Театральное искусство
Во второй половине ХХ в. общей чертой театрального искусства стало увлечение социальной и политической проблематикой.
Этапом развития театрального искусства стал эпический театр Бертольда Брехта(1898-1956). В своем творчестве он заставлял зрителя анализировать то, что происходит на сцене. Внимание привлекалось не к развязке, а к ходу событий. Для этого применялся эффект "отчуждения": рассмотрение общеизвестных истинно нетрадиционной точки зрения, обращение к залу, исполнение песен, не связанных с сюжетом, чередование стихов и прозы, диалогов и песен, замена декорации приоткрытой занавесе, использование масок. Пьесы Брехта были понятны людям во всех уголках мира. Возглавляемый Брехтом Берлинский Ансамбль стал одним из выдающихся театральных коллективов.
В Англии "литература разгневанных" прямо вошла в театр через творчество Дж.Осборна, Шийлы Дилэни, Брендана Биэн и др. Театр этого направления отмечался непримиримостью к общественному лицемерия, двойной морали, крайнего индивидуализма.
В Западной Европе пропагандировал критический направление так называемый "театр абсурда "(Сэмюэль Беккет, ирландский драматург, Эжен Ионеско, французский драматург). Главная идея произведений - бессмыслица окружающего мира, который может лишь порождать хаос, страх, неразумные поступки людей - от отчаяния к бунту.
В послевоенные годы развивалась "документальная драма", которая сосредоточила внимание на событиях германской истории периода зарождения нацизма.
Американский театр увлекался психологическим анализом поступков людей (Теннесси Уильямс и Артур Миллер).
Ярко заявил о себе молодежный театр - французский, английский.
Выдающимся явлением стали "интеллектуальные драмы" Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта (Швейцария).
Не смотря на идеологическое давление, развивалось театральное искусство в СССР. "Театр на Таганке" стал одним из центров духовной диссидентства.
Массовая культура
Развитие средств массовой коммуникации - Прессы, радио, телевидение, кино, звуко-и видеозаписи, книгоиздания, их доходность и способность влиять на общественное мнение и вкусы стимулировали невиданное развитие массовой культуры. Ее главная цель – получение максимальной прибыли, а главные качества - доступность и развлекательность. Массовая культура породила специфические жанры - шоу, триллер, боевик, шлягер, комикс. Общей их свойством является пропаганда индивидуализма, физической силы и насилия, а нередко - идеологическая и шовинистическая направленность. Чертой массовой культуры является культ "звезды" - нередко искусственное создание популярности писателей, художников, певцов, актеров, спортсменов, а также"Приручения" разнообразными способами талантливых людей с целью их коммерческой и идеологической эксплуатации.
В социалистических странах, где массовая культура была монополизирована государством, его коммерческий характер был заменен организацией пропаганды официального политического курса, формированием культа вождей. Развлекательность проявлялась в организации различных идеологических шоу, романтизации классовой борьбы и революции, подвигов разведывательных и правоохранительных органов.
В изобразительном искусстве проявлением массовой культуры стал поп-арт (популярное искусство), который пришел на смену непонятном большинству абстракционизма. Произведения поп-арта строятся на сочетании фотографии, муляжей, репродукций с консервными банками, деталями машин и т.д. Бездуховность и популяризация дурного вкуса представители поп-арта пытаются компенсировать доступностью своих произведений любому зрителю.
Театральная и телевизионная разновидность поп-арта - хеппенинг - основывается на устроенных режиссером экстремальных ситуациях. Попадая в них, зрители становятся активными участниками событий.
Появилась "Массовая литература", рассчитанная на неприхотливые вкусы. Создавалась она в доступной форме, подавая сложные явления в упрощенном, иногда примитивном виде. "Массовая литература" призвана развлекать читателя. Основными ее темами являются приключения, описание ужасов, преступность и т.д. Некоторые герои "массовой литературы ", как например агент 007 Джеймс Бонд, стали всемирно известными персонажами. Типичный герой этой литературы - супермен, благородный юноша, который выходит на бой со злом, полагаясь на мужество и физическую силу.
В своих проявлениях массовая культура существует как средство для развлечений. Ориентируясь на специфические потребности и вкусы, она иногда порождает настоящие таланты. Созданный ею сверхприбыль частично вкладывается в развитие других видов культуры.
Экзистенциализм
После Второй мировой войны получила распространение философия экзистенциализма (существование) и искусство абсурда. Их идеологами были французские писатели и философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю(1913-1960). По их мнению, экзистенцию (бытие) понять невозможно, его можно лишь почувствовать. Поэтому основу своей философии они выложили не в научных трудах, а в художественных произведениях. В центре их внимания - личность, ее отношения с миром, обществом, Богом. По их убеждениям, история ХХ в. свидетельствует, что "Бог умер", и поэтому бытие не имеет смысла. Жизнь человека состоит в интуитивном гонении за маревом-политикой, моралью, свободой, представление о которых изменяется с изменением обстоятельств. Любые человеческие ценности - абсурд. Единственной силой, способной ему противостоять, является искусство - постоянный творческий бунт.
Пессимистическая философия экзистенциализма, распространилась в литературе, драматургии, кино,породила "антитеатр" (Э. Ионеску - театр парадоксов) и "Антироман" (А.Роб-Грийе, Н. Саррот, Ф. Саган). Произведения отличаются отсутствием сюжета, аморфным характером персонажей, спонтанностью их поведения, которую невозможно объяснить, непонятностью диалогов. Жизнь персонажей -трагический фарс, а идеалы, как правило, отсутствуют.
Основные направления и стили искусства ХХ века.
Название | Основные идеи |
Модерн (в поэзии - символизм) | Обращение к мистических, персонифицированных образов природы, символов. Освобождение предыдущих культурных традиций. |
Дадаизм | Отрицание ценностей цивилизации, изображения антиэстетических, отталкивающие стороны жизни. |
Экспрессионизм | Повышенная эмоциональность, буйство звука, цвета, отрицание бытового жизненного опыта. |
Примитивизм | Взгляд на мир глазами ребенка. |
Кубизм | Изображение действительности в виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур, отражения не предмета, а его конструкции |
Футуризм | Передача динамики, движения, изменения. |
Абстракционизм | Отказ от реального изображения, выражение внутреннего мира художника. |
Сюрреализм | Создание собственного мира надреальности, которая иррациональна, символическая, фантастическаяпровозгласила основным источником творчества подсознательное, а методом - разрыв логических связей. |
Конструктивизм | Сближение искусства с инженерной творчеством, рациональная организация творчества. |
Поп-арт | Преобразование любого предмета повседневной жизни в объект искусства. Попытка раскрыть в вещах внутреннюю суть |
Постмодернизм | Сочетание различных стилей прошлого и настоящего. Западе и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта |
Монументализм | Сочетание национальных реалистических традиций с показом эпических картин истории, революционной борьбы |
Антиутопия | Произведения, содержащие предупреждения о предстоящих катастрофы |
Кинетическое искусство | Создание сложных устройств, движущихся |
Гипперреализм | Искусство, стремящееся фотографической иллюзорности изображения |
Оп-арт | Использование оптических эффектов |
Концептуализм | Отрицание визуальной информации, рассмотрение искусства как сообщения (основная форма - концепт перфоманс) |
Билет 25
Билет 25
1. Формирование блока агрессивных государств оси «Берлин-Рим-Токио» накануне Второй мировой войны
Страны «оси» — агрессивный военный союз Германии,Италии, Японии и других государств, которому противостояла во время Второй мировой войны антигитлеровская коалиция.
Общие интересы Японии, Италии, Германии быстро привели их к сближению. 25 ноября1936 Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, а 6 ноября 1937 к нему присоединилась Италия. Образовалась "ось" Берлин-Рим-Токио. Стороны обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. В дополнение к договору дали обещание в случае войны одной из сторон с СССР не делать ничего, что могло был облегчить положение СССР.
Этот блок агрессоров не был монолитным. Германия и Италия соперничали в Австрии и обе претендовали на гегемонию на Балканах, прежде чем им удалось договориться о разграничении сфер влияния в этом регионе. Тогда же Германия признала завоевание Италией Эфиопии. После этого Германия и Италия активно координировали свою политику и совместно провели ряд международных акций. В1936 они поддержали мятеж националистов в Испании, Который привел в1939 г. до власти Ф. Франко.
Сложнее развивались отношения Германии и Японии. Они осложнялись тем, что Япония захватила германские колонии в Тихом океане и Китае и не собиралась их возвращать. Германия и Италия во время японской агрессии 1937 против Китай продавали оружие китайскому правительству. Обе страны находились далеко другот друга и стремились сохранить свободу действий в своей сфере интересов.
К середине 30-х годов Германия, Италия и Япония стали на путь прямого нарушения условий послевоенного урегулирования. Над всей Версальско-Вашингтонской системы нависла угроза. Альтернативой ей был предложен Германией, Италией и Японией основанный на господстве силы "новый порядок", который сводился к разделу мира между этими государствами. Путь к новому порядку шел через войну.
Союз стран «оси» первоначально был основан на германо-японо-итало-испанском Антикоминтерновском пакте и германо- итальянском «Стальном пакте», а полностью оформился 27 сентября 1940 года, когда Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о разграничении зон влияния при установлении «нового порядка» и военной взаимопомощи. Позднее к пакту присоединились Венгрия, Румыния, Болгария и Таиланд, а также марионеточные государства Германии и Японии.
Берлинский пакт 1940 года, известный также как Пакт трёх держав 1940 года или Тройственный пакт — международный договор (пакт), заключённый 27 сентября 1940 года между главными державами Оси — странами — участникамиАнтикоминтерновского пакта: Германией (Иоахим фон Риббентроп), Италией (Галеаццо Чиано) и Японией (Сабуро Курусу) сроком на 10 лет.
Заключение
Страны, подписавшие договор, заявили, что их целью является «сохранение длительного мира», путем «предоставления каждому государству возможности занять свое место в мире» и «создания и поддержания нового порядка» в Европе и Великой Восточной Азии . Статьи 1 и 2 конкретизировали географические сферы действия пакта - в Европе «руководящее положение» в создании «нового порядка» признавалось за Германией и Италией, в Великой Восточной Азии - за Японией. Общего врага не приходилось конкретизировать, так как он был известен - Великобритания. Однако пакт являлся предостережением от участия в войне какой-либо державе, «которая в настоящее время не участвует в европейской войне или японо-китайском конфликте», подразумевал в первую очередь США и СССР.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1932;