Философствующие инженеры и первые философы техники. Философский дискурс техники.

Философский дискурс техники.

Философское осмысление техники является неотъемлемым компонентом самосознания и самопознания любого развитого общества, важнейшей частью отношения человека к миру. В настоящее время в отношении к технике приходится решать не только проблемы эффективности, надежности, но и такие как - смысл техники, сосуществование с техникой, освобождение от технической обусловленности, социальная ответственность инженера, т.е. вопросы сугубо гуманитарные и философские. Нравственно-этическая и культурологическая проблематика техники, ее гуманистические и ценностные аспекты требуют не только комплексного системного анализа техники как социально-культурного феномена, но и профессионально организованного изучения теоретических и философских аспектов техники.

Необходимость подготовки специалистов в современной России, способных целостно осмыслить технику как многоаспектный феномен и специальный вид познавательной и творческой деятельности людей продолжает оставаться весьма актуальной. Впервые курс философии техники прочел в 1912 году русский философ и инженер П. К. Энгельмейер студентам Высшего Императорского технического училища, однако, затем последовал 80-летний перерыв и современный этап преподавания в России насчитывает не более двух десятилетий.

В системе современного высшего технического образования философский дискурс техники присутствует как в дисциплинарных рамках классической философии на этапе подготовки бакалавров и специалистов различных специальностей технического профиля, так и в рамках неклассических дисциплин, преподаваемых на уровне магистерской и аспирантской подготовки, например, в рамках дисциплин «Философские проблемы науки и техники», «Философские вопросы техники и технических наук», «Философия техники» и т.п. Говоря о технике как об объекте философской рефлексии в системе образования, мы намеренно придерживаемся понятия «философский дискурс», под которым будем иметь в виду, соглашаясь с д.ф.н., профессором В.М. Розиным, определенный способ осознания, мышления и языкового выражения техники, в той или иной форме включающий в себя определение характера воздействия на это явление.

Во французском словоупотреблении «дискурс» (discour - речь) имеет широкий спектр значений - от свободной беседы и рассуждения до методически отрефлексированной философской речи. В современном понимании, значение дискурса не ограничивается письменной и устной речью, а обозначает, кроме того, и внеязыковые семиотические процессы. Акцент в интерпретации дискурса ставится на его интеракциональной природе, теперь прежде всего, это речь, погруженная в жизнь, в социальный контекст.

Некоторые авторы даже заговорили о дискурсивном повороте в современном обществе, например, известный российский философ В.А. Кутырёв пишет: «Дискурс (есть) текст, высказывание вместе с социальной практикой, к которой он принадлежит и которую несет в себе. Миллионы людей (в развитых странах большинство) в настоящее время заняты тем, что говорят и пишут – производством дискурсов, их судьба тоже определяется ими. Слово стало делом, особенно у интеллигенции, управленцев, служащих. Если перейти от археологии знания к актуальной действительности, то роль дискурса в том, что конструирование его определенного типа продуцирует соответствующие предметы и поведение людей».

Специфика философского дискурса устанавливается и исследуется по отношению, прежде всего, к дискурсу повседневности и собственно научной рефлексии. Особенностью философского дискурса является его всеобщность и предельность, не допускающая никакой последующей рефлексии, для него не допустимы процедуры верификации и фальсификации. Философский дискурс является такой конструкцией, в которой приобретают определенность предельно общие понятия. Впрочем, их общность неизменно терпит при этом какой-то ущерб. Будучи встроены в дискурсивную конструкцию, они теряют смысл вне этой конструкции. Складывается парадоксальная ситуация: философский дискурс способен включить в себя все мыслимое, но все, что попало в сферу философского дискурса, теряет свой прежний смысл, и обретает новый, заданный структурой философских категорий. При этом, однако, всякий подпавший под философскую рефлексию феномен не перестает жить собственной жизнью.

Дискурс отражает и способ мышления, обращения с философским знанием и методом при анализе техники и шире технической реальности, учитывая особенности взаимодействия с нефилософской сферой мышления и знания. Философия в этой области оказывается на границах своей компетентности и вынуждена считаться с суждениями специалистов многих нефилософских областей знания. Современные исследователи отмечают концептуальную и методологическую разнородность философских знаний в этой области, отсутствие единой философской системы, что говорит о «молодости» философской традиции исследования.

Проблемное поле и структура философского дискурса техники интенсивно формировались с 70-х гг. ХХ века по мере выявления особенностей развития и функционирования техники и технологии в социокультурном пространстве. Центральное место занимают философские исследования, направленные на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, человека, культуру. Предметом философского дискурса в системе образования является обнаружение и осознание сущностных характеристик техники, технической деятельности; определение роли, места и перспектив развития техники в истории культуры, а также выявление ценностно-мировоззренческих изменений в системе отношений «человек – техника».

Несмотря на небольшой срок преподавания дисциплин, анализирующих технику в философской традиции, накоплен большой объем знаний, в связи с чем возникает классическая для сферы образования проблема отбора знаний и связанная с ней проблема содержания образования. Содержание тех или иных курсов, предполагающих философскую рефлексию техники, безусловно, определяется, содержанием учебных программ и авторским видением. Присоединяясь к критикам педагогической установки на обучение знаниям, мы полагаем, что обучать нужно не знаниям, а способам деятельности, мышлению, методам. Содержанием образования в данном случае является сама коммуникация различных позиций, голосов, исследовательских программ. На понимании дискурса как коммуникативного события в начале 80-х гг. ХХ в. настаивал голландский исследователь Т. А. ван Дейк: «Дискурс, в широком смысле слова, является сложным единством языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия коммуникативного события или коммуникативного акта... Говорящий и слушающий, их личностные и социальные характеристики, другие аспекты социальной ситуации, несомненно, относятся к данному событию».

Обратим внимание, философский дискурс техники — это и разные типы языков техники и по поводу техники, и не только технократическая мысль, но другие способы мышления и деятельности, образа жизни, не предполагающие отказа от научно-технического развития. Мы акцентируем внимание на том, что философский дискурс техники принципиально шире и не сводим, например, к технодискурсу, как его определяет французский философ Д. Жанико: «Технодискурс есть такой дискурс, который не является ни строго техническим, ни автономным; паразитный язык, замкнутый на технике, способствующий ее распространению или за неимением лучшего делающий почти невозможным — любое радикальное отступление, любой пересмотр вопроса о современном техническом феномене в его специфике». Язык замкнутый на технике, способствующий ее распространению, критикующий всякое отступление от технократической мысли, не является единственно возможным.

Остановимся еще на одном аспекте философского дискурса, выделенном М. Фуко, которого интересовало не денотативное значение высказывания, а, наоборот, вычитывание в дискурсе тех значений, которые подразумеваются, но остаются невысказанными, невыраженными, притаившись за фасадом «уже сказанного». Философский дискурс техники предполагает разнообразие интерпретаций и позволяет выявить способность участника дискурса к осмыслению его содержания, междисциплинарному синтезу знаний. Таким образом, интерпретация техники предполагает набор типизированных стратегий, способов интерпретации и порождает индивидуальные. Дискурс, представляя собой, сложное единство языковой практики и значимых форм поведения, дает представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия его содержания.

Учитывая чрезвычайно важную роль образования в обществе высоких технологий, можно заключить, что научное образование становится одним из системообразующих факторов техногенной цивилизации, а образованный человек, специалист – основополагающей ее ценностью и ресурсом развития. Становится ясным, что философия способна стать удовлетворительной концептуальной базой дидактики технического образования. Именно философский дискурс техники дает более широкий, гуманитарный взгляд на технику. Сегодня одной из главных практических задач остается формирование гуманитарного представления о технике и не только в инженерной среде, но и в обществе в целом, гуманизация техники через образование. А решение этой задачи заключается в формировании философского дискурса техники в рамках различных философских дисциплин и всех этапах обучения в высших технических учебных заведениях.

ТЕМА 1. Введение в предмет «философия техники».

1. Актуальность, общие основания и основные задачи «философии техники».

Философствующие инженеры и первые философы техники.








Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 734;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.