Философия в структуре мировоззрения. Всякая философия является мировоззрением.Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией
Всякая философия является мировоззрением.Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. |
Таким образом, мировоззрение – образование интегральное, т. е. в нем принципиально важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззренияявляются:
1) знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);
2) ценности (нормы и идеалы);
3) программы действия.
Взгляды как определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения же выступают как качественная характеристика знаний. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям.
Важным компонентом мировоззрения являются идеалы,в которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность. Система ценностных ориентацийиграет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями выступают понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотношение с нормой, идеалом идет оценка происходящего.
Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности – единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т. д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами.
Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражениядействительности. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущениемили миросозерцанием.Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Следующие по глубине уровни отражения — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием.Именно его и представляет философия.
ФИЛОСОФИЮ можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. |
Философия по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Следует отметить, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства. Философия – самый поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения:
1) мифологическое;
2)религиозное;.
3) философское;
4) научное.
Выделяют также мировоззрение обыденное, или эмпирическое, а также сциентистское и антисциентистское и др.
Мифологическое мировоззрение(греч. Mythos – повествование, сказание) – исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.
Мифология – универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный.
На явления природы проецировались человеческие свойства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа – боги, духи, герои – наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, слитности и нераздельности человека и природы.
Для понимания мифологическогои философскогомировоззрения определим их соотношение.
1. В мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта. Философия сделала его предметом размышления и анализа.
2. В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной форме.
Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме.
3. В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев.
В философии уже в античное время считалось, что путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее. (Этим признается, что философия не сама мудрость, а стремление к ней.)
Религиозное мировоззрение(лат. religio – благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в понимании, осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу, но между ними прослеживаются и существенные различия.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1983;