Разработка вопросов технического творчества.
В 1911 году, на IV Всемирном философском конгрессе, состоявшемся в Болонье (Италия), Энгельмейер выступает с докладом на тему "Философия техники". Начав с описания "империи техники", он концентрирует свое внимание на обсуждении проблемы отношения техники к науке и философском анализе техники и границ, до которых распространяется ее влияние. По его мнению, сфера техники в конечном счете восходит к человеческой воле и внутреннему стремлению человека к техническому творчеству.
Важный вклад в развитие философии техники Энгельмейер внес, разработав проект эврологии (общей теории изобретения).Эти идеи он подробно развивает в статье «Эврология, или Общая теория творчества», опубликованной в журнале «Вопросы теории и психологии творчества» в 1914 г., которая им расширяется до общей теории человеческой деятельности и ведет к построению единой общей теории человеческого творчества. Однако важно начать с построения более конкретной теории технического изобретательства, которая может быть более точно и ясно сформулирована в виде трехактного процесса:
В первом акте — появление намерения, акт воли и интуиции— в процессе возникновения и прояснения новой идеи решение проблемы скорее намечается, чем осознается в форме основных составных частей. Типичным для этого акта является гипотетический характер такого рода представлений, поскольку еще надо доказать как целесообразность принципиального решения, так и то, что с высокой степенью вероятности это принципиальное решение, чтобы стать работоспособным — даже при обоснованной его целесообразности, — должно быть модифицировано.
Поэтому во втором акте — выработка схемы; акт знания и мышления — выдвинутая идея должна быть проверена с той точки зрения, чтобы составить выполнимый план и осмыслить целеориентированные и целесообразные взаимодействия отдельных элементов, для чего необходимы обширные познания. С помощью мысленного и реального экспериментирования определяется или выявляется новое и характерное для данного изобретения.
Это необходимо, чтобы на третьем акте — конструктивное исполнение изобретения; акт умения — мог быть выполнен план: «теперь необходимо преобразовывать не мысли, а внешнюю материю». Для этого нужны профессиональная ловкость и ремесленная рутина.
На основе проведенных исследований Энгельмейер формулирует общую теорию творчества, считая трехактный процесс присущим человеческому творчеству вообще. Энгельмейер отмечает, что вопрос об изобретении есть только частный вопрос теории творчества. Он различает три вида продуктов деятельности:
· материальные вещи (предметы), существующие в пространстве;
· процессы — во времени и
· идеи — в сознании.
Человеческое творчество рассматривается им как совокупная функция трех деятелей:
· желания (интуиции, намерения; намерение есть ясно выраженное предположение о том, как удовлетворять свою потребность);
· знания той фактической области, в пределах которой придется действовать;
· умения обращаться с вещью в данной области.
Это три основные функции духа, из которых состоит весь мир человеческих творений, отражающие три ипостаси человека: инстинктивную (чувство), сознательную (разум) и действенную (воля). Энгельмейер сводит к ним все факты творчества.
Истинный смысл трехактной теории творчества, как подчеркивает Энгельмейер, заключается в том, что эти три акта суть не стадии, а три стороны одного процесса, соответствующие трем основным факторам творчества: интуиции, дискурсивному мышлению и мускульной приспособленности, действующим всегда сообща.
Однако, только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации - становится предметом систематического изучения. Собственно технические дисциплины концентрируют свое внимание на отдельных видах техники или на отдельных сторонах техники. Технику в целом, как глобальное явление, они не исследуют.
Только философия техники:
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1023;