Минно-взрывная травма
Cовершенствование средств и способов ведения войны привели к существенному изменению характера боевых повреждений. В частности, в структуре санитарных потерь одно из основных мест стали занимать пострадавшие от минно-взрывного оружия. Так, если в период Великой отечественной войны ранения от противопехотных мин составляли всего 2,7 % от всех повреждений стопы, то в период войны в Афганистане оно достигло 25 %. К сожалению, число жертв от взрывных устройств из года в год растет и в мирное время. В последние годы в условиях мирного времени террористами все чаще применяются мощные взрывные устройства, причем безвозвратные потери в таких случаях составляют 10-20 %.
В настоящее время принято считать, что минно-взрывная травма (МВТ) – это огнестрельная сочетанная травма (политравма), возникающая у человека в результате импульсного воздействия комплекса поражающих факторов взрыва инженерных минных боеприпасов и характеризующаяся взаимозависимым и взаимо-отягощающим влиянием как глубоких и обширных разрушений тканевых структур, так и общего контузионно-коммоционного синдрома.
МВТ относится к числу наиболее тяжелых видов боевой хирургической патологии и травм мирного времени. Особые механизмы ее возникновения обуславливают формирование обширных повреждений мягких тканей, костей, суставов с множественной локализацией, часто – с полным разрушением или отрывом одного и даже нескольких сегментов конечностей, наличием сочетанных повреждений органов груди, живота, головы. Именно для таких ранений типичны крайние степени травматического шока, наиболее высокая частота острой массивной кровопотери, полиорганная недостаточность.
Ранящими снарядами являются: мина, кумулятивный заряд, граната, запал, фугас, авиабомба, снаряд, ракета, другие взрывные устройства.
Поражающие факторы: ударная и звуковая волна, первичные и вторичные ранящие снаряды, газовые струи, пламя, токсические продукты.
В зависимости от механизма травмы и преобладания тех или иных морфофункциональных нарушений различают минно-взрывные ранения, которые составляют около 80 % от всей МВТ, и минно-взрывные повреждения.
Минно-взрывные ранения – результат прямого взаимодействия человека с поражающим воздействием всех или основных факторов взрыва минного боеприпаса на открытой местности. При контактном подрыве наиболее характерно сочетание взрывных отрывов и разрушений конечностей с закрытой (преимущественно) черепно-мозговой травмой, закрытыми повреждениями или ранениями внутренних органов, туловища, головы. Минно-взрывные ранения наиболее часто возникают при подрывах на противопехотных минах, близких или контактных взрывах других боеприпасов взрывного действия (гранат, запалов и т.п.). Ведущими при взрывном ранении являются осколочные, вплоть до отрыва конечности или ранения с повреждением внутренних органов. По характеру повреждения взрывные ранения разделяются на две группы: непроникающие и проникающие.
Непроникающие взрывные ранения в некоторых случаях сочетаются с дистантными повреждениями внутренних органов. Проникающие ранения часто сопровождаются тяжелым шоком, значительной кровопотерей и повреждениями внутренних органов (ушиб, кровоизлияние, гематома и даже разрывы паренхиматозных и полых органов). Они могут сочетаться также с непроникающими ранениями других сегментов, что утяжеляет состояние раненого.
Минно-взрывные повреждения – боевая сочетанная травма, возникающая у экранированного броней личного состава, находящегося на или внутри боевой техники. Под действием ведущего поражающего фактора, возникают закрытые (преимущественно) и открытые повреждения опорно-двигательного аппарата (множественные переломы, ушибы, вывихи) и внутренних органов, сочетающиеся с общим контузионно-коммоционным синдромом.
Травмы черепа и спинного мозга характеризуются широким диапазоном различных повреждений, как мягких тканей костей, так и головного, спинного мозга (сотрясение, ушибы, сдавления и разрушения мозга). Отмечены тяжелые травмы органа зрения (ушибы, проникающие и непроникающие ранения вплоть до значительного или полного разрушения глазного яблока).
Травмы челюстно-лицевой области и ЛОР-органов сопровождаются переломами костей и значительными разрушениями мягких тканей. Кроме того, часто наблюдаются акустическая и баротравма.
Травмы груди, живота и таза отличаются значительной тяжестью вследствие повреждения жизненно-важных органов (сердце, легкие, паренхиматозные и полые органы). При этом возникают различные степени повреждения – от ушибов до разрывов, разрушений и полного отрыва органов, сопровождающиеся внутренним кровотечением и тяжелым шоком.
Из всех перечисленных травм каждая в отдельности может быть не такой тяжелой, но при их сочетании проявляется синдром взаимного отягощения.
При взрывных травмах не исключается развитие синдрома длительного сдавливания, который, в связи с обширными и сочетанными повреждениями, нередко протекает в тяжелой форме.
Пожары, возникающие при подрыве техники и при использовании мин-фугасов, начиненных бензином, приводят к термическим ожогам. Взрывные повреждения сопровождаются кровопотерей различной степени тяжести (наружное и внутреннее кровотечение).
Обширные травмы в сочетании с кровопотерей сопровождаются, как правило, травматическим шоком различной степени тяжести. Сочетание открытых и закрытых повреждений внутренних органов с травмами мягких тканей и костей заметно усугубляет тяжесть состояния пострадавшего[29].
Первая помощь:
· временная остановка наружного кровотечения, восстановление и обеспечение свободной проходимости дыхательных путей;
· временная герметизация ран груди;
· эффективное обезболивание;
· транспортная иммобилизация поврежденных конечностей;
· закрытие ран асептическими повязками;
· профилактика раневой инфекции.
Оперативность оказания медицинской помощи пострадавшим с взрывной травмой играет определяющую роль в улучшении результатов лечения. Оказание первой медицинской помощи заключается, прежде всего, в быстрой и надежной остановке кровотечения. Особенно это важно при обширных ранениях, таких как травматическая ампутация. Например, при отрыве голени жгут накладывается на бедро сразу же выше колена. Применяют импровизированный жгут-закрутку. Жгут затягивают до полной остановки кровотечения и фиксируют. Немедленная госпитализация – другой важнейший принцип оказания первой помощи. Огнестрельная травма требует наиболее быстрой доставки пострадавшего в специализированное лечебное учреждение.
От того, как быстро и насколько правильно будет оказана помощь, зависят течение и исход поражения:
· при изолированном повреждении кисти необходима транспортировка пострадавшего в стационар, имеющий специализированное отделение хирургии кисти;
· при повреждениях других локализаций – доставка в многопрофильное лечебное учреждение, имеющее травматологическое отделение;
· при наличии у раненого шока и выраженной кровопотери, обусловленной артериальным кровотечением, потребовавшим наложения кровоостанавливающего жгута, пострадавшего следует транспортировать непосредственно в операционный блок;
· наличие шока и венозного кровотечения, остановленного давящей повязкой, является показанием к доставке раненого в реанимационное отделение.
В большинстве случаев рядом с пострадавшим никого нет. Многие жертвы погибают на месте взрыва. Если даже они обнаружены вовремя, то оказание им квалифицированной медицинской помощи – трудная и требующая времени задача. Иногда путь до больницы занимает несколько часов. Многие пострадавшие погибают по пути в больницу от кровопотери и травматического шока. Оптимальным организационным вариантом оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе является соблюдение правила «золотого часа»[30]. Проведение неотложных мероприятий, направленных на спасение жизни и стабилизацию состояния пострадавших, позволяет перенести последующую эвакуацию на госпитальный этап.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 3620;