Идея природосообразности
Классики педагогики оптимистически смотрят на природу человека, утверждая, что «природа человека как бы сама призывает его к тому, что свойственно человеку» (Я.А. Коменский). Следовательно, воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребёнка. Я.А. Коменский считает, что педагоги должны «верно и мягко упорядочивать природные инстинкты, когда они сами проявляются». Они должны направлять развитие ребёнка, не разрушая его, не запрещая ребёнку быть самим собой.
Не следует забывать, что бывают ситуации, когда «искусство и усердие» не в состоянии преодолеть ограниченные возможности данные человеку от природы (Д. Локк). Но при этом классики педагогики утверждают, что помощь педагога открывает путь к совершенствованию всем без исключения.
И.Г. Песталоцци пишет: «Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится». Поэтому идею элементарного образования он рассматривает как идею «природосообразного развития и формирования сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений».
Классики единодушно выделяют особый период в жизни человека – детство: «Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия» (Д. Локк).
Итак, воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребёнка, помогая каждому продуктивно развивать свои задатки.
1.3.4. Идея учёта индивидуальных особенностей личности
Воспитывая ребёнка сообразно с его природой, мы не можем не учитывать давно установленного факта, что между людьми существуют значительные различия. «В фруктовых садах, – писал Я.А. Коменский, – мы любим иметь не только деревья, рано приносящие плоды, но и такие, которые приносят плоды среди лета и позднее. Почему же в сад науки мы хотели бы допустить только одного рода дарования, рано созревающие и подвижные? Поэтому не будем исключать никого, кроме того, у кого Бог отнял смысл, или разум».
Крайне сложно определить предел возможностей человека. Всякие попытки определить этот предел могут быть разрушительны для личности, предостерегает Ж.-Ж. Руссо: «Я не думаю, чтобы какой-нибудь философ был настолько смел, чтобы сказать: вот предел, до которого может дойти человек и которого он не сумеет перейти».
Гуманная педагогика основывается на вере в возможности каждого проявить себя, раскрыть свои жизненные силы: «В каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины, и в каком-нибудь десятом поколении, может быть, запылает он пожаром гения и спалит свой род, одарив человечество светом нового солнца», – писал Я. Корчак.
Педагог должен быть настроен на отношение к каждому ребёнку, как к неповторимой индивидуальности, и всячески способствовать раскрытию возможностей каждой личности.
Идея свободы
Идея свободы необыкновенно популярна в теории и практике педагогики. «Очень важно, – писал ещё Я.А. Коменский, – чтобы люди научились и умели свободно, по собственному решению избирать верно понятые вещи и так же пользоваться ими». Он считал, что свобода сообразна человеческой природе, а кто принуждает других принять свои собственные взгляды, требуя слепого согласия и повиновения, те «насилуют человеческую природу».
К.Д. Ушинский считал, что «воспитание, если оно только не иезуитское воспитание, не имеет даже права создавать вполне законченных убеждений, не имеет даже права посягать на свободу души человеческой».
Классики, провозглашая свободу как условие развития индивидуальности, разделяют свободу внешнюю и внутреннюю. Когда Д. Локк говорит о том, что не следует навязывать детям в виде обязанности ни учебник, ни что бы то ни было другое, чему они должны, по нашему мнению, учиться – то, вне сомнения, речь идёт о внешней свободе. Внешняя свобода – это отсутствие ограничений. Внутренняя свобода – это умение пользоваться своими силами, владение самим собой.
Следует разделять свободу и произвол личности. Произвол разрушителен как для окружающих, так и для личности. «Знаете ли, – пишет Ж.-Ж. Руссо, – какой верный способ сделать вашего ребёнка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа». Руссо считает, что суть истинной свободы состоит в том, чтобы «предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти».
Классики понимают свободу не как свободу «от», а как свободу «для» успешного осуществления деятельности. Очень точно это положение определил К.Д. Ушинский: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».
Классическая педагогика идею свободы связывает с правом личности на свой выбор и воспитанием у личности готовности нести ответственность за свой выбор.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 3600;