Воспитательная практика в первобытный период
Воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания обусловлена необходимостью передачи социально-культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание в широком смысле слова –процесс усвоения культурного опыта предыдущего поколения. Под культурным опытом следует понимать знания, умения, навыки, а также нравственно-этические ценности.
В первобытный период образ жизни племени определял содержание знаний, умений, навыков, нравственных ценностей, которые необходимо было передать молодому поколению. Воспитание осуществлялось стихийно, в процессе жизнедеятельности племени.
Необходимые знания, умения и навыки усваивались в процессе трудовой деятельности, в которую дети включались по мере взросления. Обряды племени выполняли как обучающую, так и воспитательную функцию. Например: обрядовые зоофагические пляски помогали изучить повадки животного, они сопровождались ряжением под него, своеобразной инсценировкой охоты. Участие детей в «репетиции» охоты способствовало усвоению ими умений и навыков, необходимых для осуществления того или иного рода деятельности.
Наряду со знаниями и умениями передавались обычаи племени. Первобытная община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование равными были лишь полноценные члены производственного коллектива. Поэтому обычаи могли быть достаточно суровыми: право умертвить слабого ребёнка, геронтоцид («добровольная смерть»).
Повсеместно в родоплеменных общинах выделялись группы детей, взрослых мужчин и женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами. Общественно значимую воспитательную практику осуществляли старейшины. Они приучали подростков к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда, передавали заветы предков, моральные нормы. В воспитании широко использовались такие формы, как заговоры, заклинания, магические действия, ритуальное песнопение.
Большое значение придавалось моменту перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Посвятительные обряды должны были определить физическую зрелость юноши и его производственную готовность встать в ранг зрелых мужчин. В разных обществах инициации проходили неодинаково, но по существу они всегда заключались в приобщении подростков – обычно каждого пола в отдельности – к хозяйственной и общественной жизни полноправных членов общины. Иногда процедура инициации была мучительной и сопровождалась голодовками, нанесением ран, прижиганием огнём, выбиванием зубов, вырыванием волос. Не выдержавшего испытание ждал позор.
Девушку, как правило, не подвергали сложным испытаниям. Её лишь заставляли соблюдать некоторые запреты, учили песням и мифам, совершали различные религиозные обряды.
Педагогический опыт закреплялся в пословицах, поговорках, сказках, легендах, в которых содержались те или иные знания, нормы, общественно значимые ценности, которые необходимо было передать молодому поколению.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1368;