Философы - материалисты
Греков рассматривают как основателей рационального знания и науки. Среди них выделяется плеяда философов и мыслителей (Анаксимандр, Гераклит, Демокрит и др.). Ещё в V в. до н.э. и ранее они пытались ответить на вопросы: что есть мир, жизнь и человек?
Общим для этих школ было признание материальности и развития окружающего мира. Они расходились только в определении конкретного его первоначала — «апейрона» (беспредельное). Все происходит из 4-х начал: вода, земля, огонь, воздух. Живые существа и предметы неживой природы образуются по одним и тем же законам апейрона (Анаксимандр).
Как бы ни возникли предметы и тела окружающего мира, они находятся в постоянном изменении, как результат борьбы и необходимости. При этом тела расходятся и сходятся, из различий образуется прекраснейшая гармония и все возникает через борьбу (Гераклит).
Этот «мировой мудрец» природу считал своим учителем и жизнь рассматривал в вечном движении, в постоянном разложении и обновлений; одно и то же, изменяясь, снова становится тем же. Изменения в природе и живом мире не целенаправленны, а случайны и обусловлены противоположностью. Основой движения Гераклит считал огонь, из него возникает остальное благодаря столкновению противоположностей. Добро и зло «едино» и из их борьбы возникает гармония мира. При всей привлекательности подобных утверждений они еще далеки от идей эволюции окружающего мира. Живые существа — представители античной («эллинской») школы — продолжали рассматривать как образованные независимо друг от друга.
Дальнейшим углублением представлений о материи служат идеи атомистов (Левкипп, Анаксагор и Демокрит), которые свойства каждого тела выводили из соответствующих невидимых частиц — «гомойомер». Первоначальные организмы, возникшие соединением гомойомер неба и земли, приобретают способность размножаться (Анаксагор). Все тела живой и неживой природы рассматривались как производные 4-х корней — стихий. С их участием благодаря взаимодействию «любви» (соединение разнородных частиц) и «вражды» (разъединение частиц) образуется все остальное.
Распространяя эту идею на живые существа, Эмпедокл пришел к мысли о самостоятельном и раздельном возникновении органов и частей тела животных («головы выходили без шеи, двигались руки без плеч»), случайное сочетание любви которых привело к возникновению организмов с половым размножением. Главная роль в организме отводилась крови и органу, больше содержащего ее (Эмпедокл). В отличие от Анаксагора Эмпедокл считал, что зародыш развивался при одинаково активном участии мужского и женского пола («О природе сущего»). Виды растений и животных живут в среде (вода, воздух и земля), соответствующей преобладающему элементу их тела. Растения возникают раньше животных из земли, их разнообразие обусловлено поглощением из почвы различных элементов.
В отличие от Гераклита Эмпедокл считал, что мир слагается из 4-х корней: огонь, вода, воздух и земля. Они количественно и качественно неизменны, подобно «простым телам», но по-разному сочетаются между собой. При их разном сочетании получается или вражда, или любовь, которые правят миром: из этой борьбы возникают разные формы организмов. Несмотря на наивность части высказываний Эмпедокла, его воззрения, касающиеся живой природы, оказали положительное влияние на распространение идеи о естественном их происхождении.
Демокрит в своем атомистическом учении рождение любой вещи связывал с соединением атомов, а смерть — с разъединением. В природе вечны и неизменны только атомы. По его мнению, разнообразие тел обусловлено разнообразием тех комбинаций, в которые вступают атомы. Величина и форма атомов, их число и расположение он считал подлинным источником разнообразия тел; «ничто не происходит случайно, все совершается по необходимости».
Точно так же и живые существа возникают на определенном этапе развития Земли. При насыщении ее влагой и илом под действием тепла солнечного света возникают пузыри (оболочка), внутри которых —и первые животные. Различия соединяющихся между собой атомов определяют специфику развивающихся из них животных.
В вопросе о формировании эмбриона Демокрит допускал равноправное участие мужского и женского начал. В понимании же наследственности придерживался взглядов, близких гипотезе пангенезиса — о выделении семени всем телом и участием частиц всех органов. При этом могут родиться нередко уроды, в результате неправильного сращения разных начал (семени).
Ионийская школа
Примерно в 600 г. до н. э. на берегах Эгейского моря, в Ионии, появилась философская школа, которая внесла новую струю в господствовавшие до этого представления. По преданию одним из древнейших философов этой школы был Фалес (конец VII — начало VI вв. до н. э.). Философы ионийской школы отвергали сверхъестественное, полагая, что жизнь Вселенной течет по строго определенному и неизменному пути. Каждое явление имеет свою причину, в свою очередь каждая причина неизбежно вызывает определенный эффект без вмешательства чьей-либо воли извне. Кроме того, философы допускали, что «естественный закон», правящий миром, доступен разуму человека, его можно вывести на основании определенных предпосылок или наблюдений. Подобная точка зрения определила дальнейший прогресс в изучении внешнего мира.
К сожалению, у нас слишком мало сведений об этих древних философах, труды их утеряны, но имена сохранились, так же как и основа самого учения. Более того, рационализм как философская система (то есть вера в то, что мир можно понять разумом, а не благодаря откровению), который берет начало с философских воззрений древней ионийской школы, никогда не умирал.
Рационализм вошел в биологию в тот период, когда строение тела животных начали изучать по-настоящему, а не с целью разгадать божественную волю. По преданию первым стал вскрывать животных, чтобы описать увиденное, Алкмеон (VI в. до н. э.). Он описал глазной нерв и наблюдал за развитием куриного эмбриона. Видимо, именно Алкмеона следует считать основоположником анатомии (изучения строения живых организмов) и эмбриологии (изучения развития организмов). Алкмеону принадлежит также описание узкой трубки, соединяющей среднее ухо с глоткой. К сожалению, это открытие прошло незамеченным и вернулись к нему лишь через два тысячелетия.
Однако самым известным именем, связанным с рационалистическим началом в биологии, было имя Гиппократа (около 460—377 гг. до н. э.). О нем известно только, что он родился и жил на острове Кос, против ионийского побережья. На острове был храм Асклепия, или Эскулапа, греческого бога медицины. Храм был чем-то вроде современного медицинского факультета, а его жрецы — своеобразными врачами.
Большой заслугой Гиппократа перед биологией было то, что он отвел Асклепию почетное место чисто формально: по его мнению, боги не оказывают никакого влияния на медицину. Гиппократ считал, что в здоровом теле все органы работают слаженно и гармонично, чего нельзя сказать о больном организме. Задача врача и состоит в том, чтобы внимательно следить за изменениями в организме и вовремя исправлять или устранять их вредные последствия. Сама деятельность врача, исключающая молитвы и жертвоприношения, изгнание злых духов или умилостивление богов, заключается в том, чтобы научить пациентов отдыхать, соблюдать чистоту, как можно дольше находиться на свежем воздухе и питаться простой, здоровой пищей. Любое излишество так или иначе нарушает равновесие в функционировании организма; поэтому рекомендовалось во всем соблюдать умеренность.
В медицине он заложил основы учения о 4-х жидкостях тела (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в результате разных соотношений которых появляются все животные. Короче говоря, по Гиппократу, роль медика сводилась к тому, чтобы предоставить свободу исцеляющим силам организма. Для того времени эти советы были просто превосходными.
Традиции Гиппократа сохранились и после его смерти. Долгие годы врачи считали за честь поставить его имя на своих работах, поэтому сейчас практически нельзя сказать, какие из дошедших до нас работ действительно принадлежат Гиппократу. Так, например, «клятва Гиппократа», которую и по сей день произносят выпускники медицинских институтов, вероятнее всего, была составлена спустя шесть столетий после его смерти. С другой стороны, можно полагать, что один из древнейших трактатов, описывающих эпилепсию, по-видимому, написан самим Гиппократом. Он является отличным примером приложения философии рационализма к биологии.
Эпилепсия — расстройство функции головного мозга (до сих пор еще недостаточно объясненное), при котором нарушено нормальное регулирование мозгом жизнедеятельности организма. При легкой форме больной неверно истолковывает чувственные впечатления и поэтому часто страдает галлюцинациями; при более тяжелой — из-под контроля внезапно выходит мышечная деятельность: больной теряет сознание и падает, судорожно подергиваясь и вскрикивая; иногда во время припадка он наносит себе тяжелые увечья.
Приступ эпилепсии длится недолго, но вызывает тягостное чувство страха у окружающих. Люди, не понимающие всей сложности функционирования нервной системы, наивно полагают, что, если человек двигается не по собственной воле и при этом сам наносит себе повреждения, он «одержим», его телом владеет некая сверхъестественная сила.
Автор трактата «О священных болезнях», написанного примерно в 400 г. до н. э. и, возможно, принадлежащего перу самого Гиппократа, резко выступает против этой распространенной точки зрения. Гиппократ отвергал всякое вмешательство потусторонних сил и считал, что они не могут быть источником или причиной какого-либо заболевания, в том числе и эпилепсии. По его мнению, эпилепсия, подобно другим болезням, вызывается естественными причинами и, следовательно, должна подвергаться рациональному лечению. Вся современная наука зиждется на этой точке зрения, и, если сейчас нам потребуется назвать имя основоположника биологии, его важнейший труд и время, когда он работал, то лучше всего сослаться на Гиппократа и его книгу «О священных болезнях», написаную в 400 г. до н. э.
Афинская школа
Греческая биология, как и вся эллинская культура в целом, достигла высшего этапа своего развития при Аристотеле (384—322 гг. до н. э.). Аристотель, уроженец Северной Греции, был одно время воспитателем Александра Македонского. Расцвет его творческой деятельности относится к тому времени, когда он преподавал в созданной им знаменитой школе в Афинах. Аристотель принадлежит к числу самых разносторонних и глубоких древнегреческих философов. Его сочинения охватывают все области знания того времени— от физики до литературы и от политики до биологии. Наибольшую известность получили его труды по физике, относящиеся главным образом к строению неодушевленной природы и происходящим в ней процессам, однако, как выяснилось позднее, почти все они оказались неверными.
Наряду с физикой, философией и другими науками Аристотель очень увлекался биологией, в частности, много времени посвятил изучению морских организмов,— как утверждают, это было одно из любимейших его занятий. Труды Аристотеля по биологии относятся к лучшим в его наследии, однако впоследствии они были почти забыты.
Античные знания (идеи Сократа, Платона и Аристотеля) до европейского читателя преимущественно дошли благодаря трудам, уцелевшим после пожара в Александрийской библиотеке. Среди них наиболее интересны специальные работы Аристотеля по животным. С учётом их содержания, Аристотеля считают отцом биологии как науки.
Основателем афинской школы философии был Сократ. Девиз Сократа — «познай самого себя». Он отдавал предпочтение научному методу, четкости определений и терминов в противовес туманным изречениям прежних натурфилософов. Сократ всегда стремился к объективности в познании мира, он говорил: «Платон, ты мне друг, но истина – дороже».
У Сократа учился Платон, который в своих изысканиях, не следуя девизу учителя, пытался все объяснить умозрительно. Идеи Платона, названного Цицероном «богом философии», были противоположными взглядам Демокрита. Платон — объективный идеалист, искатель абсолютной истины рассматривал окружающий мир (совокупность вещей) как трудно постижимый разумом. Мир идеи для него — основа материального мира.
В диалоге «Тимей» появление жизни на Земле у него совпадает по времени с возникновением человека. Из «бесформенной сущности» Творец («демиург») создает «тело мира», затем «...создатель вложил разум в душу, а душу вселил в тело». Так вещественный мир превращается в «живое существо» с разумом и душою.
Творец создал человека с бессмертной душой как наиболее совершенное существо по своему образу и подобию, а все остальные существа возникают как его модификации. Платон высказал мысль о мозге как о высшем органе, где находится бессмертная часть души.
Аристотель — ученик Платона. Однако идеи Аристотеля не во всем соответствовали взглядам Платона. Стремление к поиску истины для него оказалось дороже, чем авторитет своего друга и дорогого учителя. Так, Аристотель исходил из материальности мира и постоянства его движения. В основе философии Аристотеля лежат четыре начала: материя, форма, движение и цель. Движение обусловлено механическими и конечными причинами (телеология). Вместе с тем он разработал учение о формах движения, ощущениях и разуме, как источниках положительных знаний. Однако развитие материального мира (как пассивного начала) ставил он в зависимость от высшей воли — «первый толчок». Он выделил три вида души: растительная (питающая), чувственная (бескровные животные) и разумная. Низшие формы, по его мнению, входят в высшие.
При объяснении явлений живой природы он проявлял двойственность (дуализм): пассивная материя и активная форма. Материя зависит от формы; последняя выступает как причина и цель превращений материи.
В образовании зародыша он допускал участие мужского и женского начал, более активной все же считал форму, заключенную в мужском начале в виде души. Проявлением активности души Аристотель объяснял целесообразность в живой природе. Однако он допускал возможность участия в этом процессе и материи, что приводит к уклонениям от целесообразности в виде уродств.
При описании развития цыпленка он проследил постепенное его становление от неопределенных очертаний к строгой форме. Для этого он ежедневно брал яйца из-под наседки. Полученные данные на птицах он сравнивал с развитием человека, чем способствовал возникновению идеи о «сходстве путей эмбриогенеза животных и человека».
Аристотель рассматривал онтогенезкак реализацию предначертанных «конечных причин». Оригинальна попытка Аристотеля связать представления о душе с явлением рекапитуляции. В этой связи он доказывает присутствие питающей души уже в зародыше и различных видов души на всех стадиях развития, а также постепенное приобретение зародышем облика взрослого животного.
В работах Аристотеля можно проследить и идею борьбы за существование в природе. Так, например, он подчеркивает, что животные, обитающие вместе и употребляющие сходную пищу, вступают между собой в борьбу при нехватке последней. Он допускал напряженность борьбы между одинаковыми животными.
Много внимания он уделял образу жизни животных. В работах «О частях животных», «О возникновении животных», «Учение о растениях» и других он подмечает явление аналогии и гомологии, корреляции органов, интересуется вопросами зародышевого развития и наследования признаков в потомстве у человека, а также развитием ощущений, умственной деятельности, связи души и тела (работа «О душе»). Много внимания он уделяет размножению организмов, регенерации — восстановлению целого организма из части. В явлении регенерации он усматривал сходство несовершенных животных и растений.
Аристотель первый по времени натуралист, поставивший научно - исследовательскую работу на небывалую до него высоту. Разнообразны были его научные интересы, в том числе касающиеся живой природы. Здесь следует упомянуть прежде всего попытки классифицировать животных по комплексу признаков, что позволило ему (впервые!) отделить дельфинов от рыб.
Так, у дельфинов есть легкие, и дышат они воздухом. В отличие от рыбы дельфина можно утопить, если долго держать под водой. Кроме того, дельфины — животные теплокровные, а не холоднокровные. И, что самое важное, они рожают живых детенышей, которые еще в утробе матери питаются через плаценту. Во всем этом дельфины сходны с покрытыми шерстью теплокровными животными суши. По мнению Аристотеля, этих сходных признаков было вполне достаточно, чтобы объединить китообразных (киты, дельфины и морские свиньи) с сухопутными животными, а не морскими рыбами, — в этом он на два тысячелетия опередил свое время, ибо все античные и средневековые ученые продолжали объединять китообразных с рыбами. Заслугой Аристотеля следует считать и другой его вывод: он разделил покрытых чешуей рыб на две группы — рыбы с костным и рыбы с хрящевым, как у акулы, скелетом.
Всех животных он разделил на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма). Животных с кровью, в свою очередь, делил на живородящих, яйцеродных, а без крови — размножающихся яйцами (они также неоднородны) и возникающих самопроизвольно. Млекопитающих делил он на парно- и непарнокопытных, рыб — на хрящевых и костистых. Он подметил различия крупных и мелких животных по плодовитости. Это положение распространял и на растения.
В «Истории животных» встречаются описания в области сравнительной анатомии и морфологии, предвосхитившие последующие идеи Ж.Кювье и Ж.Сент-Илера. Это дает право назвать Аристотеля основателем сравнительной анатомии. Аристотель замечает, что одни «органы сходны по положению и функциям, а по существу различной природы, другие одной и той же природы, но различны по форме» (т.е. это аналогичные и гомологичные органы).
В итоге пришел он к формулировке «Закона корреляций органов». Так, обратив внимание на связь формы и функций органа, Аристотель ставит вопрос: «Ради чего существует орган?» Отвечает: для выполнения предначертаний цели. Тело существует ради души, «части тела — ради выполнения предначертаний цели». Например, язык существует ради вкусовых ощущений и речи. Более ценное природа помещает в более ценном месте. Отсюда сердце лежит «посередине существенно необходимой для жизни части тела». В этом смысле Аристотеля следует считать основоположником учения «о конечных причинах или целях природы» (телеология), продолжавшего господствовать в биологии до середины XIX в. Его преодоление — одна из заслуг теории Ч.Дарвина .
Реализацию цели пытался он изобразить в виде лестницы веществ и существ с усложнением ее ступеней, включая и человека. Так, Аристотель замечает, что «природа без перерывов идет от тел неодушевленных к животным через живые, но не заслуживающие названия животных» и поэтому «трудно вскрыть, где собственные границы и где середина этого последовательного ряда..., за телами неодушевленными идут сперва растения...».
При этом живые существа отличаются наличием энтелехии («жизненной силы»), в чем проявляется витализм Аристотеля в подходе к явлениям жизни. Проникновением энтелехии он объяснял возможность самопроизвольного зарождения не только низших животных, даже рыб, лягушек и мышей. Отсюда вся природа якобы в той или иной степени одушевлена, так как «все наделено... душой».
Таблица - Лестница существ (по Аристотелю)
Ступени лестницы | Характеристика |
Человек | Душа питающая, чувствующая, движущая и разумная |
Животные с кровью | Душа питающая, чувствующая и движущая |
Переходные формы («зоофиты») | Душа питающая и чувствующая |
Растения | Душа питающая |
Минералы | Без души |
Земля, воздух, вода и огонь | Основа всего |
Эта схема была далека от представлений об историческом развитии природы. Однако она сыграла и положительную роль как первая попытка познания закономерностей градации природы и надолго завладела умами мыслителей. Правда, у Аристотеля мы нигде не находим упоминания о том, что формы жизни постепенно превращаются в другие и что вышестоящее существо произошло от существа, стоящего на более низкой ступени развития. Как известно, именно эта концепция является ведущей в современной эволюционной теории, а Аристотель никогда не был эволюционистом. Однако созданная им «лестница жизни» неизбежно наталкивала ученых на такой ход мысли, который должен был привести к представлению об эволюции.
При всех недостатках идеи «лестницы существ» ей нельзя отказать в постановке вопроса о связи между неживой и живой природой, а также в изображении последней в виде восходящего и совершенствующего ряда. В силу ограниченности фактов все это представлялось мистически. В принципе же важна сама постановка вопроса, что способствовало в дальнейшем поиску возможностей перехода от одной ступени к другой.
Аристотель создал и «учение о растениях». Растения обладают низшей ступенью развития души (сила питания и роста), животные—более высшей (стремление и чувствования). Аристотель отмечал у растений и животных и некоторые общие свойства. Они состоят из сходных элементов. Строение органа у растений проще, чем у животных. Питательные вещества земли образуют тело растения. Возобновление, воспроизведение — характерные черты растений.
У растений он выделял разнообразные формы размножения. Он различал и пол у растений, хотя мужское и женское у растений скрыто, возникает в семени. Усматривал сходство между яйцом животных и семенем растений в образовании зародыша из части плода, другая часть служит ему пищей.
В заслуги Аристотеля следует также ставить введение понятия «вид» для обозначения группы животных (предметов) одинаковой сущности в отличие от других групп животных (предметов). Хотя Аристотель употреблял понятие «вид» и применительно к животным, оно скорее всего для него имело только логический смысл. Тем не менее введенное им понятие «вид» в последующем сыграло положительную роль в формулировке морфологической концепции вида и стало одним из важнейших в биологии .
Из сказанного видно, насколько всеобъемлющими были интересы Аристотеля и его стремление подкрепить их наблюдениями. Не случайно Аристотель назван «учителем учителей» (А.Данте). По этой причине работы Аристотеля и его учеников до сих пор привлекают внимание историков науки.
Идеи Аристотеля применительно к растениям получили развитие в работах его любимого ученика – Теофраста (372—287 гг. до н. э.), который после смерти учителя возглавил созданную им афинскую школу философов. В его труде «Исследования о растениях» содержатся сведения о классификации, использовании, строении и размножении, способах прорастания семян растений. При описании растений он ввел такие ботанические понятия как плод, околоплодник и сердцевина, различал способы их размножения. Отличал злаки и бобовые по семядолям, корням и стеблям, а также мужские и женские растения у финиковой пальмы (нередко отнеся их даже к разным видам). Считал, что «дерево самца» отличается наличием цветочной пыли, попадающей на соцветия «дерева самки».
Теофраст— «отец ботаники» - выделил ее как самостоятельную науку. Он рассматривал строение и физиологию растений, географическое распространение, влияние условий на них. Он систематизировал более 500 растений, классифицировал их по жизненным формам: деревья, кустарники, полукустарники и травы, выделяя их характерные черты. Написал 10-томную «Естественную историю растений» и 8-томную историю «О причинах растений». Выделял дикие и культурные, вечнозеленые и с опадающей листвой, растения суши и воды, хвойные. Описание растений он сопровождал сведениями об их использовании и распространении, выделял одно- и двудомные. Листья делил на простые и сложные, кору, древесину и сердцевину выделял как части растений. Касаясь проблемы роста и размножения, происхождения растений, описал явление геотропизма, движений листьев, приемы прививок.
Он пытался выделить фитогеографические зоны. Из более тонких его наблюдений следует упомянуть описания явлений возрастной мозаики листьев (плющ), изменения формы листьев и корней со старением деревьев (тополь, клещевина), различий долговечности растений в разных условиях произрастания, движений растений (мимоза и лазающие формы), расщепление вегетативно размножаемых растений при переводе на семенное возобновление (плодовые, виноград и др.) и проявления материнских признаков при вегетативном воспроизведении, полярности органообразования, рудиментов и переразвитых частей тела у растений. Так, на примере отрезков побега ивы и винограда он предостерегал от неудач при посадке их морфологически верхними концами. Он выступает против возможностей самопроизвольного возникновения сложных растений.
В той же работе Теофраста содержатся другие сведения о растениях (листопад, созревание плодов, опыление и т.д.), которые характеризуют его как оригинального исследователя-экспериментатора, сумевшего критически обобщить и существенно дополнить наблюдения предшественников над растениями. Он прожил более 100 лет и весьма плодотворно изучал особенности жизнедеятельности растений, в отличие от других древних натурфилософов, что следует поставить ему в заслугу.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 7782;