5 страница. правовой государственности в целом

правовой государственности в целом. Судопроизводство должно быть основано

на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности, по

наиболее сложным делам должен функционировать суд присяжных. Адвокат

должен допускаться с момента задержания и предъявления обвинения органами

дознания или предварительного следствия. На арест подозреваемого и обыск

помещения должна быть санкция судьи. Следственный аппарат независим от

органов дознания (милиции, органов безопасности), должен находиться под

контролем суда и под надзором прокуратуры, состоять в системе Министерства

юстиции.

 

Судебная власть не должна подменять собой законодательную или

исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы

не должны присваивать себе функции суда. Основной закон государства

закрепляет принцип независимости, несменяемости и подчинения судов

только закону.

 

Федеративное устройство государства является также способом

децентрализации и разделения власти, предупреждающим ее концентрацию в

федеральном центре.

 


 

2.4. Формирование правовой государственности в России

 

На Западе становление правовой государственности заняло не менее

двухсот лет и можно утверждать, что правовая государственность – это

политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу,

демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой

цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой

государственности России относятся к концу XIX и началу XX века,

принципы конституционности пыталось установить в стране Временное

правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное

восстание, приход к власти большевиков отверг всякое подобие правовой

государственности, сама идея правления закона была объявлена

контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х годов преобразование

страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию

идеи правовой государственности.

 

В нашем государстве делается попытка не только возродить идею

правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правовой

государственности в России – это сложный и длительный процесс, который

будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической,

экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и

общечеловеческих ценностей, построения современного демократического

гражданского общества.

 

Проведение в жизнь экономической, политической, правовой реформы

можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования

правового государства. Проведение этих реформ без участия правового

государства тоже невозможно. Должно быть их органическое

взаимодействие.

 

Кроме того, становление правовой государственности предполагает

генезис особых правовых отношений между гражданином и государством,

между органами государственной власти, а также обновленное

взаимодействие между обществом, правом и политикой.

 

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием

правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В

последнее время принято очень много законодательных актов, создающих

основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,

правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие

принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые

шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности

естественных прав человека, попытка построить общефедеральные органы

 


 

государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах

Российской Федерации на принципах правовой государственности.

 

Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть

принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического

построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными

факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и

гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального

построения правового государства в России необходимо:

 

• повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать

частью мировой цивилизации;

 

• построить развитую экономику, создать мощную материально-

техническую базу с высокоэффективными технологиями;

 

• обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности

граждан;

 

• создать стабильную политическую обстановку, решить

национальный вопрос;

 

• создать развитую правовую систему, повысить правовую

культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную

работу правоохранительных органов.

 

Процесс формирования правового государства предполагает создание

системы социальных, экономических, политических, юридических и иных

гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных

положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную

ответственность государства и личности.

 

Современное демократическое правовое государство предполагает

развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные

общественные организации, политические партии и никакая идеология не

может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе

идеологического, политического многообразия (плюрализма),

многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового

государства, одним из направлений этой работы является развитие

гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и

государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека,

утверждение принципов политического плюрализма.

 

Непременной предпосылкой формирования правового государства

следует считать сравнительно высокую общую культуру населения.

Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую

систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского

обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного

 


 

творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность,

добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего

развития личности, в первую очередь, ее духовного мира. Возрождение и

развитие культуры – стержня цивилизованного общества – предпосылка

формирования демократического правового государства.

 

В духовно-культурной сфере важнейшее место занимают вопросы

образования. Образование является фундаментом для развития человеческой

личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного

общества.

 

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований

в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того

правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее

время не только у граждан, но и у представителей государственного

аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, законов всеми членами

общества, всеми должностными лицами, органами государственной власти,

органами местного самоуправления – неотъемлемая черта демократического

государства.

 

Проводимая в стране судебно-правовая реформа предполагает

обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного

законодательства, престижного и справедливого правосудия, реально

гарантирующего права и свободы граждан, высокопрофессиональной охраны

правопорядка, что должно быть непременно достигнуто на основе

повышения уровня правовой и политической культуры.

 

Цивилизованное законодательство, авторитетное и независимое

правосудие, профессионализм в охране правопорядка и общественной

безопасности – непременная черта правовой государственности.

 

Важнейшим фактором формирования правовой государственности

является высокий уровень развития экономики страны и материальной

обеспеченности населения. В бедной стране, находящейся на низком уровне

экономического развития, невозможно построение правового государства.

Развитая экономика, высокий материальный достаток у населения и

нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития

общей культуры народа и способствуют становлению гражданского

общества и формированию правовой государственности.

 

Важнейшей задачей построения правовой государственности в

Российской Федерации является утверждение принципов господства права в

сфере межнациональных отношений, в национально-государственном

строительстве, в формах федеративной организации российской

государственности. Россия – многонациональная страна, и ей как воздух

 


 

необходимы мир и национальное согласие. Решение национального

вопроса – залог стабильности и порядка в обществе и государстве.

 

Сейчас в нашей стране происходят сложные процессы в развитии

государства и права. Идет процесс становления новой государственной и

правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского

общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того,

что общество переживает жесточайший экономический и социальный

кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко

высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная

система за долгие десятилетия своего господства.

 

Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из

глубочайшего кризиса и обновление страны возможно, помимо всего

прочего, только на пути правовой государственности. Для достижения этой

цели нужно, чтобы каждый гражданин, каждый государственный орган,

должностное лицо осознали важность этой задачи.

 

Несмотря на все трудности и кризисные явления, происходящие в

нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному

демократическому обществу и займем достойное место в мировой

цивилизации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Гражданское общество и правовое государство.

 

2. Назовите основные принципы правового государства.

 

3. Раскройте содержание принципа верховенства права.

 

4. Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность в

демократическом обществе.

 

5. Принцип разделения властей в системе осуществления

государственной власти.

 

6. Роль и место судебной власти в защите прав и свобод личности.

 

7. Проблемы и пути формирования правовой государственности в

Российской Федерации.

 


 

Раздел 2. Понятие и сущность права

 

Глава 3. Понятие и социальное назначение права

 

3.1. Понятие и признаки права

 

Право – явление цивилизации и культуры. Право соответствует

определенной системе ценностей той или иной цивилизации, той или иной

культуры. В различных цивилизациях встречаются различные подходы в

понимании права. Например, можно рассматривать право в рамках

китайской, индийской или же европейской цивилизации.

 

Право – это сложное явление общественной жизни. От понимания права

во многом зависит общая ориентация юридической науки и практики. Задача

научного познания заключается в том, чтобы за многообразными

проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти

его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую

ценность. И, кроме того, поняв смысл права как социальной ценности, надо

распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным

подобием нечто иное, противоположное праву.

 

В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При

подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные

отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко

смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими

общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства, то

есть отождествление права и закона, обедняет содержание права, не

вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его

искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет

собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В

связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано особо. Однако не столь

редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие,

при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву.

На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть

якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и

приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов,

санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует

вне зависимости от того, идет ли речь о какой-либо элите, бюрократии,

партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем

оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто,

применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении

права к закону и другой порок. Все знают, что законы устанавливаются

 


 

государством, но, если право и закон тождественны, тогда выходит, что и

право порождается государством, представляет его «возведенную в закон»

волю.

 

На самом же деле право – это не «возведенная в закон» воля, если даже

это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство

(юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой

системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития.

Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней

формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный

феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную

природу права.

 

Итак, перед нами стоит задача за многообразием правовых и будто

правовых явлений, лежащих на поверхности общественной жизни, вскрыть

то, что представляет собой действительное право, определить те его качества

и свойства, которые отличают, отличали и будут отличать право от иных

образований человеческого общества, планетарной цивилизации. Имея в

виду самые различные формы существования, бытия права как определенной

тотальности, нетрудно убедиться в том, что самой непосредственной

данностью обладает естественное для социальной природы человека право –

его основные права и свободы от рождения. Человек рождается свободным и

равным другому человеку. В этом смысле право есть одно из важнейших

качеств и свойств свободной личности. Человек как личность не только

включен в определенные связи с другими людьми, но и непременно выделяет

себя, свое «я» из общества, в котором существует (из рода, племени, народа

и т. п.). Без общества нет человека, но пока он (да и каждый индивид) не

самоопределится, перед нами первобытное стадо, а не социум. Становление

цивилизации предполагает формирование свободной личности, что означает,

помимо всего остального, осознание индивидом своей социальной ценности,

способности мыслить и действовать самостоятельно, раскрывая при этом

своеобразие своего индивидуального таланта, природой данных творческих

наклонностей. Смысл существования личности – реализация собственного

«я» (независимо от того, получаем ли мы этот индивидуальный дар от Бога,

от генов, от условий жизни поколений и т. п.). Общество развивается именно

потому, что развивается свободная личность, реализуя свои способности и

таланты в коллективе людей. Свобода индивида – предпосылка свободного

общества. Сообщество людей, в котором подавлена личность, нет творческой

индивидуальности, нет никакой возможности индивиду нанести на условия

жизни социума свой отпечаток, – обреченное, стагнирующее, загнивающее

общество, остающееся на обочине цивилизации и культуры. Подобное

сообщество (племя, народ, этнос) умирает, если не сумеет возродиться. Вся

 


 

история человечества есть в этом смысле не что иное, как ступени завоевания

людьми социальной свободы. Важнейший критерий цивилизованности –

человек и его свобода, степень развития и реализации таланта человека,

становления свободной личности.

 

Рассматривая как социальное свойство человека, право связывают с

необходимой для человека свободой. Право призвано обеспечить свободу,

без которой не может формироваться и развиваться личность, а в государстве

нет свободы, если власть не ограничена правом. Высшая ценность

общества – свобода человека, его честь и достоинство. Но свобода индивида

не безгранична и не самостийна. Речь идет о той возможности и

необходимости социальной свободы, которая предопределена целым рядом

факторов духовности, нравственности, культуры, экономики. Право и есть

сфера свободы, право есть общественное признание возможности выбора,

самостоятельности действия, в то время как само качество выбора,

содержание свободной и созидательной деятельности определяется

факторами духовно-нравственного, культурного и материального порядка.

Свобода в этом плане не самодостаточна и лишь примитивно может быть

понята как вседозволенность и как свобода от ответственности человека за

свой выбор, за свои поступки. Человек ответственен за свой свободный

выбор перед собой, перед своей совестью, перед своими моральными

устоями, может быть (для религиозного человека), перед Богом. Он

ответственен не только перед своим миром убеждений, воззрений, чувств, но

и отвечает перед другими людьми, перед обществом. Он должен поступать

так, чтобы его поступок был приемлем в его сознании, как такой же поступок

другого человека по отношению к нему. Вот почему право не есть просто

область свободы, право – масштаб свободы, то есть свобода в определенных

границах. Безграничная свобода каждого была бы лишь анархией, при

которой никто не имел бы возможности пользоваться своей свободой. Но и

такое понимание права как масштаба свободы недостаточно. В праве речь

идет о формально равном и относительно справедливом масштабе свободы

суверенного (самостоятельного) человека, гарантирующем не только

творческую инициативу, но и безопасность, не только выбор, но и

ответственность за осуществленный свободный выбор поступка. В свободе,

равенстве, справедливости, ответственности в равной мере для каждого

человека заключается глубинный смысл права как общечеловеческой

ценности, соответствующей самой природе личности, без которой нет и не

может быть цивилизованного общества.

 

Рожденные свободными и равными друг другу люди (свободными в

рамках нравственной дозволенности, равными в смысле равных и

справедливых возможностей), от рождения имеющие неотчуждаемые

 


 

основные права, образующие народ, создают и политическую силу, которая

предназначается для обеспечения их основных прав и свобод. Такой

политической силой является государство как союз равных и свободных

граждан, проживающих на определенной территории. Государство в

собственном смысле слова – это политическая организация, которая

функционирует для охраны естественных прав человека и которая сама

действует на основе права, обеспечивая безопасность создавшего его

народа.

 

Великая идея неотчуждаемых прав и свобод человека зародилась

давно, на заре цивилизации, в Древнем мире. Должны были пройти

тысячелетия, чтобы с развитием цивилизации и культуры эта идея нашла или

начала находить свое официальное признание в законодательных актах

отдельных стран, а затем и международное признание, в том числе и в

Декларации Организации Объединенных Наций. Новым этапом в

практически-политической реализации прирожденных прав человека можно

считать все более завоевывающее мировое общественное мнение положение

о том, что обеспечение прав и свобод граждан не является внутренним делом

каждого государства, а является целью всего мирового сообщества, что права

и свободы человека – такая наивысшая ценность, перед которой уступает

суверенитет государства, и международное сообщество может во имя этой

общечеловеческой ценности и для ее защиты предпринимать все меры

воздействия на правящие круги государства, попирающие права

человеческой личности. С позиций передового мирового сообщества

государственная власть в какой-либо стране не может творить произвол,

грубо нарушать права человека, прикрываясь своим суверенитетом. Этот

суверенитет – не препятствие к восстановлению прав и свобод человека

силой ООН, решениями ее Совета Безопасности. Тут играет роль и высшая

ценность прав личности, и то, что попирает права человека всегда

антидемократический, тоталитарный, военный режим, который представляет

собой в наше время угрозу не только для безопасности своих граждан, но и

для всего человечества – для всех стран и регионов своими

империалистическими амбициями, своей неконтролируемой народом

внешней политикой, угрозой войн с применением средств массового

поражения.

 

Раскрывая социальную (человеческую) природу права в

естественноисторическом плане, необходимо иметь в виду, что право – это и

результат осознания человеческим разумом принципов и идеалов

человеческого общежития. Понимание общества как единства

разно-образных элементов – предпосылка для понимания сущности права и

его смысла как социального феномена. Право возникает только тогда, когда

 


 

признается свободная автономная личность, ее права и свободы, также права

и свободы малых народов и национальных меньшинств, а значит и

разнообразие в человеческом обществе. Поэтому право есть равная мера для

всех.

 

Исторический характер человеческих ценностей предполагает, что с

развитием общества они изменяются и в объеме, и по существу. В этом плане

право как относительно равный и справедливый масштаб свободы по своей

социальной (человеческой) ценности обогащается все новым содержанием.

Задача юриста-практика состоит в том, чтобы полнее использовать

потенциал права для обеспечения защиты прав и свобод личности,

общественной безопасности.

 

Естественные, неотчуждаемые права и свободы человека должны быть

официально признаны в каждой стране и закреплены в ее законодательных

актах. Государство выступает здесь как одна из форм политической

организации (силы) общества, которая призвана охранять эти права и

свободы и которая сама действует в рамках права. «Права человека и

основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и

гарантируются законом. Их защита и содействие им – первейшая

обязанность правительства. Их уважение – существенная гарантия против

обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное

осуществление – основа свободы, справедливости и мира»1. Уровень

демократии в той или иной стране как раз и обусловлен тем, насколько

охрана прав и свобод человека получила свое признание во

внутригосударственной законодательной и судебной практике.

 

Итак, естественноисторическая, общесоциальная природа права

таится в прирожденных и неотчуждаемых правах человека. Исходя из

этого есть основание полагать, что права и свободы человека составляют

сущность права как социальной ценности, главное содержание любого

проявления истинного права. Коль скоро право оказывается свойством

личности, способной генерироваться и развиваться в условиях социальной

свободы, а ее свобода на каждом этапе развития социума небезгранична, то

можно дать следующее определение права. Право – это относительно

равный и справедливый масштаб (мера) свободы, диктуемый развитием

цивилизации. Любая из форм права, которая так или иначе обеспечивает

свободу и естественные права человека, представляет собой действительное

право. Форма, не обеспечивающая так или иначе свободу и права человека,

 

1 Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19–21 ноября 1990 г. Документы и

материалы. М., 1991. С. 5.

 


 

не есть способ выражения и существования права и бытия права как

такового, подобная форма ложна и недействительна.

 

Вместе с тем право – это не только равный и относительно

справедливый масштаб свободы, но и ответственность за осуществленный

свободный выбор поступка. Безграничная свобода каждого была бы лишь

анархией, при которой никто не имел бы возможности пользоваться своей

свободой. В праве речь идет о формально равном и относительно

справедливом масштабе свободы суверенного (самостоятельного) человека.

Право также предполагает гарантированную безопасность прав и свобод

личности, вне и помимо которой нет и не может быть цивилизованного

общества.

 

Официально признанное и защищаемое государством право, в отличие

от естественного, общесоциального права, представляет собой позитивное

или иначе – юридическое, законодательное, легальное право. Юристы имеют

дело прежде всего с юридическим правом, но они не должны забывать, что в

основе юридического лежит общесоциальное право, что законодательство

государства (позитивное право) не должно противоречить естественным

правам и свободам человека, что разрыв между ними дестабилизирует

общественный порядок, делает людей – граждан государства бесправными

подданными власти, отнимает у человека свободу, превращает его в раба или

крепостного, тем самым страдает индивид, который не может реализовать

свои возможности, и потому страдает и целый народ, все общество, теряя

динамизм, свободу, творческий потенциал, духовность и нравственность.

Происходит это в условиях антидемократических режимов, узурпации власти

у народа, личной диктатуры или диктатуры правящей элиты, творящих

произвол и беззаконие. В конечном счете противоречие между

общесоциальным и юридическим правом инициирует протест населения,

бунт, революцию.

 

Известный русский философ В.С. Соловьев связывал общее

возрождение и успешное развитие России с необходимостью отказа от права

силы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу права. Он писал:

«Одно только мы знаем наверное: если Россия… не откажется от права силы

и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко

духовной свободы и истины, она никогда не может иметь прочного успеха ни

в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних»2.

 

3.2. Право и мораль

 

2 Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 294–295.

 


 

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном

этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности –

свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие – находят








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 535;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.135 сек.