Организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК).
Непосредственным объектом анализируемого преступления являются основы конституционного строя России, общественные отношения, касающиеся запрета создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2821 УК, составляют следующие альтернативные действия:
а) создание экстремистского сообщества;
б) руководство экстремистским сообществом, его частью или
входящими в такое сообщество структурными подразделениями;
в) создание объединения организаторов, руководителей или иных
представителей частей или структурных подразделений такого сообщества.
Создание экстремистского сообщества означает, что в результате действий исполнителя данного преступления возникла организованная группа лиц для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности.
Под экстремистским сообществом понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующаяся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»). Согласно п. 2 примечаний к ст. 2821 УК под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Ответственность за создание экстремистского сообщества наступает с момента фактического образования указанного сообщества, то есть с момента объединения нескольких лиц в целях подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности и осуществления ими действий, направленных на создание условий для совершения экстремистских преступлений или свидетельствующих о готовности такого сообщества реализовать свои преступные намерения, независимо от того, совершили ли участники сообщества запланированное преступление экстремистской направленности (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11).
Руководство экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями. Структурным подразделением (частью) экстремистского сообщества является функционально и (или) территориально обособленная группа, состоящая из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая осуществляет преступную деятельность в рамках и в соответствии с целями экстремистского сообщества. Такие структурные подразделения (части) могут совершать не только отдельные преступления экстремистской направленности, но и выполнять иные задачи по обеспечению его функционирования (например, обеспечение сообщества оружием, иными предметами, используемыми в качестве оружия, производство листовок, литературы и других материалов экстремистского характера) (п. 12 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Руководство экстремистским сообществом (его частью или структурным подразделением) означает деятельность виновного по осуществлению управленческих функций в отношении экстремистского сообщества, его части или структурных подразделений, а также отдельных его участников как при совершении конкретных преступлений, так и при обеспечении деятельности данного сообщества. При этом такое руководство может выражаться, например, в разработке общих планов деятельности сообщества, подготовке к совершению конкретных преступлений экстремистской направленности, а также в иных организационно-распорядительных действиях, направленных на достижение целей, поставленных экстремистским сообществом или входящими в его структуру подразделениями при их создании (например, в распределении ролей между членами сообщества, организации материально-технического обеспечения, разработке способов совершения преступления, принятии мер безопасности, распределении средств, полученных от преступной деятельности) (п. 15 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Преступление имеет формальный состав, оно считается оконченным с момента совершения руководителем любого из действий, входящих в его функции.
Создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества означает образование группы, созданной в целях координации преступных действий различных самостоятельно действующих групп, разработки совместных планов для совершения преступлений экстремистской направленности, распределения сфер преступной деятельности между группировками, создания устойчивых связей с руководителями или иными представителями других организованных преступных групп и т. п. Преступление считается оконченным с момента появления способной к функционированию указанной группы. Действия, не приведшие к созданию экстремистского сообщества или объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества, квалифицируются по ч. 3 ст. 30 и ч.ч. 1 или 2 ст. 2821 УК.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом: указанные в ч. 1 ст. 2821 УК лица осознают общественную опасность своих действий по организации экстремистского сообщества и желают эти действия совершить. Цель создания экстремистского сообщества – подготовка или совершение одного или нескольких преступлений экстремистской направленности. Цель создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений экстремистского сообщества – разработка планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.
Лицо, создавшее экстремистское сообщество либо руководившее им, подлежит уголовной ответственности не только по ст. 2821 УК, но также и за все совершенные группой преступления, если они охватывались его умыслом.
Часть 2 ст. 2821 УК предусматривает ответственность за участие в экстремистском сообществе, под которым следует понимать: вхождение в состав сообщества; участие в подготовке к совершению одного или нескольких преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение указанных преступлений; выполнение функциональных обязанностей по обеспечению деятельности сообщества (финансирование, снабжение орудиями и средствами совершения преступления, информацией, создание условий для совершения преступлений и т. д.). Преступление в данной форме считается оконченным с момента начала подготовки к совершению преступления экстремистской направленности или совершения хотя бы одного из перечисленных деяний или иных конкретных действий по обеспечению деятельности экстремистского сообщества (п. 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Разовое содействие экстремистскому сообществу лицами, не входящими в его состав и не имеющих соответствующих функциональных обязанностей, не может расцениваться как участие в данном сообществе. При наличии к тому оснований содеянное квалифицируется как соучастие в деятельности экстремистского сообщества в форме пособничества (ч. 5 ст. 33 УК).
Субъективная сторона участия в экстремистском сообществе включает в себя вину в виде прямого умысла, а также специальные цель и мотив. Прямой умысел включает в себя осознание виновным общественной опасности своего участия в указанном сообществе и желание участвовать в его деятельности. Цель участия в экстремистском сообществе – совершение либо способствование совершению преступлений экстремистской направленности. Мотивами участников экстремистского сообщества, совершающих преступления экстремистской направленности, являются политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.
Совершение конкретных преступлений экстремистской направленности не охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 2821 УК. В таком случае требуется квалификация по совокупности с ними с учетом квалифицирующего (особо квалифицирующего) признака «организованная группа». Если состав совершенного лицом преступления не предусматривает такого квалифицирующего (особо квалифицирующего) признака, то действия лица подлежат квалификации по ч. 2 ст. 2821 УК и соответствующей части (пункту) статьи УК, предусматривающей квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору», а при его отсутствии – признак «группой лиц».
Квалифицированный вид данного преступления предусмотрен в ч. 3 ст. 2821 УК и характеризуется использованием виновным своего служебного положения. Под последним следует понимать как умышленное использование должностным лицом, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не относящимся к числу должностных лиц, а также лицом, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением, своих служебных полномочий, так и оказание влияния, исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности, на лицо, находящееся в его подчинении, для совершения им определенных действий, направленных на создание экстремистского сообщества или участие в нем.
В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 2821 УК лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. При этом мотивы добровольного прекращения участия в экстремистском сообществе юридического значения не имеют.
Организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК).Непосредственный объект рассматриваемого преступления аналогичен непосредственному объекту преступления, предусмотренного ст. 2821 УК.
В объективной стороне состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2822 УК, значится лишь одно деяние – организация деятельностиобщественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Под организацией указанной деятельности понимаются действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации) (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»).
Для привлечения к ответственности по ст. 2822 УК требуется судебная преюдиция. Иначе говоря, в отношении общественного или религиозного объединения либо иной организации должно вступить в законную силу принятое судом решение о ликвидации или запрете функционирования в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора, а также в связи с заявлением федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.
Преступление имеет формальный состав. Оно считается оконченным с момента выполнения любых организационных действий после того, как вышеупомянутое решение суда уже вступило в силу.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает общественно опасный характер действий по организации деятельности экстремистской организации и желает эти действия совершить.
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.
Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, образует объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2822 УК. Под участием в деятельности экстремистской организации понимается совершение лицом умышленных действий, направленных на осуществление целей экстремистской организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, вербовка новых участников, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т. п.) (п. 20 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ). Преступление считается оконченным с момента участия в деятельности организации, в отношении которой судом принято указанное решение.
Субъективная сторона участия в деятельности экстремистской организации предполагает, что виновный осознает общественную опасность данного деяния и желает его совершать.
Поощрительная норма, закрепленная в примечании к ст. 282 УК, обращена к участнику экстремистской организации и предусматривает освобождение его от уголовной ответственности при соблюдении двух условий: во-первых, он должен добровольно прекратить участие в данной организации; во-вторых, в его действиях должны отсутствовать признаки иного состава преступления.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1424;