НА ПУТИ К НОВОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МИРОВОЗЗРЕНИЮ
Мировоззрение, рассматривающее человека как существо единственно ценное в мире и поэтому все подчинено ему и является средством для удовлетворения его потребностей, является доминирующим в сознании большинства людей. Существуя на протяжении многих веков оно создало множество проблем различного рода и, наконец, совсем изжило себя. Более того, человек, видящий мир таким образом причиняет вред себе и окружающему миру.
Но источник всех бед человечества даже не в том, что оно определило себе статус венца творения, причислило себя к высшей касте и пребывает в своеобразной гордыне. Допустим, что это действительно так и есть, но поведение человека даже отдаленно не схоже с поведением высшего существа, мудро обращающего с существами низшего уровня развития. Причина находится в самой психической организации человека – в неспособности человека видеть мир целостно. Поэтому всегда имеет место некоторая степень ограниченности сознания и в соответствии с этим возникают определенного рода последствия. Можно сказать, что человек поступает определенным образом, исходя из степени ограниченности мировоззрения.
Если принять это утверждение, то можно пойти дальше, развивая мысль в этом направлении. Так, антропоцентрическое мировоззрение – это этап развития человеческого сознания и сейчас нужно найти новый способ видения мира, новое положение сознания, благодаря которому мы будем видеть мир по-другому, по-новому, оказаться в таком положении, чтобы воспринимать мир как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частиц и в соответствии с новым видением поступать. И нам откроется совершенно новое понимание и восприятие мира.
На смену антропоцентрическому мировоззрению пришло мировоззрение космоцентрическое. В основу такого взгляда на мир положено утверждение, что мир пронизывает единая субстанция, которая содержится и в элементарной частице, и в молекуле, и в растении, и в человеке, и в галактике и во вселенной… Эта субстанция является основой всего существующего в мире и даже всего того, что еще не существует. Космоцентрическое мировоззрение первое место отводит идее равенства и единства всего, что существует во Вселенной и человек имеет такую же ценность как растение или простой камень у дороги. Все, что существует ни лучше и ни хуже человека, ни выше и ни ниже… «Если в листке, комке глины, камне, металле жизнь и ум неактивны, то не потому, что их нет, а потому что они еще не выдвинуты на передний план, еще не организованы для действия» – говорится в священной книге Упанишады (Шри Ауробиндо, 1997).
Взгляд на мир с таких позиций можно найти как в восточной, так и в западной философской мысли. Так, например, древнегреческий философ Анаксимандр полагал, что первоначалом, тем, что лежит в основе всего сущего, является апейрон – некое бесконечное, безграничное и неисчерпаемое материальное образование. Мир, согласно мировоззрению Гераклита Эфесского, характеризуется внутренним единством. Его первоначальной основой, сущностью является логос, который есть мудрое само по себе и одновременно огонь. Космос не создан ни богом, ни человеком, он «был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (Материалисты Древней Греции, 1955; Лукреций, 1947). Как бы ни понимать логос с философской и естественнонаучной точек зрения, бесспорно то, что он представляет собой единую и единственную основу Вселенной, принцип, закон, объясняющий многообразие мира. Логос придает действительности соразмерность, разумный смысл, логос является одновременно критерием оценки и высшим. Но человек в своем развитии отделяется от единого и потом сам страдает от этого (Гусейнов, Иррлитц, 1987) .
На востоке древние знания о единстве и целостности мира лучше сохранились, потому что являлись основанием для личного развития человека и развития целых цивилизаций, поэтому космоцентрическое мировоззрение больше вдохновляется восточной мудростью. Традиционную индийско-буддийскую модель мира можно представить чистым кругом, нулем-шуньей: белое и есть черное, и есть сансара, сансара и есть нирвана — все недвойственно (япон. — фуни). «Это есть то» или «ты есть то» — говорится в Упанишадах. Небо в тебе и нужно лишь очнуться, очистив сознание, и достигнешь состояния Будды. Согласно буддийско-даосско-конфуцианскому взгляду на мироустройство в центре стоит закон Бытия – Дао – и развитие всего осуществляется за счет естественного движения вездесущей энергии ци, ее самоочищения, то есть взгляд обращен к энергетическому состоянию мира, где постоянно взаимодействуют светлое, динамичное ян и темное, пассивное инь. Взаимодействуют на всех уровнях, от клетки до галактики. Эта модель предусматривает движение по восходящей, смену фаз преобладающего типа энергии. Как сказано в древнем комментарии к Ицзину («Книге Перемен»), «одно инь, одно ян и есть Дао. Следуя этому, идут к Добру». Притом это не то добро, которое противостоит злу, а Добро абсолютное, всеобщее, совершенное Бытие (Григорьева).
Для формирования нового мировоззрения можно использовать опыт взаимодействия человека с миром, родившийся у язычников. Они считают, что каждая часть природы, живая или неживая, обладает сознанием и душой. Некоторые, например, отождествляют божество с природными объектами и процессами. Для людей этих убеждений природа была и является священной. Что позволяло относиться к ней с уважением, трепетом и благоговением. Люди считали природу своим другом, братом, с которым можно иметь личностные отношения.
Современная наука тоже вносит свой вклад в становление и развитие нового мировоззрения. Ученые все чаще и чаще приходят к выводу, что материальная Вселенная была целенаправленно создана разумом – через Слово – Информацию – Логос, что все естественное было создано сверхъестественным. А так как сверхъественный Бог разумен, обладает силой и действует в соответствии с планом, то такими же качествами обладает и созданная Им Вселенная. И не случайно на всех уровнях Космоса – на субатомном и на уровне атома, на органическом и неорганическом, на уровне животных и человека, на уровне Луны, Земли, Солнца, звезд и галактик – наблюдается поразительная упорядоченность и рациональность, объяснением которой может служить лишь намеренный и творческий акт, т.е. разум прежде материи, Бог прежде человека, план и замысел прежде творения. Факты упрямо говорят, что мир, неотъемлемой частью которого является и наше сознание, устроен более тонко, красиво и продуманно, чем это может показаться на первый взгляд (Тихоплав, Тихоплав, 2003).
Таким образом, даже краткий взгляд на опыт постижения мироустройства с некоторых позиций дает право нам полагать, что формирование мировоззрения основанного на приятии идеи (к тому же наука тоже накапливает факты, подтверждающие реальность ее) о единстве и целостности всего мироздания может быть совершенным фундаментом для гармоничного развития каждого отдельного человека и всего человечества в целом.
Литература
1. Григорьева Т.П. Инская фаза эволюции. www: Delphis. roerich. com. / List_alph.
2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. –М.: Мысль, 1987.
3. Лукреций. О природе вещей: В 2 ч. – М., 1947.
4. Материалисты Древней Греции: собр. текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. –М., 1955.
5. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот. – СПб.: ИД «Весь», 2003.
6. Шри Ауробиндо. Упанишады. Кена и другие. – СПб.: «Адити», 1997.
О. Леопольд
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 587;