Основные тенденции развития украинского искусства
Внутри 50-х годов в украинское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов, увеличился выпуск картин, обогатилась их тика. Находит дальнейшее развитие биографический жанр — фильмы «Иван Франко» (реж. Т. Левчук), «Григорий Сковорода» (реж. И. Кавалеридзе), проблемы современности нашли воплощение в фильмах «Судьба Марины» (реж. В. Ивченко и И. Шмарук), «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев), «Два Федора» (реж. М. Хуциев) и др.. В картинах 60-х годов наблюдается обращение к внутреннему миру героя. Одно из центральных мест занимает победы советского народа в Великой Отечественной войне. Внимание кинематографистов снова привлекают произведения украинской классики («Лесная песня», реж. В. Ивченко, «Вечер накануне Ивана Купала», реж. Ю. Ильенко, «Каменный крест», реж. Л. Осыка), растет интерес жанром комедии («За двумя зайцами», реж. В. Иванов, «Катя-Катюша», реж. Г. Липшица), создаются фильмы для детей и юношества.
Возникло «украинское поэтическое кино» — уникальное культурное явление, которое привлекло в вес творчеством С. Параджанова, Ю. Ильенко, Л. Осыки, И. Миколайчука, помогло украинской интеллигенции объединять творческие усилия. Но, с другой стороны, политическое руководство, напуганное ростом политической активности, усиливало борьбу с инакомыслием, «национализмом», под которым фактически понималось стремление к национальной справедливости и подлинного равенства, или просто всякий интерес к национальным проблемам, собственной истории, языка. И вот в начале 60-х гг Хрущев клеймит авангардови течения в искусстве «правильно» отражать действительность. В Ленинграде и Москве начались первые политические процессы над писателями — давлением центральных органов украинское руководство также удалось в репрессивных акций. Особое распространение они получили после отстранения от власти Хрущева. В конце 1965 г. в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Луцке, Тернополе арестованы несколько активных представителей украинской творческой молодежи, среди которых были литературный критик М. Горынь, художник А. Заливаха, литературовед М. Косив и др.. «Оттепель» закончилась окончательно в 1972г., Когда был снят с поста первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста, который поддерживал некоторые начинания в области возрождения украинской культуры.
На рубеже 60-70-х гг в условиях застоя, который начинает определять характер общественной жизни, утверждалось пренебрежительное, нигилистическое отношение к языку, истории, литературы, искусства, оказалось, в частности, в сужении сферы функционирования родного языка, в запрете некоторых художественных произведений, связанных со страницами борьбы за национальное достоинство, преследовании деятелей культуры. Эта горькая чаша не миновала выдающегося современного скульптора, живописца, этнографа, заслуженного деятеля искусств УССР, лауреата Государственной премии УССР им. Т. Шевченко И. Гончара, художников А. Горской, Л. Семыкина, О. Заливахи, Г. Севрук. По-варварски были уничтожены шестиметровый витраж работы А. Горской, Л. Семыкиной, А. Заливахи в Киевском университете. А. Горская погиб при неизвестных обстоятельствах. В активе художницы-керамиста Г. Севрук были произведения, принадлежавшие к «Казацкого цикла», но в период застоя эта оказалась запретной и талантливого художника исключили из Союза художников Украины, ее творчество вполне игнорировалась.
Годы «застоя» стали временем командно-директивного вмешательства в творческий процесс, судьбы художников. Политизация искусства, чрезмерная идеологизация оценок были укоренены в трагических 30-х годов и приводили к подобным последствиям. После 1972 г. многие представителей украинской культуры оказались за решеткой или в эмиграции. Трагичной была судьба одного из талантливейших поэтов 60-70-х гг Василия Стуса. В 1979 г. он вернулся в Киев после заключения в Мордовии и Колымского ссылки и сразу снова был осужден на 15 лет. В спецлагере для политзаключенных на Урале он и умер в 1985 г. Сейчас поэта посмертно реабилитирован, его прах перенесен на родину, ему присуждена Государственная премия Украинской ССР им. Т. Шевченко (1990 г.).
Годы «застоя» характеризовались нарастанием негативных тенденций и явлению общественно-культурном развитии республики, официально внедряемый курс на «слияния наций» фактически превратился в русификации образования, прессы, книгоиздания, театра. Монополизация материальных и организационных условий художественно-творческой деятельности руководством творческих союзов не давала возможности найти место в художественной жизни ярким представителям творческой молодежи. Роли потребительской «элиты» в пользовании культурными ценностями приводило к появлению произведений, угождать этим незамысловатым вкусам. Некомпетентность руководства сферой культуры проявлялась в запрете выставок, театральных постановок, игнорировании народных культурных инициатив. Так, в частности, с «идейным соображениям» было уничтожено Шевченковский витраж в Киевском университете, запрещены собрания возле памятника Т. Шевченко в Киеве на годовщину поэта т. д.. Следствием неразумной культурной политики стал упадок многих плодотворных традиций народной культуры, поощрения псевдонародные этнографизма и «шароварщины», формализация и дегуманизация культурно-просветительной работы. Попытки оживить культурную жизнь через принятие многочисленных постановлений, проведение фестивалей самодеятельного творчества были мало результативными, потому что в культурном развитии было приглушенно возможности проявления инициативы «снизу».
Как результат пренебрежения национальной культуры, невнимание к его потребностям развивалась «массовая культура» коммерческого окраски или официозная псевдокультура, к образцам которым можно отнести комплекс Музея истории Отечественной войны в Киеве (1982 г.) или монумент в честь провозглашения советской власти в Харькове (1975 г.). Упадок уровень образования и профессиональной подготовки, развивались безответственность исполнителей и некомпетентность руководителей. Поэтому Чернобыльская катастрофа 1986 г. была не просто трагической с последствиями производственной аварией, но и символом духовной катастрофы, которая нависла над украинским народом и его культурой, свидетельством неотложности, неотложности коренных общественно-экономических и культурных изменений в УССР.
Весомым был вклад в развитие изобразительного искусства художников В. Касияна, М. Глушенко, М. Дерегуса, В. Бородай, Т. Яблонской и др.. В республике кадры художников готовили Киевский художественный институт. Львовский институт прикладного и декоративного искусства, Харьковский художественно-промышленный институт, Украинский полиграфический институт (Львов), ряд средних специальных учебных заведений.
Широкую популярность среди знатоков и любителей музыки получили произведения Г. Майбороды и П. Майбороды, А. Кос-Анатольского, А. Штогаренко, Ф. Шамо, А. Билаша и др.. Высокого уровня достигла украинская исполнительская культура. Широкое признание получили певцы Б. Гмыря, Д. Гнатюк, Н. Кондратюк, Е. Мирошниченко, Д. Петриненко, А. Соловьяненко и др.. Творческие достижения украинских художников становились известными далеко за пределами Р.
Человеком большого таланта был композитор Владимир Ивасюк, звезда таланта которого сошла на певучем Буковине. Его жизнь оборвалась в 1979 г. в возрасте тридцати лет. К своим песням он сам писал слова и музыку. Среди них — «Я пойду в далекие горы» (1968), «Водограй» (1969), «Червона рута» (1969). Последняя дала название фестиваля украинской песни и музыки, с 1989 г. регулярно проводится в разных городах Украины. «Червона рута» — единственный в Украине фестиваль украинской песни, то есть обязательным условием участия в нем является исполнение песен только на украинском языке.
Плодотворно работали украинские скульпторы, особенно монументалисты. До настоящих произведений монументального искусства этого времени относятся памятники Л. Украинский в Киеве и Т. Шевченко в Москве.
Особая роль во времена «застоя» принадлежала театральному искусству. Одним из ведущих театров республики был Киевский государственный академический театр оперы и балета Украинской ССР им. Т. Шевченко. Его репертуар обогатился оперой «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды, балетами «Легенда о любви» А. Меликова и «Рассветная поэма» В. Косенко. Важное значение имели Киевский драматический театр им. И. Франко, русский драматический театр им. Леси Украинская, Харьковский украинский драматический театр им. Т. Шевченко и российский им. А. Пушкина, Львовский драматический театр им. М. Заньковецкой. Лабораторией творческого поиска конце эпохи «застоя» стал Киевский молодежный театр, когда его возглавлял яркий режиссер Лесь Танюк.
Несмотря на тяжелые условия борьбы за свои права, украинская культура продолжает развиваться. В 80-х гг. вернулись к творчеству реабилитированы писатели. В процессе возрождения украинской литературы и культуры достойную роль сыграли «шестидесятники», закаленные в противостоянии официальной идеологии. Д. Павлычко в своих произведениях осудил равнодушное отношение к народу, Украине, родному языку; Л. Костенко вела диалог прошлого с
Современным, углубляясь в проблему долга художника перед народом (роман «Маруся Чурай»), И. Драч раскрывал непростой связь научно-технического прогресса с духовными ценностями нации (поэма «Чернобыльская мадонна»), В. Голобородько философски осмыслил смысл человеческого жизни, Р. Иваничук, используя историческую тика, раскрыл правду о прошлом украинского народа («Манускриптз улицы Русской», «Вода из камня»).
С середины 80-х гг начинают заполняться «белые пятна» в области украинского искусства, возвращаются имена и произведения художников, несправедливо репрессированных, забытых. Так, более полутора десятка лет замалчивалась творчество талантливого живописца И. Кулика, только в 1990 г. он получил возможность организовать в Черкассах ретроспективную выставку, представив на ней широкие полотна и этюды, пейзажи, жанровые картины, портретная живопись, натюрморты. Из них: «Лесорубы», «Праздничный день в селе Космаче», «Т. Шевченко в Корсуне », портреты К. Стеценко, И. Нечуя-Левицкого, В. Стуса. Известный ныне своими самобытными произведениями художник С. Чуприна из Ровенской, который за последние двадцать лет создал интересные картины «Переход казаков через Степань», «Крещение в Степан», «Берестецкая битва 1651 г.»
Таким образом, развитие украинской культуры в течение тридцати лет характеризовался попыткой национально-культурного подъема во времена «оттепели», а позже, когда этот процесс, который сегодня называют «задушенным возрождением», прервалась, происходило постепенное накопление и обобщение научных и художественных достижений, которое способствовало осознанию необходимости глубоких социокультурных преобразований ради сохранения украинского народа и его культуры.
Билет 15
Билет 15
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1328;