При разных типах осведомленности и отношений к рекламе
Формирование осведомленности о ТМ
1. Узнавание | (1) необходим четкий, эффектный визуальный ряд (логотип, упаковка, этикетка) (2) необходим акцент на основном цвете ТМ (например, для шоколада ТМ «Россия» это купол красного цвета) (3) информация должна быть короткой |
2. Вспоминание | (1) определяющее значение имеет вербальное обращение, которое передает слоган и название ТМ (2) цветовые характеристики марки значения не имеют (3) информация должна быть короткой |
Окончание табл. 1.2
Формирование отношения к ТМ | |
1. Низкововлеченная/ информационная целевая аудитория | (1)вербальное содержание должно передавать информацию о выгодах ТМ (2)короткая информация, так как при низком уровне вовлеченности достаточно акцен- тировать две-три выгоды ТМ (3)достаточно низкой частоты повторения, так как информация будет усвоена за один-два контакта |
2. Низкововлеченная/ трансформационная целевая аудитория | (1) если основной мотив — сенсорное удовлетворение или социальное одобрение, то в рекламе необходим визуальный ряд. Если основной мотив — интеллектуальная и профессиональная стимуляция, то визуальное изображение не является преимуществом (2) цвет усиливает сенсорное удовлетворение и социальное одобрение, для остальных мотивов значения не имеет (3) достаточно короткой информации (4) необходима высокая частота повторов, так как при низкой вовлеченности изменение отношения к ТМ происходит медленнее, а цикл приобретения непродолжителен |
3. Высокововлеченная/ информационная целевая аудитория | (1)вербальное обращение должно перечис- лять выгоды ТМ (2)цветовые характеристики марки значения не имеют (3)требуется большой объем информации, чтобы потребители успевали осмыслить обширную информацию о выгодах ТМ (4)достаточно низкой частоты повторов |
4. Высокововлеченная/ трансформационная целевая аудитория | (1) если основной мотив — сенсорное удовлетворение или социальное одобрение, то визуальный ряд необходим. Если основной мотив — интеллектуальная и профессиональная стимуляция, то визуальное изображение не является преимуществом (2)цвет усиливает сенсорное удовлетворение и социальное одобрение, для остальных мотивов значения не имеет (3)желательна короткая информация (при условии, что не требуется дополнительной информации) |
Рациональная и эмоциональная реклама
К базовым факторам, определяющим коммуникативную стратегию ТМ, также относится разделение покупок на рациональные и эмоциональные. В первом случае мы выбираем логически верное решение, изучая выгоды, предоставляемые той или иной маркой. Такие товары несут строго функциональное назначение. В рекламе необходимо подчеркивать их утилитарную ценность, практические выгоды от использования. Основная цель — убеждение. Так рекламируется жевательная резинка Dirol, помогающая предотвратить кариес; телевизор «Philips» с системой, улучшающей качество изображения, и др. Рационалистическая стратегия рекламы наиболее эффективна в тех случаях, когда товар по своим реальным свойствам выделяется из товарной категории и эти свойства представляют интерес для потребителей.
Во втором случае мы руководствуемся настроением, ощущениями, импульсом. Такие покупки предназначены для удовлетворения внутренних конформистских потребностей. Цель рекламного обращения — соблазнение и вовлечение в потребление.
Совмещение представлений о рациональных или эмоциональных покупках и уровнях вовлеченности при принятии решений позволяет составить шаблоны проведения коммуникативного фронта борьбы за покупателя:
(1) высокововлеченное рациональное решение (характерно для таких товарных групп, как мебель, сложная бытовая техника, компьютер и информационные технологии):
— потребитель нуждается в большом объеме информации (с логичными доказательствами, подробной технической информацией);
— очень эффективна демонстрация;
— важна роль коммерческой аргументации (цена, скидки, подарки);
(2) высокововлеченное эмоциональное решение (характерно для оригинальных подарков, косметики и парфюмерии, мехов, драгоценностей, детских товаров, декоративных сувениров):
— в рекламе следует демонстрировать свойство марки повышать статус владельца в обществе;
— возможно использование авторитетного мнения;
— эффективна графическая эстетская реклама с яркими образами. Не сюжет, а качество исполнения, декор рекламы играют первостепенную роль;
(3) низкововлеченное рациональное решение (характерно для потребительских товаров):
• реклама должна формировать привычку покупать марку. Для этого сначала напоминаем о потребности в товарной категории, затем демонстрируем ТМ как лучшее решение данной проблемы;
• индивид принимает решение, размышляя, но недолго, поэтому ему достаточно представить в динамичной форме одно основное и пару-тройку дополнительных преимуществ марки;
(4) низкововлеченное эмоциональное решение для марок, удовлетворяющих индивидуальные привычки (сигареты, шоколад) или мотивированных потребностью в социальном одобрении близкого окружения:
• марка посредством рекламы должна предоставить повод восхищаться самим собой;
• эффективно напоминание о привычках;
• марка должна отражать определенный стиль, имидж.
Основное преимущество рационалистической рекламы перед
проекционной состоит в том, что она что-то сообщает потребителю о товаре и формирует у него предрасположенность к восприятию рекламируемых свойств. Вместе с тем рационалистическая реклама имеет ряд ограничений и недостатков. Так, в поиске основного рационалистического утверждения о товаре мы сталкиваемся с тремя проблемами:
(1)следует ли подробно описывать разнообразные свойства товара или остановиться на чем-то одном? Со времен Р. Ривса (автор теории УТП) считается, что было бы ошибкой создавать потребительскую рекламу наподобие инструкции о товаре. Нужно постараться найти одно наиболее важное для целевой аудитории свойство товара и сконцентрировать основные рекламные усилия именно на нем. Другие свойства можно вводить в рекламное сообщение только в качестве
дополнительных аргументов в пользу товара;
(2)сложно найти такое утверждение о товаре, которое уже не было бы использовано конкурентами. Д. Огилви для выхода из этой проблемной ситуации советует снять с себя «обязательство» рекламировать товар как лучший на рынке. Достаточно просто заявить о том, что «ваш» товар ни в чем не уступает конкуренту. В рекламе можно рассказать о том, о чем говорят и конкуренты, но особо подчеркнуть и выделить одно из свойств товара. И в этом случае в сознании покупателей данная марка будет сильнее связана с рекламируемым свойством, чем марки конкурентов, хотя реальных отличий
может и не быть. При этом не требуется, чтобы марка превосходила по этой причине другие марки; важно, чтобы она не уступала им;
(3) свойство, по которому товар отличается от других товаров, обычно кажется непривычным или неважным для потребителя. Поэтому велика вероятность, что его могут не принять. Рекламирование в этом случае условно распадается на два этапа: прежде всего необходимо повысить значимость этой характеристики в глазах потребителя применительно к товарам данной категории, а достигнув этого, можно рекламировать и сам товар. Например, сейчас благодаря рекламным кампаниям Dirol и Orbit ан-тикариесные свойства признаются одними из важнейших в товарной категории жевательных резинок, хотя всего несколько лет назад антикариесные свойства не ассоциировались в глазах покупателя с жевательными резинками.
Проекционная реклама
В силу перечисленных сложностей зачастую использовать данный тип рекламирования оказывается нецелесообразно, например, из-за того, что предпочтение марок в этой товарной категории имеет не столько утилитарную, сколько плохо осознанную эмоциональную мотивировку. В подобных случаях лучше использовать проекционную (эмоциональную) творческую стратегию.
Проекционная реклама лучше всего подходит для тех ситуаций, когда реальные различия между конкурирующими марками несущественны или не заметны потребителю. Как правило, покупатель осуществляет свой выбор с опорой не столько на реальные, сколько на воображаемые свойства товаров. Именно эмоциональный фон, созданный рекламой для определенной марки товара, становится в таких случаях решающим звеном покупательского выбора. Проекционная реклама создает психологически важные отличительные особенности товара и способствует дифференциации марок особенно в тех случаях, когда реальные отличия между ними слабо ощутимы.
Если доводы рациональной рекламы традиционно перечисляют преимущества марки, выделяющие ее среди конкурентов, то приемы эффективной эмоциональной рекламы можно классифицировать по четырем группам:
• активизация: ощущение полноты жизни как противоположность скуки и вялости;
• родство: ощущение теплых, близких отношений с другими людьми как противоположность одиночеству, изоляции и чувству непричастности;
• расслабленность (гедонизм): чувство достижения внутренней гармонии и релаксация как противоположность беспокойству;
· компетентность: чувство контроля над собственной жизнью и гордость за достижения как противоположность неспособности справиться с ситуацией.
В целом создавать проекционную рекламу много сложнее, чем рационалистическую: чувства и эмоции людей, их настроения неустойчивы, и потому здесь сложно сохранить лидерство погоне за художественными образами. К другим недостатка эмоциональной рекламы относятся следующие:
• при частых повторных контактах эмоциональный эффект проекционной рекламы резко снижается;
• в 90% случаев демонстрации такой рекламы, в сознании людей понравившиеся им образы и сюжеты остались вне всякой связи с товаром;
• трудно предсказать эффективность такой рекламы, поскольку основной критерий оценки здесь очень неопределенный — сила художественного образа и эмоциональная вовлеченность потребителя.
Что касается зависимости эффективности восприятия рациональной и проекционной рекламы, то первая вполне может и не нравиться, но вторая обязательно должна вызывать положительный эмоциональный отклик.
Несмотря на всю разность рациональных и эмоциональны аргументов, невозможно отрицать эффективность их взаимодействия в рекламе.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 936;