Современная идея дикой природы
Каков бы был мир, однажды лишенный сырой земли и дикой природы? Позвольте ему быть сохраненным. О, позвольте остаться дикой природе и сырой земле. Пусть здравствуют сорняки и дикая местность.
Д. Хопкинс
Без новых идей и концепций мы обречены вновь и вновь повторять старые ошибки. Созрела необходимость в интеллектуальных движениях, отстаивающих дикую природу как таковую, – так некогда разработанная философия человеческой свободы послужила основой для создания системы гражданских прав.
Дикая природа – постоянная и важная часть земли. Но она не ресурс. Дикая природа – это самоценность, начало, первопричина всего, первосозда-ние, начальная точка эволюции. Дикая природа является центром, источником абсолютной реальности, энергии, бытийной жизни. Дикая природа – это высшая природа. Она пропитана необузданной силой и духом, она своевольна и не поддается контролю. Дикая природа – сердце духовного мира, главное пространство жизни.
Определяемая этими постулатами современная идея дикой природы – это великая панкультурная идея, к которой рано или поздно придут все народы. Может быть, самая радикальная идея в нынешнем мире – более радикальная, чем идеи Маркса или Мао.
Современная идея дикой природы состоит в том, что свободная природа является чем-то большим, чем просто ресурс или важный компонент экологических систем. Дикая природа – это особое священное пространство. Совершенно Иное, независимое государство, иная цивилизация, существующая вне человеческого контроля, ущемляемое человеком меньшинство.
Дикая природа имеет свою внутреннюю ценность, свои интересы, свое достоинство, свою цель и моральные права на существование и свободу. Существование дикой природы хорошо само по себе, а уничтожение или контроль над ней являются неправильным по своей сути.
Современная идея дикой природы объединяет взгляды либеральной демократии, экологии, религии и морали. Согласно современной идее дикой природы, мы должны любить, ценить, уважать и защищать дикую природу ради нее самой и ее экологической ценности, а не ради потребностей человека. Современная идея дикой природы восстанавливает древнее понятие священности участков дикой природы, расширяет рамки демократии до защиты моральных прав, свобод, автономии и независимости дикой природы и ее видов. Современная идея дикой природы – это идея спасения всей оставшейся дикой природы на Земле. Она помогает нам любить, уважать и защищать дикую природу – все то, что еще остается свободным, грубым, диким, красивым, непознанным и нетронутым. Дикая природа – для дикой природы.
Современная идея дикой природы учит, что люди не являются господствующим видом на Земле, Земля создана не только для человека, человеческая жизнь – всего лишь одна из форм жизни на планете, и человек не имеет никакого права брать Землю в исключительное владение.
Современная идея дикой природы учит, что недостаточно защищать немногие оставшиеся участки свободной природы. Необходимо отвести ей огромные области, сейчас используемые человеком. Нужно убрать оттуда людей и машины, рекультивировать дороги и распаханные земли, освободить скованные плотинами реки. Пусть вновь туда вернутся корабельные сосны, орлы, волки и медведи.
Чтобы в третьем тысячелетии сохранить биосферу, нам необходимы новые мифы. Современная идея дикой природы пробуждает индивидуальное восприятие и преобразует его в духовный опыт, в метафизическое понимание мира. Она учит состраданию, покорности и сочувствию. За ней – великое будущее.
Литература
1. Борейко В. Е. Закон США о дикой природе / / Современная идея дикой природы. – Киев, Киевский эколого-культурный центр, 2001. – С. 78.
2. Porteous A. Forest folklore, mythology, and romance. London, «George Allon, Unwin Ltd», 1928, p. 290.
3. «Нижегородские марийцы» / Сост. Н. В. Морохин. – Йошкар-Ола, Министерство культуры Республики Марий Эл, 1994. – С. 207 — 208.
4. Налимов В. П. Священные рощи удмуртов и мари / Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле. / Изд. второе, дополненное. – Киев КЭКЦ, 1999. С. 99-100.
5. Snyder G. Good, wild, sacred. Madley, «Five Seasons Press», 1984, p. 14 — 15.
6. Кожевников Г. А. О необходимости устройства заповедных участков. — Указ, сб. – С. 75.
7. Семенов-Тян-Шанский А. П. Задачи момента в деле охраны природы в России. — Указ. сб. –С.196.
8. Семенов-Тян-Шанский А. П. Свободная природа, как великий живой музей, требует неотложных мер ограждения. — Указ. сб. – С. 64.
9. Успенский П. Д. Сознание в природе. — Указ. сб. –С. 198.
10. Щербина Н. Ф. Избранные произведения. – Л., «Советский писатель», 1970. – С. 154.
11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Церковь и проблемы экологии // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 3, вып. 2. – 2001. – С. 51.
12. Н u g h e s D. Francis of Assisi and the diversity of creation. — «Environmental ethics», 1996, p. 311 - 320.
13. Штильмарк Ф. Р. Таинство заповедания // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 1, вып. 1. – 1999. – С. 38.
14. Грэбер Л. Дикая природа как священное пространство. – С. 41.
15. Там же. – С. 29.
16. Борейко В. Е. Постижение экологической теологии. – С. 60.
17. Бор с и ко В. Е. Постижение экологической теологии. – С. 62.
18. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе. – Киев, КЭКЦ, 1998. – С. 60.
19. Фишер С. Этика и право по отношению к животным. – Указ, сб. – С. 208.
20. Нэш Р. Права природы. История экологической этики. – Киев, КЭКЦ, 2001. – С. 127.
21. Стоун К. Должны ли деревья иметь права? // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 3, вып. 1. – 2001. – С. 58.
22. Hargrove E. Foundations of environmental ethics. New Jersey, «Prentice Hall», 1988, p. 229.
23. Там же.
24. Там же.
25. Brad i E. Don't eat the daisies: disinterestedness and the situated aesthetic. — «Environmental values», v.7, № 1, 1998, p. 97 – 114.
26. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. –М., «Прогресс-Традиция», 1998. – С. 239 – 240.
27. Кант И. Основы метафизики нравственности / Сочинения. В шести томах. – Т. 4, ч. 1. – М., «Мысль», 1965. – С. 219 – 310.
28. Rudolf Otto. The idea of the holy. Oxford and New Jork, «Oxford University Press», 1950, p. 215.
29. Грэбер Л. Дикая природа как священное пространство. – С. 56.
30. Грищенко В. Н. Экологическая этика и заповедное дело. – «Заповщна справа в Украш!». – Т. 7, вып. 1. – 2001. – С. 3.
Итернет-источник
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 510;