Идея культуросообразности
А. Дистервег утверждает, что «всякий человек – продукт своего времени». Каждый человек должен соответствовать своему времени, «в противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет». Классики, в частности К.Д. Ушинский, обращали внимание на то, что воспитание для того, чтобы быть успешным, должно соответствовать веку, сословию, полу.
Общество предъявляет к человеку требования, соответствующие тому уровню культуры, на котором оно в данный момент находится. «Каждый человек, – писал А.Дистервег, – находит при своем рождении на свет своё окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и, по крайней мере, воспитываться уже на определенной ступени культуры».
Особое место в воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, занимает родной язык. Именно родной язык «развивает в духе ребёнка способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух». К.Д. Ушинский считал язык лучшей характеристикой народа. «Лёгкая, щебечущая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая, как мотылек, речь француза; тяжелая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рассчитанная речь немца; ясная, сжатая, избегающая всякой неопределенности, прямо идущая к делу, практическая речь британца; певучая, сверкающая, играющая красками, образная речь итальянца; бесконечно льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим её чувством и изредка разрываемая громкими всплесками речь славянина лучше всех возможных характеристик знакомит нас с характерами народов».
Воспитывая культуросообразно, мы должны как можно ближе знакомить ребёнка со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, политическими отношениями, финансовым положением и т.д.
Важно помнить, что осознание принадлежности к определенной культуре, развитие национального самосознания не должно идти вразрез с общечеловеческими ценностями. «Говори и думай: человек – моё имя, немец – моё прозвище». В этих словах А. Дистервега заложена мысль о приоритете человеческого над культурно-национальным. Каждый человек, осознавая самоценность своей национальной культуры, должен быть способен к межкультурному взаимодействию.
Итак, воспитание должно соответствовать культурно-исторической эпохе, черпать в культуре цели, содержание, смыслы и ценности воспитания.
Идея коллективизма
Идея коллективизма получила своё четкое оформление в советский период. На Западе коллектив воспринимается как феномен советского общества. И это не случайно. По К. Марксу, развитие личности как индивида возможно только в условиях общества, где нет эксплуатации. Он считал, что истинной коллективностью обладает только пролетариат.
Соответственно в педагогических трудах понятие «коллектив» активно стало употребляться в советское время. Хотя сама по себе идея необходимости создания детского сообщества просматривается достаточно устойчиво и давно. Так, например, Я.А. Коменский писал: «Более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, т.к. больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других». В учебных заведениях прогрессивной направленности, таких как Царскосельский Лицей, культивировался дух товарищества, который понимался как взаимопомощь, взаимовыручка.
В конце XIX ¾ начале XX вв. в теории и практике воспитания осмысливается идея детской самоорганизации. «Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать своё общество», – писал С.Т. Шацкий. В практической деятельности колонии «Бодрая жизнь» и других детских воспитательных учреждений вызревает идея связи детского учреждения с окружающей средой на основе общественно значимой деятельности.
В первые годы советской власти коллективизм становится официальной политикой в области школьного воспитания. Руководствуясь идеями истинной коллективности революционных пролетариев, Н.К. Крупская и А.В. Луначарский считали неотъемлемым признаком коллективности идейную коммунистическую направленность.
С самого начала своей работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко использует понятие «колонийская община». Приблизительно в начале двадцатых годов Макаренко отходит от ранее им использовавшегося понятия «детская община», рассматривая коллектив и личность как диалектическое единство. Впоследствии он проводит четкое различие между коллективом и группой, подчёркивая общественно значимую деятельность коллектива. В настоящее время в педагогике главенствует макаренковская идея в определении коллектива. Важнейшими признаками коллектива, отличающими его от группы, считается общественно-полезная цель и полезная обществу деятельность. «Коллектив возможен только при условии, если он объединяется на задачах деятельности, явно полезной для всего советского общества», – писал А.С. Макаренко.
Позднее в гуманистических работах В.А.Сухомлинского получает развитие представление о коллективе как «богатстве индивидуальностей». В.А. Сухомлинский был глубоко убеждён, что целью коммунистического воспитания может быть только человек, «а коллектив лишь средство в достижении этой цели». Поэтому главной заботой в коллективистском воспитании должна быть «забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений».
Итак, педагог должен создавать возможности для продуктивного развития как коллектива в целом, так и каждой личности в отдельности. Неотъемлемым условием коллективистского воспитания является общественно важная деятельность.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2247;