Структура философии

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. В чем проявляется социокультурная ценность философии?

2. Что такое «философия», и каким образом проходил процесс становления философского знания?

3. Каковы цель и предназначение философии?

1.3. Предмет философии, «границы» философского знания

 

Прежде чем определить «границы» философского знания и усомниться или утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, когда они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиологи изучают строение и функционирование человеческого организма и т.д. А философы?»

Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела «Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия1.

Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы". А философской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия – с умозрением.

Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

 

ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.

 

Теперь определим «границы» между философским и научным знанием.

Соотношение философиии науки.

1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?»

В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»

2. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого – дать объективную картину мира.

Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа – понять современное сознание и его истоки.

3. Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.

4. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...).

Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории.

5. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире.

Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.

Тем не менее, существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкретных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель – в античности; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М.В. Ломоносов – в период Нового времени; в XX в. это А. Эйнштейн, Б. Рассел, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.

На определенном этапе становления в философии преобладают признаки науки. Философия же, как сложившаяся система знаний, охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия».

♦ Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

♦ Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?

♦ Может ли человек познать окружающий мир?

♦ В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – «как возможно познание», для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т. д. Для марксистско-ленинской философии XX в. существовал основной вопрос фи­лософий, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.

Остановимся более подробно на проблеме гносеологического противопоставления материализма и идеализма.Эти философские направления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т. е. основы мира. Тенденция к делению на указанные направления существовала с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, – писал он, – все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»1.

Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистическиефилософские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанции равноправными началами (подробнее см.: 5.2. Философское учение о бытии).

МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи. ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.

 

Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.

Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее выделение этих традиций, безусловно являющееся определенной схематизацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские учения, которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенно различаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным.

Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.

С момента возникновения научного знания возникает и способ выражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может.

 

ПОНЯТИЯ – это язык науки, который представляет собой информационно-знаковую систему для передачи мысли.

 

Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы. Философия опирается на принципы универсальной связи, единства и развития. На основании сказанного определение философии может быть следующим.

 

ФИЛОСОФИЯ – это знание об универсальных принципах и законах развития мира.

 

Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать и размышлять над первоисточниками. Следует отметить, что многие философы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литературной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Платон «Диалоги», П. Абеляр «История моих бедствий», Ш. Монтень «Опыты», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», А. Шопенгауэр «Афоризмы», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», О. Шпенглер «Закат Европы», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», А.Н. Толстой «Царство Божие внутри вас», «Исповедь», Э. Фромм «Иметь или быть» и др. Рекомендуем вам с ними познакомиться.

Правомерно поставить очередной вопрос; «Что дает изучение философии?» Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философиивоспитывает культуру разумного мышления, дает возможность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действительности и др.

 

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. С постановки каких проблем начинается философия?

2. Что является предметом философского исследования?

3. Как соотносятся философия и наука?

4. В чем отличие и сходство, материалистической и идеалистической философии?

 

Структура философии

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Важнейшим разделом философии является онтология.

 

ОНТОЛОГИЯ (от греч. Ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – учение о сущем, учение о бытии.

 

Онтология – это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д. (подробнее см.: 5.2. Философское учение о бытии).

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия (подробнее см.: Модули 5, 6, 7).

Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura –природа) – древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественно-научным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos –человек) – философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом (подробнее см.: 73. Философия о происхождении человека и о его природе).

Социальная философия (от лат. socium – общество) – наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др. (подробнее см.: 6.2. Общество как система):

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология.

 

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания.

 

Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира (подробнее см.: 5.3. Философское учение о познании). В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (от греч. Episteme –знание) – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философий, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.

Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика(от греч. logos –слово, понятие, мысль, учение, наука) – наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика –учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель (подробнее см.: 2.5. Античная философия). Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia –отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика(от греч. ethos – обычай, характер) – учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека,

В рамках этики выделяются этология – наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. ахiа –ценность) – учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика(от греч. Aisthetikos –чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного. Эстетика! как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философииизучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания (подробнее см.: 1.8. Генезис философии).

 

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что входит в структуру философии?

2. Каков круг вопросов онтологии?

3. Какая главная проблема гносеологии?

4. Какую роль играют законы и принципы в становлении философского знания как системы?

 

Функции философии

 

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

1. Мировоззренческая функция.Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия XIX-XX вв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности явились) важными факторами построения современной картины мира.

2. Гносеологическая функция(напомним: от греч. gnosis – знание). В теории познания отношение «мир – человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимодействии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание;

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria – опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio – разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Очевидно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека (подробнее см.: Модуль 3. Философия средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения).

3. Методологическая функциязаключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция.Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

5. Критическая функцияфилософии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструктивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция(греч. axia – ценность) выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей (подробнее см.: 7.4. Ценности человеческого существования).

7. Социальная функцияфилософии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор (подробнее см.: Модуль 8. Философское осмысление глобальных проблем современности).

8. Прогностическая функцияфилософии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вернадского и др. (подробнее см.: 4.4. Русская философия).

Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностическую и т. д. Вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

Разумеется, этими функциями содержание философии не исчерпывается. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также еще и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, координирующую, интегрирующую и другие функции философии1.

Важность выполняемых философией функций подчеркнем проницательным высказыванием русского философа Г. Челпанова: «...самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний»2.

Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в более продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение.

 

Вопросы для самопроверки

(первый уровень воспроизведения материала)

1. Охарактеризуйте функциональное назначение философии.

2. В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности?

3. Обоснуйте построение современной картины мира, опираясь на функции философии.

 








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 7477;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.