играть роль растений-производителей (пшеница), два – роль первичных потребителей (полевки) и один – роль вторичного потребителя (змея). Может быть придуман любой другой вариант пищевой (энергетической) пирамиды.
Каждый участник пирамиды берет себе по чашке и занимает свое место в пирамиде: «растения» садятся на пол, «первичные потребители» становятся на колени за их спиной, а «вторичный потребитель» – позади всех.
Детям объясняется, что ведро с водой символизирует солнечную энергию, поступающую на Землю. Растения в процессе фотосинтеза запасают ее в своих органах. После этих слов «растения» наполняют свои чашки водой из ведра. Потребители – растительноядные животные – для поддержания своего существования должны поедать растения: так они получают энергию, запасенную растениями. После этих слов «растения» переливают свою «энергию» в чашки «потребителей». Часть воды при этом проливается мимо чашки – это та «энергия», которую первичные потребители расходуют на поддержание тепла собственного тела. Эта энергия уходит обратно в атмосферу. Первичные потребители – растительноядные животные, в свою очередь, служат пищей для вторичных потребителей – плотоядных животных, пополняющих свои запасы энергии. «Полевки» переливают свою «энергию» в чашку «змеи», при этом часть воды проливается – это та энергия, которая затрачивается на поддержание жизни вторичного потребителя.
Побеждает та команда, которая быстрее и с меньшими потерями справится с заданием.
С помощью этого же приема можно наглядно продемонстрировать, как происходит накопление пестицидов и других ядовитых веществ в высших звеньях пищевой пирамиды. Для этого в чашку каждого «растения» кладется по небольшому камню. По мере того как вода передается вверх по пищевой пирамиде, в чашках становится все больше камней, пока, наконец, все камни не окажутся в чашке «змеи». Можно разработать разные варианты этой игры
Конструктивные игры («Экологический конструктор», «Мастерская Лесовичка», «Экоград» и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких-либо предметов (моделей). У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструирование может выступать этапом подготовки других игр: изготовление предметов реквизита к играм-драматизациям или моделирование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям. Из снега, глины, песка, бумаги, пластилина младшие школьники могут создавать модели природных объектов; из камешков, опавших веточек, кусочков коры и другого природного материала – модели различных природных сообществ и другие поделки. В подобных играх дети знакомятся со свойствами материалов естественного и искусственного происхождения, с видами профессиональной деятельности человека, учатся видеть целостность и красоту окружающего мира, строить гармоничное взаимодействие с окружающей социоприродной средой.
Экополис
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, краски.
Учащимся предлагается создать Экополис – красивый и гармоничный город, который дружит с природой. В таком городе уютные дома, много парков и садов, потому что все люди заботятся о месте, где они живут.
Детям предлагается назвать объекты, характерные для городов. Затем эти объекты группируются в соответствии с выполняемыми функциями.
Раздаются большие листы бумаги, на которых учащиеся рисуют карту Экополиса. Функциональные зоны они выделяют на карте разным цветом: места обитания растений и животных (зеленый); площадки для игр (желтый); жилые дома (синий); предприятия (оранжевый), проезжая часть (красный) и т.д.
После этого дети создают трехмерный макет города. Для этого можно использовать упаковки из-под продуктов (коробки, пластиковые стаканы, наклейки и т.п.) и цветную бумагу. Учащиеся вырезают из старых журналов и газет изображения людей, деревьев, автомобилей и тех предметов, которые можно увидеть в городе. Наклеивают, чтобы картинки могли стоять вертикально.
Проводится обсуждение проекта Экополиса по вопросам: Выполняет ли их город все необходимые функции? Какие службы или территории можно добавить, чтобы сделать Экополис более удобным? Какие материалы лучше всего использовать при строительстве? Каким транспортом будут пользоваться люди? Каковы источники опасности, о которых необходимо знать детям в городе? Как будут называться улицы и площади? Какие там сады и парки? Есть ли там река или озеро? Где можно отдохнуть в городе?
Где могут жить птицы и звери в их городе? Что могут сделать дети, чтобы улучшить свой город, микрорайон, двор? Каким станет их родной город или поселок через 100 лет? (М.О.`Коннор).
Игры в природе. На экскурсиях и прогулках проводятся игры, в которых дети овладевают широким спектром способов познания окружающего мира. В процессе активного взаимодействия с миром природы у школьников развивается наблюдательность, образное и логическое мышление, воображение, память. Главная задача учителя – интегрировать знания, способы деятельности и ценностные ориентации обучения, а не выступать простым передатчиком информации.
Познание через ощущения
Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.
Детям предлагается подумать, как разные животные и человек воспринимают окружающий мир. Учитель сообщает, что более 90% информации мы получаем с помощью органов зрения. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, т.е. попросту завязать глаза.
Детям предлагается исследовать участок местности с помощью различных органов чувств. Каждый ребенок выбирает себе место, которое он будет исследовать. Можно сесть под деревом, или на поваленном стволе дерева – главное, чтобы ничего не мешало. Когда дети устроятся поудобнее, они завязывают себе глаза и отдаются во власть своих ощущений: вслушиваются в звуки, вдыхают запахи и пробуют определить на ощупь, какие предметы окружают их. Далее детям дается задание – выразить свои впечатления в стихах, в коротких рассказах или в рисунках.
Вариантами этого упражнения могут быть «слепая прогулка» (дети с завязанными глазами идут друг за другом, положив руку на плечо впереди идущего) и «прогулка босиком». Каждый из этих видов деятельности приносит новые ощущения, новую информацию [20].
Эффективность использования дидактических игр на уроке зависит от ряда дидактических условий:
1. Соответствие игры дидактическим целям урока. Содержание дидактических игр должно прежде всего отражать учебный материал урока.
2. Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:
уровень познавательной деятельности (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);
уровень коллективности (от индивидуальных игр к групповым и коллективным);
характер организации (от организации игры учителем до самоорганизации).
3. Определение места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения.
4. Активная творческая позиция каждого участника игры. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности.
5. Доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель – привлекательна для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.
6. Эмоциональность игры. Немаловажную роль играет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
7. Подготовка учителя к руководству игровой деятельностью и обучению младших школьников умению играть.
Игровые методы эффективны для закрепления и творческого осмысления изученного материала, для формирования умений и ценностных ориентаций. Игра является активным методом обучения. Несмотря на то что учитель знакомит школьников с содержанием и правилами игры, ученики берут на себя ответственность за ее проведение, превращая учебный процесс в самоинициируемое учение (К. Роджерс).
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 839;