Воспитательная практика в период капитализма

При капитализме воспитание и образование молодого поколения стало рассматриваться как государственная проблема. Стали создаваться национальные системы образования. Темпы и масштабы становления системы образования определялись особенностями развития каждой страны. Создаются специальные органы управления образовательными учреждениями. Разрабатываются государственные программы. Школьные реформы XX века поддерживают тенденцию увеличения сроков обязательного бесплатного образования. Хотя реально качество образования, на которое может претендовать человек, существенно зависело и продолжает зависеть от принадлежности к сословию.

Наряду с государственной школой активно развиваются частные школы. Влияние церкви на школу существенно ослабло, но сотрудничество государства и церкви продолжается, это проявляется и в существовании церковной школы, и в наличии в содержании государственных и частных школ предметов богословского цикла.

При капитализме получаютразвитие идеи светского воспитания. В педагогических и философских трактатах последовательно звучат мысли о признании духовной ценности каждой отдельной личности. Процесс осмысления нового взгляда на природу человека как на свободную личность породил множество педагогических теорий и концепций. Наиболее известны своей гуманистической направленностью: теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, концепция соединения развивающего обучения с воспитывающим трудом И.Г.Песталоцци, идея гармоничного развития всех способностей И.Ф.Гербарта, идея культуросообразности обучения и воспитания А.Дистервега.

В более поздний период значительное влияние на развитие воспитательной практики сыграли теоретические работы по гражданскому воспитанию Г. Кершенштейнера, «педагогика действия» А. Лая, прагматическая педагогика Д. Дьюи.

На рубеже XIX¾XX вв. в буржуазном обществе возникло необыкновенное разнообразие авторских школ: школа для мальчиков С. Редди, где разностороннее развитие ребёнка осуществлялось в процессе труда, спортивных занятий и различных форм эстетического воспитания; школа Р. Штейнера, основанная на идеях антропософии; сельские воспитательные дома Г. Литца; свободная школьная община Г. Виникена; школа «абсолютной свободы» А. Нейла; школа С. Френе, созданная на идее развития интересов учащихся и др. Все эти школы, несмотря на разнообразие форм, объединяет идея уважения к индивидуальности, стремление создать условия для самореализации личности, раскрытия её способностей.

Во второй половине двадцатого века появились открытые школы, воспитание в которых предусматривало тесные взаимосвязи с окружающим миром; альтернативные школы, преследующие цель радикальной перестройки традиционной системы воспитания и образования.

В XXI веке существенное влияние на воспитание молодого поколения оказывает так называемая параллельная школа, функции которой выполняют средства массовой информации, система Интернет.

Новое тысячелетие вызвало большой интерес к воспитанию человека. Человек, его нравственность становятся реальной силой, которая может действовать как разрушительно, так и созидательно. Следует сказать, что наряду с идеями свободы, самоактуализации, самореализации, развития гражданского самосознания в современном мире имеют место идеи фашизма, экстремизма, расизма, которые воспринимаются молодежью в процессе стихийной социализации и составляют проблему уже межгосударственную, межнациональную.








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1725;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.