Основные тенденции развития и течения литературы и искусства во второй половине XX века.
В годы Второй мировой войны значительное количество деятелей культуры - Э. Хемингуэй, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагон и другие с оружием в руках воевали против фашистов. Произведения в области литературы, музыки, искусства, кино играли важную роль в закаливании морального духа народов, приближая победу над фашизмом. Осмысление причин и последствий войны, ее жестокости, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.
В условиях "холодной войны" идеологический сторону творчества стал преобладать над художественным. Периодические обострения социально-экономических противоречий, массовые общественные движения обусловили появление различных форм контркультуры ("Разгневанные", рокеры и т.д.). Они словно противостояли бездуховности массовой культуры и классической культуре прошлого. Назревания экологической катастрофы, гонка вооружений, острые международные кризисы способствовали росту настроений пессимизма, предчувствие апокалипсиса.
Распад колониальной системы способствовал повышению роли стран, развивающихся в мировой культуре. Международное признание получили индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские музыкальные ритмы и мелодии.
Одним из следствий научно-технической революции (НТР) стал ускоренное развитие средств массовой коммуникации, создало материальную основу для небывалого расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.
Развитие литературы
Вехами художественного осмысления фронтовой войны стали послевоенные романы немецких авторов А. Зегерс, В. Бределя, Э.-М.Ремарка,Б. Апиций. Судьбы обманутых нацистской пропагандой, мораль физически искалеченного поколения были главной темой произведений писателя Г. Белля и скульптора Фрица Кремера. Последний создал немало скульптурных композиций, передавая чувства и силу духа узников концлагерей.
Бурные события ХХ века дали многим писателям повод к историческим параллелям. Роли насилия в истории, выдающейся личности и народа, судьбы творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящен произведения ЛионаФейхтвангера (1884-1958) "Лисы в винограднике", "Мудрость чудака", "Гойя ". Латиноамериканский роман, ярко представлен произведениями Ж. Амаду (Бразилия), М. Асуела (Мексика), Г. Маркеса(Колумбия). Творчески переработав достижения мировой литературы, они рассказали о трагической судьбе коренного населения, засилье монополий, злоупотребление диктаторских режимов, борьбу крестьян за землю. Латиноамериканская проза отличается эпическим характером повествования. В центре внимания зачастую не лицо, а коллектив - село, город, народ. Самостоятельным персонажем нередко является природа.
В 50-х годах в литературе появляются "разгневанные молодые люди "- английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др.Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбу молодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободу лица и его право на самовыражение. "Разгневанные" и американские"Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.
Реализм стал важным орудием в освещении злободневны хпроблем современности. Так, в творчестве американского художника и писателя Рокуэлла Кента (1882-1971), романе Д. Олдриджа "Охотник" показано неразрывную связь человека с природой, гибель которой ведет к вырождению личности и общества в целом.
Горькая правда о войне в Индокитае и Алжире представленав романах П. Курдата и А. Стиля, в киноленте А. Стоуна "Взвод".Преступная деятельность спецслужб отражена в романах Грэма Грина (1904-1990)"Тихий американец", "Наш человек в Гаване", в кинолентахД. Дамиани и С. Поллака.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1486;