Философско-педагогические модели воспитания
1.2.1. Понятие «воспитание»
Воспитание изначальный свой смысл ведёт от старославянского слова «питати» – кормить, что означает вскармливание, взращивание молодого поколения.
Воспитание следует рассматривать как историческое и социальное явление, сущность которого в передаче молодому поколению опыта старшего поколения, и как процесс организованного влияния на личность, который обусловлен потребностями общества и государства и происходит в социальных институтах.
Воспитание как процесс имеет свои особенности:
- воспитание – это многофакторный процесс, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личность воспитателя как носителя исторического опыта, социальных смыслов и ценностей;
- воспитание – это двусторонний субъект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитанника, в результате чего происходят изменения, как в личности воспитанника, так и воспитателя;
- воспитание – это неоднозначный процесс. Средства и методы воспитания в силу неповторимости и своеобразия каждой воспитательной ситуации далеко не всегда дают предполагаемый результат;
- воспитание – это процесс обмена информацией. Воспитание не может быть отделено от обучения и образования. Это единый процесс, в результате которого ребёнка вводят в мир культуры, предают ему опыт и знания. Владение искусством передачи информации, одно из необходимых условий успешности воспитательной деятельности;
- воспитание – это процесс длительный и непрерывный. Основы характера, направленности личности закладываются в детстве, но процесс формирования личности, её совершенствование и самосовершенствование продолжаются на протяжении всего жизненного пути;
- процесс воспитания неотделим от самовоспитания. Каждый человек, для того чтобы состояться как личность, должен быть способен к саморазвитию. Поэтому воспитание должно опираться на позитивную активность личности, её способность и стремление к самосовершенствованию.
На воспитание личности оказывают влияние, как среда – она создаёт условия для развития и формирования личности, – так и наследственность, благодаря которой человек получает определенные задатки. Развитие потенциальных возможностей личности, формирование характера и направленности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, где существенную роль играет активность самой личности. Главными формами взаимодействия личности с окружающей средой является общение и деятельность. Воспитание – это процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества. Субъектами воспитательного процесса являются: воспитатель, воспитанник, социальная группа, учреждение, организация.
В ситуации перехода отечественной школы к новым образовательным стандартам обозначился новый взгляд на воспитание. Одним из базовых документов, которые рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве методологической основы для разработки программ воспитания является «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В данной авторской концепции чётко определился ценностный подход к организации процесса воспитания и обозначены базовые национальные ценности, соответствующие традиционным источникам нравственности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Таким образом, в контексте новых образовательных программ воспитаниеследует понимать как процесс приобщения личности к духовно-нравственным ценностям, которые должны стать основой созидательной деятельности личности в обществе.
Модели воспитания
В практике воспитания сложились следующие модели воспитания: социоцентрическая, натуроцентрическая, антропоцентрическая, теоцентрическая.
Социоцентрическая модель воспитания основывается на признании права каждой личности на развитие, обучение и воспитание. Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказ. Обучение и воспитание в рамках социоцентрической модели воспитания рассматривается как трансляция опыта, что связано с поиском методов и способов эффективной передачи социально значимого опыта (знаний, умений, системы ценностей). Развитие личности направляется и контролируется в соответствии с определённой программой и сопровождается поиском средств стимулирования развивающей деятельности.
В нашей стране социоцентрическая модель воспитания сложилась в период развития советской педагогики. Наиболее ярким её выразителями является классик советской педагогики, создатель теории коллектива А.С. Макаренко. В модели воспитания, которая создавалась в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского цели педагогической деятельности были направлены на воспитание коллективиста, способного в созидательном труде приносить пользу обществу. Такой человек был наиболее востребован на данном этапе развития советского общества.
Все теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, отличает:
– наличие внешне задаваемой цели;
– унифицированность модели формирования личности,
– единство, универсальность содержания воспитательной деятельности;
– общность идеологии;
– наличие передаваемых технологий.
Все эти особенности являются, с одной стороны, безусловным плюсом, но с другой стороны, содержат определённую опасность нивелирования, усреднения, стандартизации воспитания. При построении социоцентрической модели крайне важно создать условия для сохранения возможности каждой личности проявить свою индивидуальность.
Натуроцентрическая модель воспитания ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой, компенсацию природных недостатков и помощь каждому в определении его места во взрослой жизни.
Исходный тезис натуроцентрических моделей: ребёнок рождается с определённым набором качеств, переделать или изменить которые ни общество, ни среда, ни воспитание не в состоянии, они могут лишь проявить то, что заложено природой ребёнка. Поэтому в воспитании основной акцент делается на поиск наиболее оптимального способа «доведения» каждого, как минимум, до нормы, как максимум, до наивысшего для конкретной личности уровня.
Исходя из натуроцентрической модели, невозможно использовать единую стратегию применительно к разным детям. Поэтому необходимо дифференцировать: выделять типологические группы детей и разрабатывать специфические способы воспитания к каждой группе. В отечественной школе натуроцентрические идеи получили свое развитие в популярном в первый период советской власти направлении – педологии. В рамках педологии стала разрабатываться система тестирования, которая позволяла определять уровень развития ребёнка и подбирать соответствующую его уровню развития систему обучения и воспитания. Но это течение в 30-годы советской власти было признано несоответствующим официальной идеологии и его развитие стало под запретом. Тем не менее, идеи дифференциации учеников в зависимости от способностей становятся всё более популярны в современной отечественной школе.
Все теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, отличает:
– определение цели воспитания, исходя из особенностей отдельной личности;
– педагогическая помощь в развитии природных задатков;
– вариативность, отказ от единой стратегии воспитания;
– дифференциация учащихся (по различным основаниям);
– типологизация содержания воспитательной деятельности в зависимости от уровня развития учеников;
– отсутствие унификации методов и технологий.
При построении системы воспитания на основе натуроцентрической модели важно стремиться избегать позиции неравенства детей, которая может иметь далеко идущие последствия.
Антропоцентрическая модель основывается на признании уникальности, неповторимость каждого ребёнка. Меняется роль учителя – из транслятора знаний, твёрдо знающего в каком направлении лучше развивать ребёнка, он превращается в партнёра, сотрудника в личностном развитии ребёнка. Основными методами в рамках антропоцентрической модели является совместный поиск истины, диалог, свободная творческая деятельность.
Ярким представителем антропоцентрической модели является создатель вальдорфской школы Р. Штейнер, который утверждал, что понять сущность человека можно только интуитивно, человек представляет собой внеисторическое, вневременное, явление, единство духа, души и тела. Поэтому воспитание не должно ориентироваться на какие-либо государственные стандарты. Воспитание следует направлять на развитие индивидуальности человека, на пробуждение сущностных сил ребёнка. Роль педагога – это роль помощника в развитии жизненных сил ребёнка. В антропоцентрической модели проектируются не нормативы и этапы, а условия развития, создается максимально естественная развивающая среда.
Развитие антропоцентрических идей в рамках гуманистической психологии и педагогики выражается в нацеленности всей системы воспитания на самовыражение, самораскрытие уникального «Я», самореализацию личности.
В отечественной школе антропоцентрическую модель воспитания создавал с яснополянской школе Л.Н. Толстой. В своей школе известный писатель пытался создать атмосферу свободного творчества, где педагог и ученики становились партнёрами в совместной творческой деятельности.
Все теории, разрабатываемые в русле антропоцентрической модели воспитания, отличает:
– индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания;
– проектирование условий, а не личностного развития;
– свобода творчества;
– нацеленность на самореализацию, саморазвитие;
– диалог воспитателя с воспитанником;
– создание естественной развивающей среды.
Отсутствие заранее проектируемых программ создает сложности приближения в системе воспитания к какому-либо социально-значимому стандарту.
Теоцентрическая модель основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Теоцентрическая модель (сложилась в Средневековье) ориентирует воспитание на подготовку к загробной жизни. Смысл человеческой жизни видится в служении Богу, формировании богоугодных качеств. Теоцентрическая модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Целью воспитания, в рамках теоцентрической модели, является человек, верующий в бога, детерминированный его волей, зависимый от него. Целью развития человека является приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижение своей особой (божественной) миссии.
Разработка теоцентрической модели в отечественной общественной мысли нашла своё развитие в идеях космистов (В.И. Вернадский, П.П. Флоренский). Космисты утверждают, что человек неразрывно связан с биосферой, с окружающей его материально-энергетической средой и вне её существовать не может. Космисты, в отличие от теологов, отводят человеку активную роль, они убедительно доказывают, что человек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни.
Все теории, разрабатываемые в русле теоцентрической модели воспитания, отличает:
– связь человека с высшими силами (Бог, Космос);
– примат духовного над телесным;
– направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека;
– использование специфических символов, ритуалов, обрядов;
– ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла жизни.
Сложность построения данной модели связана с установкой на подчинение личности далеко не всегда зависимой от человека могучей внешней силе.
В рамках социоцентрической, натуроцентрической, антропоцентрической, теоцентрической моделей воспитания складываются различные подходы к воспитанию.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 4587;