Краткая биография М. Ганди
Ганди Мохандас Карамчанд - индийский политик, общественный деятель, идеолог и один из лидеров движения за национальную независимость. Родился 2 октября 1869 г. на севере страны, в княжестве Порбандер, где его отец занимал пост главного министра. Семья была очень религиозной, жила интенсивной духовной жизнью, строго придерживалась традиций, практиковала строгое вегетарианство, и мировоззрение будущего «отца нации» формировалось под воздействием этических и религиозных постулатов индуизма. Тринадцатилетним подростком Мохандас женился на сверстнице, брак с которой дал жизнь четырем сыновьям.
В 19-летнем возрасте Ганди уехал в Лондон, чтобы получить в английской столице образование юриста. В 1891 г. он вернулся на родину с дипломом адвоката, однако его деятельность на профессиональном поприще не давала результатов, на которые он рассчитывал, поэтому молодой юрист в 1893 г. уехал в Южную Африку и устроился работать в индийскую торговую фирму на должность юрисконсульта. За границей он постепенно включился в движение за права индийцев.
После возвращения на родину в 1915 г. в жизни Мохандаса Ганди начинается новый этап, связавший всю его последующую биографию с борьбой против дискриминации соотечественников, насилия в различных его проявлениях. Ганди вступил партию ИНК - Индийский национальный конгресс, борющийся за независимость Индии от Великобритании. С легкой руки Рабиндраната Тагора, известного индийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Ганди стали называть Махатмой (в переводе - «великая душа»). Соотечественники питали огромное уважение к этому скромному в манере одеваться, в потребностях человеку, который считал себя недостойным столь лестного титула и отдавал много сил борьбе за их лучшую жизнь. В 1921 г. Мохандас Ганди стал лидером ИНК.
Принципы борьбы (как тактические, так и идейные), провозглашенные Ганди, получили широкую известность под названием «гандизм» и основывались на концепции «сатьяграхи», «упорства в истине» - сопротивления, основанного на ненасильственных действиях. Заметное влияние на ее формирование оказало, в частности, учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Именно таким образом Ганди и его единомышленники противостояли диктату Великобритании - например, игнорированием продукции, выпущенной английскими производителями. Серьезный вклад внес Ганди в ликвидацию кастового неравноправия.
Последовательное воплощение в жизнь принципа ненасилия неоднократно подвергалось серьезным испытаниям и противопоставляло Ганди Конгрессу, не считавшего нужным распространять подобную стратегию на внешнюю политику. Принципиальные расхождения в этом вопросе и компромиссные решения летом 1940 г. и зимой 1941 г., давались Ганди, по свидетельству очевидцев, ценой больших душевных страданий.
Одним из приоритетных направлений деятельности Ганди была борьба с национально-религиозными распрями между индусами и мусульманами, раздиравшими Индию не одно столетие. В 1947 г. состоялся раздел бывшей британской колонии на республику Индия, где большинство населения были индуистами, и Пакистан с преобладанием в нем мусульман, и это событие послужило поводом для нового обострения отношений.
Махатма Ганди выступал с призывами остановить бессмысленное насилие, но все попытки были тщетными, и тогда в январе 1948 г. он объявил голодовку. Поскольку Ганди был большим авторитетом для обеих враждующих сторон, они заключили компромиссное соглашение. Но экстремистская индуистская группировка решила устранить с политического горизонта яркую, харизматичную личность Махатмы, мешавшую их борьбе с мусульманами, и организовала крупный антиправительственный заговор. 20 января 1948 г. на Ганди произошло покушение: возле него взорвалась самодельная бомба, никому не причинив вреда. 78-летний Ганди категорически отказался от усиленной охраны, и уже 30 января 1948 г. его жизнь оборвали три пули, выпущенные террористом. Последними жестами Мохандас Ганди дал знать, что дарует своему убийце прощение.
2. Распад Югославии. Гражданская война, ее последствия.
Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).
Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности – на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях.
До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).
Наиболее мирный характер носило отделение Словении,в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном «бракоразводном» процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало.
Выделение из состава СФРЮ Македониисопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1641;