Политический экстремизм

Общая характеристика. Появляется тогда, когда есть три условия:

1) возникают политические движения и доктрины, представляющие нетипичные для данной формации экономические и политические интересы;

2) распространяется радикализм в сфере целей и методов политических действий, в рамках которого осуществляется такое толкование политических ценностей, которое или улучшает доктрину основных классов или отрицает прежние формы и методы реализации классовых интересов.

3) распространяется субъективизм и волюнтаризм в доктринах косвенных слоев в их отрыве от главных субъектов – основных классов.

Экстремизм проявляется в любых системах. Носители его те слои, которые выполняют вспомогательные политические и экономические функции.

Какова же психологическая сторона явления экстремизма?

Личность, становясь экстремистом, или входя в коллектив должна иметь определенное состояние духа, экстремистом становится человек, чувствующий угрозу, не способный найти выход их ситуации, загнанный ходом событий, отрицающий прежние ценности. Такой человек утрачивает чувство общности с нацией, государством, профессиональными группами, семьей, партией. Он является одиноким, так как нормы тех или иных групп оказались чуждыми его потребностям и описаниям. В нем пробуждается агрессия. Коллектив экстремистов как правило маленькая группа с достаточно развитой структурой ролей и функций.

Экстремизм в нашей капиталистической системе. Развитие современного капитализма, его монополизация и глобализация ведут к переменам:

1) разрушению мелкобуржуазного сектора под воздействием крупного капитала.

2) экономические кризисы приводят к безработице и утрате материальной базы (заказы, сырье) в мелкотоварном секторе. Это склоняет мелкую буржуазию и интеллигенцию к союзу или с буржуазной или с пролетариатом, в зависимости от обстоятельств. Первый случай приводит к фашизации, второй к созданию народных фронтов.

Движение, выступающее за свободу труда, отсутствие эксплуатации, ликвидации экономических различий и адресующее свою идеологию рабочему классу, называется левым. В свою очередь, движения, адресующие свою идеологию классам, владеющим средствами производства, называется правым.

Герберт Маркузе (немецко-американский философ), один из создателей франкфуртской школы, которая старалась примирить марксизм с психоанализом. Он создал так называемую «критическую теорию общества», в которой старался объяснить сущность цивилизаций, как антитезы природы. Утверждая, что прежнее развитие общества создает систему репрессий по отношению к естественным стремлениям и влечениям – главным образом сексуальным и общественным. Оппозиция природы и культуры является причиной несчастья личности и общества. Пролетариат и буржуазия не в состоянии «уменьшить» население. Это может сделать «третья сила» - молодежь и гуманистическая интеллигенция. Эти члены общества наиболее репрессированы существующей системой и рождают новую сексуально-социальную революцию. Эта философия стала основой многих студенческих восстаний, играя роль экстремистской доктрины, агитируя к нигилистическим действиям. Нигилизм отрицает новую организацию жизни, государство, церковь, оставляя все свободной игре сил природы.

Главные доктрины экстремизма. Анархизм. Три фазы анархизма:

- коллективистская (до конца 80-х годов XIX века.);

- коммунистическая (до конца XIX века);

- синдикалистскую (до середины 30-х годов XX века).

Первая связана с именем Бакунина и Гиллаума; вторая – Кропоткина и Малатести; третья – Полутьера.

Сущность анархистской доктрины – отрицание государства как системы власти, несущей с собой насилие и стоящей на страже общественного правительства.

Анархизм проповедует элитарное общество, не сдавливающее личность, создающее ей условие свободного развития.

Достижение этого состояния становится возможным тогда, когда разрешат людям стихийные действия, приводимые в движение естественным инстинктом добра и общественной симпатии. Это означает отбрасывание не только государства, но и различных течений. Поскольку люди в большинстве добрые, отказ или освобождение от того, что тормозит человека является условием достаточным для тех, кто руководствуется инстинктом власти. Сквозь все течение анархизма проходит мотив неантагонистического общества, регулирующего на бесконфликтной основе отношения между людьми. Отсюда симпатии анархистов к общности свободных и независимых крестьян, живущих в соответствии с природой и естеством.

Большинство сторонников анархизма отбрасывают революцию. Однако есть движения, которые абсолютизируют насилие как средство «приведения в движение масс». Это движение превозносит индивидуальный террор. Коллективное движение анархизма начал М.Бакунин. Он говорил о подчинении личности коллективу. Интересы и развитие личности опираются на высокое сознание масс. Подобный исходный пункт принимал и П.Крапоткин. Он связывал свободу личности с общественной собственностью. Взаимные отношения регулируются общественными инстинктами.

Другим ответвлением анархизма является творчество Г.Сореля, который был приверженцем идеи внезапного революционного переворота на пути всеобщей забастовки, приводящей к созданию синдикатов производителей вместо государства.

Синдикалистский анархизм возник как попытка найти теоретические основы для антимонополистического профсоюзного движения во Франции. Он является своеобразной связью марксизма и коммунистического анархизма. Они стремятся построить общество производителей, рабочего класса, организованного в синдикаты или общности, хозяйствующие и управляющие, имеющие контроль производством и распределением. Это общество без государства, однако надстройка имеется. Государство заменяется Советами производителей.

Есть и другие разновидности анархизма: индивидуальный анархизм (Р. Прудон, М. Штирнер), постулирующий абсолютную свободу личности, противопоставляя ее всякой общине, а тем более государству.

В критике анархизма выделим три основные черты:

1) волюнтаризм – неприятие в расчет реальных возможностей политического действия, не учитывающих условий и интересов группы людей;

2) субъективизм – отношение собственных классовых болячек к ситуации всего общества и отсюда фальшивый диагноз.

3) натуралистический гуманизм, что означает становление человека, его потребностей и интересов на биологической плоскости, а не общественной.

Современный анархизм – неоанархизм представлен двумя течениями: теоретическим и действующим. Неприязнь к государству и нормам проявляется здесь в антисоветизме и антикапитализме, в отказе от классовых критериев. Интеллектуальное течение ограничивается теоретическими изысканиями, деятельное – конкретными действиями, часто террористическими актами.

Выработана своеобразная философия страха и террора, гласящая, что анархизм является главной силой прогресса, так как атакует государство.

На практике анархисты не имеют позитивной программы.

Троцкизм является наиболее пролетарской и антимелкобуржуазной доктриной. Возник в результате более чем 10-летней деятельности Л.Д. Троцкого, Лейба Бронштейна в российском рабочем движении как критика ленинской концепции революции и пролетарского государства. Руководящим мотивом является теория перманентной революции. Перманентная революция должна состоять не в завоевании власти и переходу к мирному строительству социализма в одной стране, а в постепенном бесконечном углублении революционных изменений, в осуществлении революции в рамках самого революционного движения. Это означает, что начало революции в одной стране должно быть началом ее мгновенного переноса в другие страны. Это необходимо, так как проведение революции в одной стране грозит интервенциям со стороны капиталистического мира. Отсюда – необходим экспорт революции, приводящей к мировой революции. Партия у него является элитой, вводит диктатуру своего аппарата, построенного по образцу военного руководства, подчиняет все общество на казарменных принципах. Партия является всезнающей и контролирующей силой. Пролетариат приравнивается к предмету революционной деятельности, перестает быть самостоятельной структурой, должен бороться и производить.

В экономической области троцкизм имеет своеобразную военную концепцию хозяйствования, общество освобождается от собственности как индивидуальной, так и коллективной. Ее заменяет государственное управление благами и производственным аппаратом. Механизмом предотвращающим бюрократизацию государственно-партийного аппарата должна стать постоянная ротация функций и программная фракционность в самой партии. Троцкизм высказывается против классовых союзов пролетариата. Остро критикуется мирное сосуществование, объявляется решительный антисоветизм, особенно после высылки Троцкого (1927). Троцкий утверждал, что в результате победы революции в одной стране социальная структура должна обюрократиться и ввести новую форму классовой эксплуатации. Советская модель социализма приводит именно к таким процессам. Троцкизм является типичным примером мелкобуржуазной левацкой идеологии, одетой в революционную фразеологию.

Три этапа:

1) советский, когда Л.Троцкий был высоким функционером до 1926 года;

2) эмиграционный, когда он сформулировал теорию перманентной революции;

3) неотроцкистский, после 1940 года;

В настоящее время развит в Англии, Франции, Испании, Италии, ФРГ, Латинской Америке.

Маоизм возник в Китае, как своеобразная адаптация марксизма к условиям крестьянского мелкотоварного сектора, подвергающегося колониальной эксплуатации и постфеодальной административной организации, поддерживающей специфическую традиционную теорию, провозглашающую бюрократическую иерархию и харизматического властителя.

Основной категорией маоизма являются народные массы – не рабочий класс или крестьянство, а народ, понимаемый как коллектив бедных людей, живущих за счет рабочих рук. Пролетарием является человек из народа, который объявит свою пролетарскость, а также позитивное отношение к идеологии Мао. Культ государства и сильной авторитарной власти, которая должна наблюдать за интересом всего общества и сохранением верности идее коллективной справедливости. Концепцию характеризует гегемонизм и великодержавность, опирающаяся на расизм и национализм. Эти идеи выражены в 2-х концепциях – теории мировой деревни и города, и теории трех миров. Первая утверждает, что сущность процесса революционного развития состоит не в соперничестве крупного промышленного пролетариата и буржуазии, а в противопоставлении богатого Севера и бедного Юга, то есть Европы и Америки – третьему миру, который является эквивалентом пролетариату XIX века. Единственный выход – мировая народная война, которая создает возможность перманентной революции.

Теория трех миров делит население на три сферы основных интересов, представленных великими державами их сателлитами и государствами третьего мира.

 

Контрольные вопросы

1. Определите понятия «идеология», «доктрина», «программа».

2. В чем различие политического сознания и политической идеологии?

3. В чем сущность понятия «политическая идеология»?

4. Охарактеризуйте концепции политической идеологии в современной политологии.

5. Каковы структура и функции политической идеологии?

6. Дайте характеристику современного либерализма.

7. Неоконсерватизм в США и Западной Европе: основные представители и идеи.

8. Марксизм и международная социал-демократия.

9. Что такое политический экстремизм и каковы его исторические проявления?

 

Темы рефератов

1. Смысл и эволюция русской политической идеи.

2. Деидеологизация или реидеологизация.

3. Плюсы и минусы демократии.

4. Модели свободы в современном мире.

5. Демократия и бюрократия.

6. Либерализм и социализм.

7. Конвергенция как доктрина сближения стран и народов.

8. Характеристика и виды экстремизма.

9. Идеология как элемент политической практики.

 

Библиографический список

1. Белов Г. А. Особенности развития политической мысли России // Кентавр. – 1994. – № 1.

2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

3. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология и политика. – М.: Политиздат, 1985.

4. Витте О. Социализм и либерализм: возможен ли синтез // Свободная мысль. – 1992. – № 14.

5. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1979.

6. Демидов А. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. – 1992. – № 4.

7. Деменчонок Э. В Современная технологическая идеология в США. – М.: Наука, 1984.

8. Иванов Г. И. Социальная сущность теории конвенции. – М.: Политиздат, 1975.

9. Келемийцев В. Левые политические движения в странах Запада // Свободная мысль. – 1992. – № 4.

10. Крейн Дж. Кто радикал и кто консерватор // США: экономика, политика, идеология. – 1992. – № 7.

11. Мазурев И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. – 1993. – № 5.

12. Манхейм К. Идеология и утопия: утопия и утопическое мышление. – М., 1991.

13. Матвеева С. Консервативный либерализм в современной России // Общественные науки и современность. – 1993. – № 2.

14. Мигранян А. Переосмысливая консерватизм // Вопросы философии. – 1990. - № 10.

15. Новикова Л. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки и современность. – 1993. – № 3.

16. Пантин И. Драма противостояния. Демократия / Либерализм в старой и новой России // Политические исследования. – 1994. – № 3.

17. Сокольский С. Либерализм, консерватизм // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. – № 8.

18. Тимеран Х. Правый радикализм в Германии. Идеи и политические концепции // Свободная мысль. – 1993. – № 4.

19. Федорова М. М. Французский либерализм (Руссо – Констан) // Политические исследования. – 1993. – № 6.

20. Чичерин Б. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. – 1993. – № 2.

 


[1] См. : Платон. Государство. М., 1968 .

[2]См.: Новокрещенов А.В., Пшеничникова Т.Д. Муниципальная власть и муниципальные служащие. – Новосибирск, Сиб РАГС , 2000 . – С. 14 - 30.

[3] См.: Пригожин И.Р. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1991. - № 6. – С.46.

[4]См.: Пригожин И.Р. , Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс , 1986.

[5] См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. принципы коэволюции сложных систем и социальных явлений. Синергетика и социальное управление . М.: РАГС , 1998. – С. 23-24.

[6] См.: Князева Е.Н. , Курдюмов С.П. Указ. соч. – С.20- 26.

[7]См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Указ.соч. – С. 36.

[8] См.: Моисеев Н.Н. Алгоритм развития . – М.: Наука , 1987. – С.28.

[9] См.: Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб .: Лань. – 1999.

[10] См.: Материалы К С И « Весенняя ярмарка ». Омск - 2002. и « Политическая культура омского учителя » . Омск – 2003. и другие исследования.

[11] См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.- М., 1928.

[12] См.: Грамши А., Избр. произв., т.3, М., 1959.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 685;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.