Вопрос 6. Создание граммофона Берлинером
Через десять лет после изобретения фонографа в 1887 г. был создан гораздо более совершенный аппарат для воспроизведения звука – граммофон. Его изобретателем стал немецкий изобретатель Эмиль Берлинер.
Новый аппарат воплотил в себе лучшие идеи Шарля Кро, с которыми Берлинер познакомился перед тем, как создать свой аппарат. Он некоторое время работал в телефонной компании Белла, где проявил свой изобретательский талант, усовершенствовав телефон, за что получил от Белла значительное денежное вознаграждение. Он был знаком с работами Эдисона и знал устройство фонографа.
Берлинер построил аппарат, описанный Кро. Следует отметить, что Берлинер не скрывал своего знакомства с его идеями и признавал за ним первенство. Он даже сообщил, что узнавал через знакомых в Париже, удалось ли Кро осуществить свои замыслы на практике, и выяснив, что этого не произошло, принялся за дело.
В граммофоне (рис. 4) впервые на практике была осуществлена «горизонтальная» запись звука. Берлинер очень упорно работал над повышением громкости звучания, его качеством и технологией тиражирования. Записывающий аппарат постепенно усложнялся.
Рисунок 4 – Внешний вид первого граммофона
Путем двух движений, вращательного и прямолинейного поступательного, дорожке записи придавался вид спирали в количестве ста линий на дюйм. В качестве носителя использовался полированный лист цинка, покрытый тончайшим слоем пчелиного воска, чувствительного к самым слабым прикосновениям. Запись велась иридиевым острием, причем говорить приходилось непосредственно в рупор, соединенный с мембраной. В отличие от фонографа сразу воспроизвести полученную запись было невозможно. Сначала ее закрепляли, для чего Берлинер применял травление кислотой. Поскольку воск с кислотой не взаимодействует, то протравливались лишь те места, которые были прочерчены резцом. После отмывки от кислоты удалялся и воск — он свою задачу выполнил. В таком виде уже через каких-нибудь полчаса после записи диск был пригоден к воспроизведению в качестве пластинки. Громкость звучания, получаемая с изготовленных таким образом дисков, значительно повышалась. В 1888 г. Берлинер сделал целый ряд успешных опытов, показавших достоинство граммофона, о которых доложил в институте Франклина в Филадельфии, где были прослушаны старые и новые записи Берлинера. Прогресс, достигнутый изобретателем, был высоко оценен и ему вручили медаль.
Достоинством технического решения Берлинера было то, что хрупкие восковые валики фонографа Эдисона заменялись достаточно прочными плоскими дисками. Эти пластинки были удобны и просты в обращении, на них можно делать записи любого характера и организовать широкую продажу. Но самым главным преимуществом, обеспечившим победу граммофона над фонографом, была возможность получать с оригинальной записи практически неограниченное количество копий. Это позволяло сделать доступными для любителей музыки творения великих композиторов, певцов и музыкантов. Впрочем, новаторство Берлинера не ограничивалось только технической стороной вопроса. Для привлечения к выпуску пластинонок знаменитых исполнителей он предложил за участие в записи выплачивать им гонорар.
В России первые граммофоны и пластинки иностранного производства появились в сентябре 1897 г. Через десять лет в России уже насчитывалось более полумиллиона граммофонов и около пяти миллионов пластинок — цифра по тем временам астрономическая!
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1239;