Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
У римлян господствовал дух эмпиризма и практицизма, падение интереса к теории. При этом у Рима не было своей философии, он пользовался идеями и философией греков.
Большое внимание римляне уделяли вопросам сельского хозяйства. В этом смысле особенно следует упомянуть о работе Цензора Катона «О делах деревенских», где обращается внимание на возделывание злаков, овощей и плодовых, подбор домашнего скота и т.д. Следует также упомянуть о работе Вергилия «Георгики», содержащей много сведений на этот счет, в том числе рекомендации «о прививках стволов и почек», о винограде и даже повреждениях растений. Интересны описания борьбы самцов за обладание самкой (в результате происходит улучшение потомства), как надо выбирать жеребца при разведении коней, о жизни пчел и т.д.
Особый интерес представляют рассуждения римского философа и поэта Тита Лукреция Кара (I в. до н.э.) в поэме «О природе вещей», где он признает материальность и бесконечность развития вселенной, возможность существования жизни на других мирах. Растения рассматривал как предшественников животных. При этом он допускал и возможность возникновения бабочек из цветков, уродов без ног или вовсе без рук как результат неправильного соединения органов и отклонения условий. Лукреций допускал не только участие мужского и женского начала («семени») в воспроизведении, в передаче признаков потомству, а также преобладание признаков одного из полов, когда могут появиться даже скрытые признаки дальних предков.
Он считал, что «природа движима волей своей, от богов независима вовсе». Основу природы усматривал в беспрерывном созидании и разрушении, как результат противоборствующих процессов — «любви и смерти». Все это вытекает из бесконечности и многообразия «первичных телец»—атомов (по Демокриту). Эти же тельца приводят к самозарождению живых существ из земли и разлагающихся остатков самих организмов. При этом растения появляются раньше животных.
Представляют интерес его замечания о способах выживания: «испокон веков от гибели племя свое сохраняют хитростью или отвагой или же ловким проворством»: эти мысли созвучны с представлениями о борьбе за существование и отличаются подлинной новизной.
Ближе к нашей эре, после падения Республики и аристократического императорского Рима (48 г. до н.э.), наблюдается упадок интереса к изучению природы. В это смутное время работал Плиний Старший, оставивший обширный энциклопедический 37 – томный труд «Естественная история» как результат обобщения древней мысли из разных разделов естествознания (включая анатомию, физиологию, зоологию, ботанику, агрономию и медицину).
В ней животные группируются по определённым признакам, описаны поведение и изменчивость животных, инстинкты пчел при поиске нектара, обращено внимание на вскармливание летучей мышью детенышей молоком, гнездовой паразитизм кукушки, изменчивость окраски хамелеонов и т.д. Одновременно встречается много фантазий: как хамелеон питается воздухом, зайцы двуполые, морские животные - промежуточные между растениями и высшими животными.
В работе перечислено свыше 1000 видов растений с указанием их использования, классификация растений сделана произвольно, а их характеристика весьма лаконична. Автор замечает, что «природа...все создала для человека». Есть и указания о борьбе за существование среди деревьев («деревья взаимно убивают друг друга своей тенью»), влиянии почвенных условий на рост, цветение и плодоношение растений, об участии насекомых в опылении фигового дерева, о формах листьев, корней и ветвей, листорасположении и влиянии условий на рост, цветение и вегетативное размножение растений. Хотя Плиний мало что внес оригинального, его сочинения на протяжении многих веков способствовали поддержке интереса к природе и любви к знаниям.
В начале нашей эры возрастает интерес к вопросам прикладной ботаники (Диоскорид,Николай Дамаскин и др.): изучению лекарственных форм и физиологических особенностей растений.
Как выдающийся завершитель этого периода выделяется Клавдий
Гален со своими трудами в области медицины, анатомии и физиологии человека. Он впервые поставил изучение физиологических процессов и психических явлений на экспериментальную основу, углубил представления о связи между строением и функцией органов, организацией и поведением животных. Он собрал и обобщил большой материал по результатам вскрытия различных млекопитающих.
Среди прочих фактов он прибегает к сравнению строения передних конечностей у человека и обезьяны. У человека «руки являются органами, приличествующими разумному существу», его двуногое хождение он связывал с превращением передних конечностей в руки. При рассмотрении строения любого органа он использует широкие сравнения. Он создатель учения о мускулах, автор подробного описания мышц и нервов, центральной и периферической нервной системы. Свой опыт хирургического вмешательства обобщил в трактате «О перерезке нервов».
4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
После падения Римской империи (IV в. н.э.). наступает этап феодального землепользования, связанный с господством христианской церкви в Западной Европе (V—XIV вв. н.э.). Это сопровождалось разрушением хозяйственных и культурных связей между разными ее областями, упадком городской культуры, утратой интереса к естествознанию и прекращению наблюдений за явлениями живой природы, господством теологического их истолкования.
Изложение достижений этого периода обычно занимает мало места в истории естествознания. Тем не менее, тысячелетний период средневековья не был однородным по своим достижениям в области мысли и культуры. Несмотря на сильное давление церкви, наблюдалось накопление и положительных сведений о живой природе.
4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
Хотя авторитет античных мыслителей все еще сохранялся, изучались их труды, тем не менее, науку полностью отрицали и считали большим грехом, так как людям не дано познать божественную природу.
Стремление видеть во всем следы творения приводило даже к отрицанию явных достижений античной науки. Так, лестница веществ и существ Аристотеля была «исправлена» дополнением ангелами и архангелами, выполняющими волеизъявление творца.
Величайший мыслитель того времени монах Василий Великий (329—379) в своем труде «Книга бытия» отрицал очевидные факты влияния условий внешней среды на развитие растений, включая значение солнечной энергии. В явлениях размножения, в форме листовой пластинки и аромате плодов он всюду искал мудрость Творца. Функции ветвей, корней, листьев и плодов он уподобляет функции органов животных. Корень отождествлял с ртом животных, допускал превращения бука в березу, пшеницу в ячмень, дуба — в виноградную лозу. Он не допускал и мысли о естественном развитии живой природы.
Варрона и Колумелла дали сведения о почвах, садоводстве, виноградарстве, способах ухода за животными. Работа Л.Колумеллы «О сельском хозяйстве» включала 12 книг, где агрономические данные занимали наибольшее место, с упоминанием около 400 названий растений.
Еще более ярко антинаучное направление было выражено в трудах Августина Блаженного (354—430) как большого авторитета церкви. Его труды заметно ослабили интерес к изучению природы. В законах природы выражена воля Творца, поэтому она не познаваема. При этом любое проявление целесообразности в живой природе, включая внутреннюю организацию мельчайшего животного, перышек птицы, цветение злаков и т.д. объяснял теологически. Под этим углом он «исправил» и труды Аристотеля и Теофраста, касающиеся проявления гармонии в живой природе, полезности и красоты природных вещей. Августин Блаженный усматривал во всем наличие «тайных начал всех вещей», что близко к идее преформации. Такой подход оставался доминирующим до конца XIII в.
Научные труды античных авторов истолковывали в таком же духе. В этом особенно отличился епископ Исидор Севильский, компиляции которого продолжали изучать около 500 лет. По образному выражению Ж.Кювье, его труды служат памятником «того невежества, которое царило в его времени».
Большой интерес средневековые авторы проявляли к поискам сверхъестественных животных и растений. Так, известны изображения человека - рыбы и кораблей, отдыхающих на спине китов, растений с плодами познания и с птицами, произрастающими на их ветвях и т.д. Каждое из известных растений имело свой символ для воображения. Так, пальму рассматривали как символ победы над смертью, а человека - как раба смерти, тело – как жилище души.
В сочинениях западноевропейского автора (Венсан де Бове, ХШ в.) описания растений и животных сопровождаются указаниями об их пользе, даются сведения о поведении и органах чувств животных в символическом виде. Например, уши необходимы, чтобы воспринять слова людей и Бога, голубь — символ святого духа, лев — символ мужества и т.д. В работе «Зеркало природы» он пытался воссоздать картину природы по дням творения: хаос, сотворение небесных сфер, возникновение суши, морей, растений и животных. Он определяет цель науки как созерцание следов творения.
Феодальная система, крепостное право и христианство мало способствовали развитию науки. Во II и III в. н.э. Тертуллиан писал: «Ни в каком развитии исследований после Евангелия нет нужды». Отход от церковных догм грозил сожжением на кострах инквизиции.
В арабском мире, где зародился ислам в VII в. и началось широкое нашествие халифата на Запад и Восток, создавались философские и научные центры. В IX в. таким центром становится открытый в Багдаде университет. Арабы первоначально насаждали античную науку, особенно медицину и алхимию из-за практических соображений. Они достигли значительных успехов в химии, астрономии и медицине. Тем не менее в методологическом отношении они также оставались в рамках идеологии ислама, хотя арабоязычная культура того времени была все же более прогрессивной, чем западная.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1911;