Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
Несмотря на жестокое давление со стороны церкви происходит постепенное накопление и положительных знаний о природе. В этом отношении велика роль арабских ученых Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980—1037) и Ибн-Рошда (Аверроэс, 1126—1198), выступавших длительное время вершителями умов и идей. «Канон медицины» Авиценны, остававшийся наиболее авторитетным руководством на протяжении нескольких сотен лет, содержал не только сведения медицинского характера (анатомия, физиология, патология), но и по ботанике, геологии и зоологии. В своих сочинениях он стремился вернуть человечество к наблюдениям природных явлений и объектов, возродить творческий дух Аристотеля и Галена в науке.
Это стремление еще более ярко проявилось в трудах Ибн-Рошда, который обсуждал и такие вопросы как происхождение материи и духа в противопоставление религиозным учениям. Он был увлечен Аристотелем и считал его «высшим типом совершенства», защищал идеи Аристотеля от искажений в арабской литературе. Он стоял на позициях, что природа (в том числе и живая) возникла и развивается закономерно, без вмешательства божественного начала. Ибн-Рошд отрицал индивидуальное бессмертие души человека, не видел разницы в умственном развитии мужчин и женщин при равных социальных условиях; считал, что душа - функция материи и связана с мозгом, она умирает вместе с телом.
Арабские мыслители не отличались самобытностью в своих поисках. Тем не менее они заслуживают уважения за стремление к распространению и сохранению античных знаний, что оказало положительное влияние на мыслителей VШ-ХШ вв. и на развитие естествознания.
Альберт Великий (Альберт фон Больштедтский, 1193—1280), последователь Аристотеля и разносторонний ученый, пытался примирить философию и богословие. Написал 7 книг о растениях, признавал наличие у них души, выполнявшей функции роста, питания и размножения. Растения делил на деревья, кустарники, полукустарники и травы. Грибы считал организмами, промежуточными между животными и растениями. Дал описания частей ствола, ветвей, формы и величины листьев, окраску и запах цветов и плодов, масел, ядов, меда, воска; рассматривал такие функции растений как размножение, питание и зимний сон, применял размножение черенками. Писал о способах обработки земли, посевах и прививках, интересовался превращением одних растений в другие через изменения качества семян и почвы. Так, якобы, дикие растения превращались в культурные. По обширности знаний, силе ума Альберт Великий является самым выдающимся ботаником после Теофраста и до Цезальпино.
Альберт Великий допускал возможность превращения пшеницы в ячмень за 2 – 3 года и наоборот. Такие же изменения он допускал у растений в результате трансплантации и черенкования. При этом, якобы, можно достичь превращения бука в березу, дуба в виноград при посадке изолированных ветвей в почву. Много внимания он уделял и животным. При этом описания животных часто сопровождаются фантазиями о комбинировании разных жидкостей из органов, превращении лошадиного волоса в волосатика в воде, о лошади со странными частями тела от слона и быка, саламандры, способной жить в огне.
О биологии в средние века приходится говорить лишь условно. Она еще не выделилась в самостоятельную область знаний с собственным предметом изучения. Источником биологических знаний служили вышеупомянутые интерпретации античных авторов и публикации фантастического характера.
Фантазия о сотворении мира достигла предела в трудах Фомы Аквинского (1225—1274), пытавшегося согласовать веру и знания. Он учил, что природа создана и управляется Творцом, созерцание творений природы должно приближать человека к «бессмертному и вечному». Фому Аквинского занимала и проблема разума и инстинкта. У животных он отрицал разум, признавал наличие только чувственного восприятия. Инстинкты рассматривал как свойство, унаследованное от родителей. Они лишь только внешне напоминают сознательную деятельность, но лишены целенаправленности и сознания.
На фоне мистики и схоластики очень ярко и неожиданно появляется призыв к рациональному восприятию мира со стороны английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона (1214—1294). Он преподавал в Парижском университете и в Оксфорде. В 1257 г. стал монахом - францисканцем. Занимался математикой, физикой, алхимией.
Получение точных знаний он считал возможным только путем опыта и наблюдений. Основой его взглядов служил тезис, что природа управляется естественными законами без всякого участия духов. Для доказательства ссылался на функции органов зрения, подчиняющихся законам оптики— преломление и отражение света. «Без опыта нет знания», учит Р.Бэкон. Он подробно описывает строение глаза, конкретизируя роль каждой структуры (зрачка, нервов, хрусталика, век, ресниц). В то же время, оставаясь в рамках своей эпохи, наличие двух глаз у человека объясняется необходимостью поддержания красоты лица, а также тем, что Творец предусмотрел сохранение зрения при потере одного глаза в несчастных случаях.
Р.Бэкон бросает вызов святому престолу как ставшему «добычей обмана и лжи» и притеснителем его физических опытов. За свой бунтарский дух он более 20 лет провел в тюрьмах, и его труды оказались в забвении. Бэкон обращает внимание на значение науки в жизни человека и ее основные задачи. При условии познания законов природы он считал возможным построить аппараты плавания без гребцов, соорудить повозки, двигающиеся без животных, летательные машины и мосты без подпорок и т.д. Однако значение науки видел и в укреплении религиозного сознания через познание результатов творения путем наблюдений.
Р.Бэкон авторитетам в науке предлагает противопоставить разум и опыт как взаимосвязанные предпосылки получения истинных знаний. Он подчеркивал, что умозрительно, без опыта, нельзя получить точные знания. Только с достижением таких знаний человек имеет возможность управлять природой. Органические живые тела он рассматривал как результат комбинации тех же элементов и жидкостей, из которых сложены тела неорганические. Признавал роль озарения в науке (т.е. научной интуиции).
Представляют интерес и его мысли о соотношении чувственного и разумного начала в животном мире. Он учит, что в познании мира животные исключительно пользуются органами ощущения и инстинктами. Инстинктивная деятельность — длительный результат чувственных восприятий предметов в поколениях. Так, пчела продолжает строить шестигранные соты и без пустот между ними в каждом поколении.
Заслуживают внимания и идеи Бэкона о продлении жизни человека; с негодованием он пишет о людях, прожигающих свою жизнь благодаря всяким извращениям и невежеству. Рациональный режим, активность движений и отказ от злоупотреблений — залог долголетия.
Заканчивая общую характеристику представлений о живой природе в феодальном средневековье, следует обратить внимание на господство схоластики в ее толковании. В указанный период биологии как таковой не существовало, она была придатком философии и медицины. Положительные биологические знания касались лишь практических аспектов использования животных и растений, а также медицины. Эта эпоха не только ничего не дала для развития эволюционной мысли, а, напротив, сделала все, чтобы опровергнуть даже ее крупицы, добытые в античном мире. Тем не менее в средневековье были предприняты попытки освободить естествознание от оков церкви и поднять интерес к опытам и наблюдениям. Этот призыв был живо воспринят с развитием производительных сил и производственных отношений капиталистической формации.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1276;