Вопрос 7. Работы Маркони
Идея создания системы беспроводной связи с юношеских лет полностью овладела также другим изобретателем — итальянцем Гульельмо Маркони. Над ее реализацией он упорно работал всю свою жизнь.
Свои первые опыты по практическому использованию электромагнитных волн Маркони проводил с 1895 г. по 1896 г. в имении своего отца в городе Болонье (Италия). В своих опытах он размещал приемник и излучатель по разные стороны холма на расстоянии примерно 2-х миль. Его помощник стрелял из винтовки всякий раз, когда принимал символ «S» в коде Морзе.
В 1895 г. Маркони разработал аппарат, с помощью которого осуществил передачу сигналов на расстояние нескольких километров.
Феноменальный и никем, кроме Маркони, не ожидавшийся результат по увеличению протяженности радиолиний был достигнут в 1901 г. Для этого эксперимента был изготовлен мощный передатчик, установленный в местечке Полдью на южном берегу Англии. Там же была сооружена сложная антенная система, состоящая из 50 вертикальных медных проводов, укрепленных на верху на горизонтальном поддерживающем проводе и растянутых между двумя мачтами, высотой 48 м. Сигнал был передан на частоте примерно 800 кГц, мощность передатчика составляла 25 кВт. На станции в Ньюфаундленде 21 декабря 1901 г. на радиолинии длиной около 3500 км был зафиксирован четкий прием переданной кодом Морзе буквы «S».
Этот результат был тем более неожиданным, что в начале XX века никто из крупнейших физиков не верил в то, что радиосигналы могут распространяться на расстояние намного большее, чем расстояние прямой видимости. Ими рассматривался единственный известный в те годы механизм распространения радиоволн путем дифракции на сферической поверхности Земли и расчеты показывали, что далеко за горизонтом сила сигнала должна уменьшиться до ничтожно малой величины.
Опыты Маркони были продолжены и в следующие годы. В них была установлена связь между Англией и Южной Америкой на линии, длинной в 10000 км. Эти опыты позволили установить, что условия прохождения радиоволн на дальние расстояния зависят от времени суток: дальность распространения сигналов ночью почти в три раза превышала дальность днем.
В 1921 г. фирма Маркони приступила к исследованиям коротковолновой телеграфии, на основании результатов которых в 1927 г. была развернута международная сеть коммерческих коротковолновых телеграфных связей. Маркони был пионером в освоении метровых волн и в 1932 г. его фирма построила первую радиотелефонную линию связи, работающую на этих волнах. Через несколько лет (в 1934 г.) фирмой Маркони была продемонстрирована возможность применения метровых волн для навигации в открытом море.
В 1930 г. Маркони был избран президентом Королевской итальянской академии, он был почетным доктором 14 университетов и членом многих академий. Маркони пользовался всемирной славой, был богат, имел много наград и премий, в том числе международных.
Тема № 9. Развитие электросвязи в России и международное сотрудничество в области электросвязи
Вопрос 1. Развитие электросвязи в России
Условия развития электросвязи в России были совсем иные, чем в развитых странах Запада. В ней в силу исторических причин укоренилась жесткая централизация власти, в результате чего во всех вопросах, в том числе в вопросах развития связи, главную роль играли решения, принятые самим императором или окружающим его бюрократическим аппаратом. В течение столетий тотальный контроль за личностью и общественной жизнью являлся принципом внутренней государственной политики России. К личности и к общественным организациям власть относилась с большим подозрением и их свобода ограничивалась.
Со времени правления императора Николая I в России были приняты законы, не дававшие возможности изобретателям и предпринимателям, готовым вложить свой талант и денежные средства в развитие электросвязи, создавать свои предприятия, строить сети электросвязи и выпускать необходимое для этого оборудование. Такое право имела только верховная власть и ее бюрократический аппарат.
Именно поэтому, несмотря на то, что первые идеи и практически действующие устройства систем телеграфной связи (Шиллинг) и радиосвязи (Попов) появились в России, это не оказало должного влияния на развитие отечественной науки и промышленности электросвязи.
В России идеи отечественных изобретателей применения, как правило, не находили. Не находя поддержки на родине, изобретатели нередко уезжали за рубеж, где у них появлялась возможность реализовать свои замыслы. Так было, например:
- с изобретателем дуговой осветительной лампы П. Н. Яблочковым,
-с изобретателем трехфазной электрической системы М. О. Доливо-Добровольским,
- с М. Ф. Фрейденбергом — изобретателем автоматической системы коммутации и многими другими.
Известный российский изобретатель в области телефонии Павел Михайлович Голубицкий, безуспешно пытавшийся внедрить свои изобретения на родине, с горечью писал: «Недавно я взялся строить телефонное сообщение между Серпуховым и Москвой и нашел капиталистов, которые давали на это деньги. Я представил ходатайство правительству, но оно отклонило его. Самые большие русские города эксплуатируются иностранной компанией Белла, все другие города, более или менее важные, намечены для правительственной эксплуатации, причем практически оказывается покровительство аппаратам иностранных компаний Белла, Эрикссона и прочим».
В своих статьях П. М. Голубицкий, вынужденный продавать свои изобретения иностранным фирмам, с болью писан об отношении в России
к своим талантливым гражданам: «Уже неоднократно высказывалось, что в России нет условий для изобретателей. Прожив два года в Париже, я могу засвидетельствовать, что там всякий дельный изобретатель легко найдет поддержку капиталистов, которые помогут ему осуществить его задачи. У нас же русского изобретателя при жизни терзают всякие лишения, а после смерти его часто не на что похоронить».
Отсутствие свободы творчества и возможности талантливым людям внедрить свои идеи на родине привело к тому, что вплоть до 20-х годов XX столетия в России не было создано национальной промышленности, выпускающей оборудование электросвязи, а действовали только иностранные фирмы.
Создание сетей электросвязи в России полностью зависело от деятельности таких иностранных фирм как «Сименс и Гальске», «Международная компания Белла», «Телефункен», «Маркони» и др.
Как уже отмечалось, одной из основных причин этого являлся установленной высшей властью бюрократический характер управления обществом. Как правило, даже если отечественный чиновник и проявлял инициативу в развитии электросвязи, то он не всегда он мог добиться нужного стране решения. Косность и медлительность в принятии решений, отсутствие должного контроля за их исполнением, а также игнорирование предложений по развитию связи, исходящих: от частных лиц и организаций, приводило к тому, что электросвязь, столь необходимая для такой огромной страны, какой являлась Россия, развивалась медленно и бессистемно.
Это существенно сказывалось на экономическом, политическом и промышленном развитии страны, а также на ее обороноспособности. Чрезвычайно слабое развитие связи в России явилось одной из важных причин ее поражения в двух войнах: Крымской войне 1854 г. и в войне с Японией в 1904-1905 гг. Во время Первой мировой войны русская армия потерпела ряд крупных неудач при проведении военных операций также из-за ее слабого оснащения беспроводной связью.
Одной их особенностей государственной технической политики России, начиная с середины XIX века, было то, что с самого начала создания сетей телеграфной связи императором Николаем I было решено, что их строительство и эксплуатация являлись исключительно государственной привилегией. В России связь развивалась в первую очередь в интересах государственного управления обширными территориями Империи. Общественные интересы, связанные с развитием ее экономики, промышленности и торговли, с интересами гражданского общества никогда не стояли в России на первом месте.
Из-за этого, в том числе, правительство не допускало привлечение частного капитала для создания телеграфных линий связи, а так как собственных средств у государства для развития в стране линий связи было недостаточно, то планы по развитию электросвязи в стране выполнялисьс большой задержкой и, по сравнению с западными странами, темпы развития были низкими.
Эта особенность характерна также и для более поздних периодов, когда в стране стали развиваться сети телефонной связи и сети радиосвязи. Во многих случаях развитие сетей электросвязи велось без четких планов, частная инициатива наталкивалась на бюрократические преграды, на преодоление которых тратилось много сил и времени.
Россия в XIX столетии в административном отношении представляла собой государство, состоящее из крупных регионов, слабо связанных между собой в экономическом, промышленном и культурном отношении. Окраины страны были по сути «забытыми и заброшенными» территориями, о положении дел в которых центральной власти мало что было известно. губернаторы этих регионов не раз докладывали в центр о положении дел и настаивали на строительстве линий телеграфной связи, а позже, радиосвязи. С инициативой строительства таких линий выступали также торгово-промышленные структуры. Государство не часто поддерживало такие инициативы, а в случае поддержки требовало согласия заказчиков на покрытие значительной части расходов на строительство и эксплуатацию таких линий, а также безвозмездной передачи в собственность государства построенных линий после окончания срока действия выданной частному предпринимателю лицензии.
В России отсутствовал четкий стратегический план развития связи с учетом всего комплекса интересов государства. Приведем только один пример. Так, при строительстве сетей радиосвязи ряд крупных специалистов (А. А. Ремерт, С. М. Айзенштейн, Г. Маркони и др.) предлагали правительству России в основу плана положить радиальный принцип сооружения мощных станций в крупных административно-промышленных центрах империи. Это должно было позволить:
- соединить линиями радиосвязи со столицей все губернии страны и обеспечить резервирование линий проводной связи;
- создать возможность вхождения России в систему международной связи;
- используя мощные радиостанции в качестве опорных, радиофицировать прилегающие к ним районы, в том числе путем постройки радиостанций за счет торгово-промышленных структур, испытывающих острейшую необходимость в оперативной связи с Европейской Россией.
Однако этот план поддержки не нашел, а реализовываться стал другой план, составленный в 1911 г. Главным управлением почт и телеграфов, который не имел системного характера.
В результате отсутствия продуманной государственной технической политики к 1917 г. в стране не было ни достаточного количества квалифицированных отечественных специалистов в области электросвязи, ни национальной промышленности, выпускающей оборудование связи. Разнотипность систем строившихся станций, разнообразие типов оборудования, которое поставлялось разными фирмами и вводилось в эксплуатацию, создавало трудности в снабжении станций запасными частями и в подготовке национальных кадров для их обслуживания.
Тем не менее, так как Россия не могла существовать без связи, в ней в XIX веке были построены телеграфные линии связи, протяженность которых была одной из самых больших в Европе. Сооружение линий телеграфной и телефонной связи, а позже радиосвязи, оказало значительное влияние на развитие страны. На построенных иностранным капиталом в России заводах, производящих связное оборудование, трудились отечественные специалисты, составившие после 1917 г. тот костяк, из которого впоследствии сформировался отечественный корпус ученых и инженеров, создавших в годы советской власти отечественную научную школу радиотехники и промышленность средств связи, которое поставлялось разными фирмами и вводилось в эксплуатацию, создавало трудности в снабжении станций запасными частями и в подготовке национальных кадров для их обслуживания.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1289;