Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – 589 с.
Шри Ауробиндо Интегральная Йога. – М.: «Профит Стайл», 2003. – 416 с.
Ильиных И.А. Основания абсолютной ценности природы // Сборник трудов научно-практической конференции «Актуальные проблемы географии», март 2005 г. – Горно-Алтайск, 2005. – С.88-89.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Нарисуйте в воображении самый прекрасный образ человека. Каким должен быть идеальный человек? Какими свойствами он должен обладать?
Задание 2. Нарисуйте воображаемый образ отношения человека к природе.
Задание 3. Подумайте как природа должна относиться к человеку с точки зрения идеальных отношений?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Что мешает человеку воплотить в жизнь образ идеальных отношений человека с природой?
Как можно было бы измениться человеку, чтобы идеал стал постепенно реализовываться? Каким должен быть самый первый шаг в таком изменении?
А может быть существа природы тоже должны сделать шаг в сторону открытого взаимодействия с человеком? Какую роль в этом играет человек?
Согласны ли Вы с утверждением, что человек «венец творения»? Если да, то почему он не ведет себя как человек совершенный?
ЗАНЯТИЕ 3
ДОБРО И ЗЛО – БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ. ЭКОЛОГОЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ
Цель работы – осознать категории добра и зла, понять смысл относительности и абсолютности этих категорий и каким образом они осмысляются в вопросах экологической этики.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ДОБРО И ЗЛО
Добро и Зло – базовые "единицы" морального сознания и категории этики, которые, строго говоря, нельзя определить в рамках самого "практического разума". Добро и зло как "нравственное" и "безнравственное" – основная бинарная оппозиция нравственности. "Делай добро и избегай зла" – вот моральная максима, рассчитанная на индивида, обладающего автономией воли. Зрелое моральное сознание не даёт списка "добрых" и "злых" поступков; что такое добро и зло, индивид должен решать сам. Вместе с тем в рамках философских систем и религиозных доктрин всегда существовали попытки определить "общую природу" добра и зла.
Одна из самых ранних попыток выявления природы добра и зла была осуществлёна в ранних религиозных системах Востока – зороастризме, митраизме, манихействе. Добро и зло в этих системах имеют субстанциональную природу, это два самостоятельных равноправных начала мира. 3ло, воплощённое в образе Аримана, отождествлялось с силами разрушения, добро (Ормузд) – с творческой, созидательной силой. Борьба этих двух начал определяет развитие мира. Добро и зло в данном случае онтологизируются, это сверхчеловеческие силы, составляющие дуальную основу мира.
В античной философии присутствуют и дополняют друг друга различные подходы к пониманию добра и зла. Один подход, восходящий к досократикам, предполагает понимание добра как согласия с космическим порядком, с целым; зло – отступление от мирового порядка. Так, Анаксимандр конечность, временность земного существования рассматривал как наказание за вину обособления от целого. Сходная позиция присутствует в восточных религиозно-философских системах. В одном из направлений китайской философии, даосизме, добро есть согласие с Дао – мировым путём; зло – отход от него. В конфуцианстве добро – сохранение мирового порядка в природе и социальной жизни, установленного Небом. В индийской философии добро – единение Брахмана и Атмана, абсолютное единство всеобщего и индивидуального. Философская система Платона даёт основания говорить о возникновении более дифференцированного подхода к проблеме добра и зла. Абсолютное Благо, верховный принцип существования внутренне раздельного, законченного, неподвижного мира идей и материя как косное, неструктурированное начало составляют вместе рамки проявления добра и зла, их онтологические основания. Собственно же добро и зло есть характеристики человеческого поведения, осуществляемого в согласии с этими принципами бытия. Добро, согласно этой теории, доступно не всем – лишь мудрецам, способным выявить эти запредельные основы мироустройства, созерцать с помощью ума мир идей.
Более узкое понятие – понятие добродетели; оно не выходит за рамки оценки человеком собственного места в социальном целом, границ своей "меры", своей социальной и профессиональной "ниши". В рамках такого подхода зло проявляет себя в эгоизме, противопоставленности интересам социального целого, в нарушении границ меры. Три "отрицательные" формы государства в социальной концепции Аристотеля (тирания, олигархия, демократия) и есть проявление зла как обособленности, партикуляризма стоящих у власти по отношению ко всему обществу. Добро и справедливость в данном подходе почти неразличимы.
Идея добра как социальной и душевной гармонии присутствует и в более поздних социально-философских и этических концепциях, добро окончательно сближается с социальной справедливостью в социальных утопиях (Бабёф, Мелье, Мабли, Морелли, Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.). Происходит своеобразная "деиндивидуализация" понятий "добро и зло". Добро и зло выступают в качестве оценок не столько отдельного человека, сколько общества в целом. Незыблемые онтологические основы различения добра и зла превращаются в меняющиеся характеристики социальной жизни. Сужение онтологической основы концепций добра и зла, сочетание социологизма с интеллектуализмом приводят к субъективизму в понимании добра и зла, к этическому конвенционализму, условному определению добра и зла в зависимости от социальной позиции и исторических условий.
Представители других точек зрения видят онтологическую основу различения добра и зла в степени соответствия поведения человека собственной природе. Такой "индивидуалистический натурализм", сведение добра к индивидуальной пользе был характерен для французских материалистов XVIII в. Концепцией, которая пыталась объединить обе версии, социологическую и натуралистическую, понимания добра и зла был утилитаризм Бентама И., вводивший иерархию уровней пользы.
В этической концепции Канта И. понимание добра и зла было отделено от онтологии и гносеологии, Кант постулировал их "безосновность", априорность в сфере "практического разума" – сфере индивидуальных выборов и решений. Одновременно Кант выдвинул требование всеобщности критериев добра и зла, их применимости к каждому без исключения и вне всяких условий; исключил "степени" добра.
Христианское понимание добра и зла предполагает, что зло не существуем как особое бытие, есть лишь злые существа (злые духи и злые люди). Бог есть добро и зло – это разрыв с Богом, разрыв с Богом – акт свободы. Человеческая природа оторвана вследствие первородного греха от прямой связи с Богом; искушение злом есть испытание, которое человек должен пройти, чтобы окрепнуть в своей преданности Богу. Свобода – это и путь отхода от Бога, и путь возвращения к Нему; свобода опосредует как добро, так и зло в жизни человека. Попытки превратить критерии добра и зла в "относительные", меняющиеся, избирательные оценки человеческого поведения разрушают оппозицию добра и зла, основную "размерность" человеческой жизни.
Интернет-источник
http://www.sunhome.ru/philosophy/11801/p2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Дилеммы.Подумайте каким может быть выбор с точки зрения экологической этики?
1.Жизнь болезнетворных бактерий и жизнь человека. Что выбрать?
2.Жизнь животных и питание человека. Как установить этические рамки?
3.Жизнь животных и удовольствие человека от охоты?
4.Жизнь растений и эстетическое наслаждение человека, состаляющего букет из срезанных цветов?
5.Жизнь деревьев и постройка дома для человека. Как быть?
6.Жизнь любого существа и научное познание мира. Лишать жизни или нет во имя науки?
Вспомните свойства идеального человека. Может быть идеальный человек так живет, что дилемм подобного рода просто не существует в его мире?
Задание 2.Подумайте над абсолютностью относительностью понятий добра и зла. Приведите примеры, где эти категории проявляют свою относительность, а где абсолютность?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Как Вы думаете в чем заключается этический парадокс добра и зла?
В чем суть этического выбора?
Как Вы думаете в чем заключается суть проблемы «добро-зло» в экологической этике?
Каковы критерии нравственной оценки по отношению к природе?
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1311;