ГЛАВА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Понятие политического режима

Для описания социального характера и порядка отношений управляющих и управляемых, методов и эффективности властвования в целом используется понятие «политический режим». Термин политический режим[52] появился в XIX в., в широкий научный оборот вошел после второй мировой войны.

Политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом. Важнейшими показателями политического режима являются:

1) Институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина – соблюдение конституции, в том числе уровень уважения к фундаментальным правам и свободам человека; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам; значение официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства и т.п.

2) Степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений – социальное представительство, народный контроль и волеизъявление.

3) Уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти.

4) Роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

Таким образом, между властвующими и подвластными заключается своего рода «общественный договор» о правилах их отношений, а сам процесс государственного управления отражает характер регулирования отношений между государством и человеком.

Политический режим – это совокупность конституционных норм и принципов, с помощью которых формируется структура государства и осуществляется взаимодействие государства и общества.

В то же время политический режим обладает известной самостоятельностью по отношению к конституционной структуре государственного управления. Правящая элита может выходить за рамки формально установленного правопорядка, видоизменять механизмы властвования.

Наиболее распространенным является деление политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические.

 

Тоталитарный режим

Известными исследователями тоталитаризма[53] были немецко-американский философ Ханна Аренд (1906–1975) и австро-британский политический философ и методолог науки Карл Поппер (1902–1994).

Тоталитарный режим отличается высшей степенью концентрации государственной власти, контролем государства за всеми сферами общественной жизни.

Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, «огосударствлению» подлежат все отношения в обществе. Все люди превращаются в «винтики» огромного всеохватывающего механизма. Те, кто не подчиняется установленным правилам и плохо выполняет функции «винтиков», уничтожаются.

Характерные черты тоталитаризма:

1) Всеобщая идеологизация и политизация общества. Режим идеократичен, т.е. формируется на основе принципов идеологии. Тотальная политизация связана, прежде всего, с превращением правящей партии в элемент государства. Культ личности главы государства.

Официальная идеология – это утопическое видение нового политического порядка и путей его достижения, оправдание борьбы как основы политики. Тотальная идеология описывает мир крайне односторонне в черно-белых тонах: все люди делятся на «своих» и «чужых». Она всегда формирует образ «врага» (империализм, коммунизм, демократия, кулак, еврей, землевладелец и т.п.), на борьбу с которым ориентируются массы.

Всеобщая идеологизация направлена на легитимизацию данного режима и политического курса. Идеология доказывала неизбежность достижения определенной цели. Она была средством мобилизации масс на претворение цели в жизнь.

Тотальная идеология формирует только однопартийную систему. Партия сплетается с государством в конструкцию «партия-государство». Тотальная власть одной партии как единственно легальной партии в стране делает вступление в нее необходимым элементом служебного роста, обеспечивает льготами и привилегиями. Партия либо стоит над правительством, либо пронизывает его институты, где все важные посты занимают партийные функционеры.

Слепое поклонение властителю, его некритическое почитание и приписывание ему всевозможных заслуг и положительных качеств, вплоть до обожествления, создание системы идолопоклонства характерно для тоталитаризма. Культ личности принимает псевдорелигиозную форму.

2) Политические права и свободы граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип: «запрещено все, что не приказано».

3) Отсутствие политической оппозиции. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

4) Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

СМИ используются в идеологической пропаганде и постоянно «освещают» народную поддержку режима и любовь к его лидеру. События внутренней и внешней политики просеиваются через сито идеологии и подаются с определенным идеологическим обоснованием.

5) Наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия), массовый террор и запугивание населения. Власть держится на насилии.

Воздействие пропаганды дополняется и усиливается террором. Террор без пропаганды потеряет свое массовое психологическое воздействие, а пропаганда без террора не может достичь поставленных целей в полной мере. В результате создается система террористического полицейского контроля, смыслом которой является устрашение.

Обеспечивая надзор за населением, используют физические и моральные насильственные методы: тайные аресты, «чистки», заключения, пытки, каторжные работы, увольнение с работы, высылка в отдаленный город, смертная казнь и т.п.

Репрессиям подвергали прежде всего тех, кто хотя бы потенциально, по мнению тоталитарных лидеров, мог быть внутренним оппонентом строительства нового общества. Демонстрируя якобы «объективность» режима, а на самом деле в целях устрашения, нередко наказывали и его преданных сторонников. Репрессиям обязательно подвергаются и отдельные представители господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти в целом.

Монополия на все средства вооруженной борьбы в условиях тоталитаризма – это и способ недопущения военного переворота. Ни один тоталитарный режим не был свергнут собственной армией.

6) Режим формирует или пытается создать адекватную себе социальную структуру, провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы. Массовая люмпенизация населения, являющаяся социальной опорой тоталитаризма.

Массовая социальная опора формируется с помощью политических, экономических, идеологических, пропагандистских методов.Построение нового идеального общества тесно связывалось с концепцией изменения самого естества человека, т.к. только совершенные люди могут стать его полноправными членами.

7) Высокий уровень политического участия, политизация и мобилизация граждан.

Политическое участие, мобилизация граждан осуществляются только через единственный канал – партию. Активность людей определяется из центра, в зависимости от цели и задач государства на данном этапе.

Массы людей поднимаются на решение масштабных задач на добровольной основе, на энтузиазме, а не ради материальных стимулов. В результате режим имеет возможность получать большие результаты при ограниченных ресурсах.

8) Экономика находится под жестким контролем государства.

Партия-государство определяет структуру экономики, планирует капиталовложения в отдельные отрасли хозяйства, руководствуясь прежде всего государственными интересами, а не нуждами потребителей. Сырьевые ресурсы перераспределяются в тяжелую промышленность, производство вооружений и т.п. В первые годы после установления режима могут наблюдаться некоторые успехи

Примеры тоталитарных политических режимов: власть Адольфа Гитлера в Германии (1933–1945), Бенито Муссолини в Италии (1925–1945), В.И. Ленина (1917–1922) и И.В. Сталина (1922–1953) в СССР, Мао Цзэ-Дуна в Китае (1949–1976), Фиделя Кастро на Кубе (с 1959), Пол Пота (1976–1979) в Камбодже, Ким Ир Сена (1948–1994) и Ким Чен Ира (с 1994) в КНДР, Сапармурада Ниязова в Туркменистане (с 1990).

 

Авторитарный режим

 

Термин «авторитаризм»[54] означает такой режим, в котором существует жесткая монополия на власть какой-либо группировки, партии, лидера или института.

Авторитарный режим отличается неограниченной властью одного человека или группы лиц, не допускающей политической оппозиции, но сохраняющей автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Важный отличительный признак авторитаризма – ограниченный плюрализм.

Характерные черты авторитаризма:

1) Носителем власти выступает один человек или группа лиц (тиран, монарх, хунта и т.п.). Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Отсутствует четкое разделение властей. Исполнительная и законодательная власть концентрируется в руках главы государства при ограничении роли парламента. Может сформироваться культ личности.

В качестве политической элиты выступает разнородная группировка с ограниченным числом профессиональных политиков. Рекрутирование осуществляется по принципу назначения или наследования – из бюрократии, армейских чинов, технократии, экономических, социальных, религиозных и других групп интересов.

Опорой режима являются клики, т.е. группы людей, объединенных корпоративными интересами и осуществляющих корыстные требования через институты и каналы государства.

Государство не дает гражданам возможности контроля над элитой, поскольку власть опирается только на саму себя.

Глава государства может быть фигурой чисто номинальной, «выставочной». Культ личности формируется на основе харизмы.В отличие от тоталитаризма авторитарный культ личности не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения.

2) Политические права и свободы в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства. Действует принцип: «все, что не разрешено – запрещено».

3) Недопущение независимой легальной деятельности политической оппозиции. Возможно существование ограниченного количества партий, но лишь при условии их подконтрольности властям.

Ограниченный плюрализм разрешает возникновение псевдооппозиций режиму в условиях полусвободы. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частичную критику режима, но претензии на власть с их стороны резко пресекаются.

4) Устанавливается цензура над СМИ и издательской деятельностью.

СМИ разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом должна сохраняться и демонстрироваться лояльность по отношению к правящей системе.

5) Опора (потенциальная или актуальная) на силу. Режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению и не скрывает этого.

Авторитаризм использует насилие против своих оппонентов и тех, кто представляет реальную угрозу его существованию.

6) В обществе отсутствует руководящая, четко разработанная идеология.

Однако авторитаризм не является полностью деидеологизированным режимом. Как правило, существует некий идеологический суррогат или псевдоидеология. Идеологию также могут замещать религия, традиции, культура.

Авторитарные лидеры не руководствуются в своей деятельности высокими целями и идеалами, как при тоталитаризме. Они лишь ставят перед собой задачу вывести страну из кризиса, а потом, по их утверждениям, готовы власть отдать.

7) Отсутствие политической мобилизации и низкий уровень политического участия.

Поскольку отсутствует направляющая, четко сформулированная идеология, массы не идентифицируют себя с режимом. Массовыми явлениями становятся апатия, деполитизация и отчуждение от режима определенных групп и слоев общества.

В политической мобилизации масс данный режим и не нуждается, т.к. при отсутствии четкой идеологии массы способны когда-нибудь выступить против режима.

8) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику.

Решение многих социальных, религиозных, культурных и семейных вопросов остается за гражданами. Многие авторитарные режимы вполне уживаются с частным предпринимательством, рыночной экономикой.

Если тоталитарные режимы мало отличаются друг от друга, то авторитарные режимы разнообразны. Американо-испанский политолог Хуан Линц (род. 1926) выделил следующие разновидности авторитаризма: военно-бюрократический, корпоративный, дототалитарный, постколониальный, расовая/этническая демократия.

Военно-бюрократический режим чаще всего существует в виде военной диктатуры. Формы военного правления – от личной диктатуры одного генерала или полковника до хунты[55].

Предпосылки возникновения: низкий уровень экономического, социального, культурного развития; долгосрочная неэффективность власти; введение либерально-демократических парламентских институтов при наличии слабой партийной системы; неспособность партий сформировать стабильное правительство; слаборазвитые многонациональные государства с многочисленными этническими конфликтами; организационные проблемы армии и государства в целом и т.п.

В процессе политического развития все большую роль начинают играть гражданские профессионалы. В правящей коалиции преобладают военные и бюрократия, которые устраняют влияние интеллектуалов с помощью насилия и/или закрытия им легального доступа в политическую систему. Посты в правящей элите занимают исходя из позиции в армейской иерархии.

Военно-бюрократический режим отличается жестокостью, насилием, террором и запугиванием населения.

Примеры: правление генералов Пиночета в Чили (1973–1990), Мартинеса в Сальвадоре (1931– 1944), Хорхе Убико в Гватемале (1931–1944), Хуана Доминго Перона в Аргентине (1946–1955), военные хунты в Перу, Юго-Восточной Азии и т.д.

Корпоративный авторитаризм возникает в тех странах, которые имеют развитую экономическую и социальную структуру, как альтернатива идеологизированной массовой партии и однопартийному правлению.

Корпоратизм связан с регулируемым представительством интересов и встречается во всех политических режимах. Но только для авторитаризма характерна политика, организованная только на такой системе представительства интересов, в которой ограниченные, несоревновательные, признанные или созданные государством элементы получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований.

Примеры: правление Салазара в Португалии (1932–1968), режим генерала Франко в Испании (после дототалитарного периода, с 1950-х гг.), генерала Карденаса[56] в Мексике в 1934–1940 гг.

Дототалитарный авторитаризм является периодом формирования такого режима, который в дальнейшем имеет все основания для перехода к тоталитарному режиму.

К нему, прежде всего, относятся фашистские режимы. Кроме того, дототалитарный характер правления характеризуется следующими признаками:

- существованием влиятельной политической группы, ориентирую-щейся на тоталитарную утопию, но не достаточно укрепившей свою власть;

- стремлением армии и других групп интересов к ограничению плюрализма в свою пользу;

- наличием ситуации общественной неопределенности (одни ожидают, что прежние институты сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в этом).

Примеры: режим генерала Франко в Испании (1939–1950), фашистские режимы Б. Муссолини в Италии и А. Гитлера в Германии в период своего формирования и т.п.

Постколониальный авторитаризм возникает после обретения бывшими колониями независимости. Фактически в этих странах с уравнительной системой, низким уровнем экономического развития, небольшой по численности экономической элитой независимость носила формальный характер, т.к. экс-метрополия сохраняла сильные позиции.

Основой данного режима становятся националистические лозунги защиты независимости. В ходе правления националистических лидеров (как правило, харизматического типа) обостряются экономические проблемы, падает управляемость общественными процессами, появляется антисистемная оппозиция, применяются насильственные методы правления. Для таких режимов характерны перевороты, убийства лидеров и т.п.

Пример: правление Патриса Лумумбы в Конго (июнь–сентябрь 1960).

Расовая/этническая демократия на самом деле является квазидемократией. С одной стороны, к участию в политическом процессе допускается определенное расовое или этническое меньшинство, с другой стороны, остальные подобные группы исключены из политики насильственными методами. Реальная демократия в подобных обществах невозможна из-за экономического, социального, культурного неравенства рас или этносов, в результате чего возникает поляризация общества.

Данная система правления также характеризуется наличием утопической идеологии, способной привести страну к тоталитарному режиму.

Пример: бывший режим ЮАР с идеологией апартеида (1941–1991).








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1630;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.