Национально-освободительная борьба народов Индии в 1920–1930-е годы. Деятельность М. Ганди.
Индийское национально-освободительное движение включало в себя широкий спектр политических организаций, философий, и движений, которые объединяла общая цель прекращения британского колониального господства в Южной Азии.
Непосредственным толчком к подъему национально-освободительного движения в 1918-1921 годы были реформы, которые закрепляли колониальное положение Индии. Колониальная администрация получила чрезвычайные полномочия в борьбе против национально-освободительного движения.
Во главе национально-освободительного движения оставался ИНК, признанным лидером которого был М. Ганди. Идеологией индийского национального движения стал гандизм. Он совмещал в себе политические, морально-этические и философские концепции, укорененные виндийскую культуру.
Гандизм, благодаря его социальным идеям о создании общества на принципах справедливости (сарвадайя), находил отклик в широких масс индийского крестьянства и городских низов. Заслугой Ганди было то, что идеи борьбы за независимость и преобразования общества он изложил в доступных и приемлемых для большинства населения образах. В народе его называли Махатмой, что означает "Великая душа". Широкой поддержкой пользовались методы борьбы, их предложил Ганди. Эти методы не предполагали насилия (бойкот, мирные демонстрации, отказ от сотрудничества и др.). Важным было то, что Ганди протест совмещал с терпимостью к колонизаторам (сатьяграха).
В условиях Индии с ее многонациональным населением, пестрым религиозным и социальным составом ненасильственные действия были единственным принятым средством для привлечения населения к общей борьбе.
Итак, гандизм объединил индийское общество в общей борьбе и, наконец, заставил колонизаторов без кровопролитной вооруженной борьбы предоставить стране независимость. Ганди и его учение подвергались критике со стороны радикально настроенных деятелей зато, что он шел на компромисс с колонизаторами и не реализовывал сполна все революционные возможности.
Сарвадайя | Сатьяграха |
- возвращение к истокам, к «золотому веку», когда индейцы жили в гармонии с природой, когда господствовала крестьянская община, взаимопомощь; - защита человека от разрушительного воздействия индустриальной цивилизации; - национальное и духовное освобождение от колониализма; социальная равенство и справедливость; - символом сарвадайи была ручная прялка, которая впоследствии стала гербом независимой Индии. | - преданность религиозным, философским и культурным национальным традициям; - протест против колониального статуса в сочетании с терпением и терпимостью (толерантностью); - Ненасильственных методах борьбы (ахимса) за независимость: митинги, демонстрации, отказ от участия в работе колониальной администрации, бойкот английских товаров, как крайнее средство - демонстративное нарушение законов колонизаторов т.д. |
В 1918 г. ИНК (Индийский национальный конгресс) превратился в массовую общеиндийскую партию. Организованные им акции имели широкую поддержку у населения. Кроме ИНК развернула свою деятельность и Мусульманская лига, которая иногда прибегала к вооруженным акциям.
Репрессии колониальных властей усиливали национально-освободительную борьбу. Послевоенное подъем национально-освободительной борьбы началось с массовых забастовок в крупных промышленных центрах Бомбее, Мадрасе, Канпуре, Ахмадабаде.
Английский колониальная администрация, чтобы хоть как-то унять стихийное движение, удалась, по предложению министра по делам Индии Монтегю, к реформе управления страной. В1919 английский парламент принял закон об управлении Индией. Он подтверждал колониальный статус Индии. Реформа предусматривала расширение индийского представительства в совете при вице-короли Индии и губернатор провинций, а также увеличение числа избирателей с 1 до 3%. Одновременно был принят закон Роулетта, определявший наказания за антиправительственные акции.
Действия колониальной администрации, особенно закон Роулетта, дали мощный толчок к развертывание массового движения гражданского неповиновения.
6 Апреля 1919 Ганди призвал к свертыванию любой деловой активности и закрытие магазинов в знак протеста против закона Роулетта.
Ответом колонизаторов стало насилие. 13 апреля 1919 в Амритсаре, провинция Пенджаб, англичане расстреляли мирную демонстрацию. Погибло более 1 тыс. человек, 2тыс. были ранены. Эта акция насилия могла спровоцировать стихийный бунт, но благодаря Ганди его удалось избежать.
Осенью1919 на съезде ИНК было принято решение о бойкоте выборов по закону Монтегю. Бойкот достиг своей цели.
События 1919 привели Ганди к мысли о необходимости четкого плана дальнейшей борьбы. Он выработал тактику ненасильственного сопротивления британским колонизаторам. На первом этапе предусматривалась кампания бойкота колониальных учреждений и товаров. На втором - уклонение от уплаты налогов. Это уже означало открытый конфликт с колониальной администрацией.
Кампания ненасильственного сопротивления началась 1 августа 1920 Ее возглавили ИНК, который в то время насчитывал 10 млн. членов, и Мусульманская лига.
В начале 1922 г. произошли события, заставившие прекратить кампанию. В одном поселке толпа крестьян сжег заживо нескольких полицейских. В мусульманских районах вспыхнуло восстание. Колонизаторы бросили против восставших войска.Ганди осудил такие действия и объявил о прекращении акции.
Период стабилизации (1922-1929 гг) Индия пережила без значительных потрясений, хотя именно в то время один из лидеров ИНК Джавахарлал Неру выдвинул программное лозунг "Пурна сварадж" - полная независимость.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 4709;