Политические элиты современности
Индивид, сумевший в собственной деятельности достичь наиболее значимых результатов, становится объектом внимания и подражания других людей, его мнение становится эталоном, а жизнь привлекает внимание прессы и иных СМИ, утверждающих его значимость, непохожесть, исключительность и, даже, избранность. В общей массе такие люди образуют элиту общества. Идея выделения в структуре общества элиты и обыденной профанной массы принадлежит древнегреческому философу Платону, который, в работе «Государство» или «О справедливости», обосновал необходимость наличия особой касты философов-управленцев, способных от природы познавать бытие и истину, постигать идеи блага, что находит выражение в идеальных образцах справедливости для каждого в отдельности и общества в целом. В завершенном виде «теория элиты» как специальная социально-политическая теория была представлена в трудах французского социолога Вильфредо Парето и итальянца Гаэтано Моска.
Для «теории элиты» общим положением является отрицание исторического прогресса, так как история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определенных типов элит, и утверждение, что социальное неравенство – основа жизни государственно организованного общества.
Великий русский философ Н.А. Бердяев вывел коэффициент элиты как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных: если коэффициент > 5% - общество имеет высокое развитие; если коэффициент равен 1% - в обществе застой, элита превращается в касту.
Исходный постулат «теории элиты» - абсолютизация роли политических отношений. Политическая власть в теории элит рассматривается в качестве основы социальных отношений, из которых наиболее значимыми являются отношения господства-подчинения. Основоположники теории элит считали, что принадлежность к элитарному обществу, определяется индивидуальными качествами человека: складом мышления, уровнем образования, воспитания, персональной культурой, индивидуальными социально-психологическими установками личности, но не мерой личного и кланового богатства.
Немецкий социолог Карл Мангейм утверждал, что отличительная черта демократии – конкуренция относительно открытых элит за позиции во власти и наличие «демократического оптимума» элита – массы.
Социальные основы теории элиты лежат в системе разделения труда антагонистического общества, делящегося на управляющее меньшинство - элиту и управляемое большинство – массы. Отсюда, элита – часть общества, являющаяся носителем политико-управленческих качеств и функций, объективно способствующих общественному прогрессу.
Вильфредо Парето (1848 – 1923) сформулировал концепцию «циркуляции элит», согласно которой основа социальных процессов в обществе – творческая сила личности и борьба элит за власть.
Он считал, что обществом во все времена правит избранное меньшинство, наделенное особыми психическими (врожденными) и социальными (приобретенными) качествами. То есть элита – совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной общественной сфере отличается большей эффективностью и высокими результатами.
Элита, по мысли В.Парето, делится на:
1) правящую (то есть, участвующую в управлении);
2) не правящую (обладающую достаточными качествами, но не имеющую доступа к руководству обществом).
Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение господства. Развитие общества происходит посредством смены двух главных типов элиты: элиты лис (управленцы, используют мягкие методы руководства, переговоры и реформы) и львов (жестоких и решительных правителей, опирающихся на силу).
Власть лис эффективна в спокойные годы, но не пригодна в критических ситуациях.
Гаэтано Моска (1858 – 1941) исходил из понимания неизбежности деления общества на две неравные по социальному положению и функциональным ролям группы. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в элиту является способность к управлению другими людьми, а также наличие у человека моральных и интеллектуальных преимуществ перед другими людьми.
Элита подвержена постоянным изменениям, которые проходят под воздействием аристократической тенденции, то есть в стремление управляющей группы стать наследственной, что ведет к ее вырождению и деградации общества; или демократической тенденции, выражаемой в постоянном обновлении управляющей группы за счет наиболее способных к управленческой деятельности людей. Это повышает дееспособность элиты и способствует общественному прогрессу. Равновесие между этими двумя тенденциями наиболее желательно, ибо обеспечивает преемственность власти и стабильность в руководстве при качественном обновлении элиты.
Английский историк Арнольд Тойнби (1889 – 1970) предложил теорию демократических элит, которая базируется на понимании демократии как отношения конкурентности между потенциальными руководителями в борьбе за доверие избирателей. Демократия нуждается как в элите, так и в пассивной массе, чье равновесие обеспечивает стабильное общественное развитие. Элита - гарант высокого качества руководителей, избранных народом, а руководящий слой, опираясь на массы, не только обладает необходимыми для управления средствами, но и служит защитником демократических ценностей. Творческое меньшинство общества противостоит нетворческому большинству.
Концепция плюрализма элит была предложена Карлом Мангеймом (1893 – 1947). Он полагал, что:
1) Главным качеством, определяющим принадлежность человека к элите, является высокий уровень квалификации и образования, которые позволяют эффективно работать в управлении;
2) Элита – не единственная привилегированная общественная группа. В обществе множество элит, влияние каждой из которых ограничено специфической сферой деятельности (политика, наука, экономика, культура и т.д.). Ни одна из них не способна доминировать во всех социальных сферах;
3) Деление общества на элиту и массу относительно, т.к. между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства - подчинения;
4) Элита формируется из компетентных и активных групп, имеющих выдающиеся личностные качества
5) В демократическом государстве элита выполняет функции управления и руководства обществом и производством.
Чарльз Райс Миллс (1916 – 1962) выступил с концепцией баланса элит. Он критиковал теорию властвующих элит, утверждая, что стабильное развитие общества, возможно лишь в условиях обеспечения баланса интересов элиты и масс. Элиты в своей управляющей деятельности должны учитывать интересы масс. Пренебрежение социальной политикой может привести общество к катаклизмам
Элита в современном обществе – это люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности, получившие наивысший индекс общественного признания в своей деятельности. Наличие элиты в обществе – всеобщий закон соответствия человеческой природы и технологических требований сложного производства.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 792;