НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО СПЕЦИФИКА. МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ
Научное знание своеобразно. Научное познание, во-первых, руководствуется принципом объективности; оно должно отразить объект таким, каков он есть, без воздействия на него каких-либо духовных сил (субъектных, человеческих или божественных). Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как “рационалистическая обоснованность”; оно подчиняется, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, логике и закону (или принципу) достаточного основания. Этот принцип гласит: Ни одно явление не может оказаться истинным или ошибочным, ни ОДНО утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе; судьей в вопросах истины является разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные средства познания. В-третьих, эссенциалистская направленность (от лат. essentia - сущность), т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
В-четвертых, особая организация, особая системность звания; не просто упорядоченность - упорядочено и обыденное знание, но упорядоченность по осознанным принципам, упорядоченность в форме теории или развернутого теоретического понятия. В-пятых, проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой,
логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.
В научном знании имеют место научные истины; вместе с тем, помимо достоверного знания, здесь встречается немало проблемного знания (гипотезы ведь не истинны и не ложны), а также заблуждений; иногда встречается просто ложное знание (как, к примеру, в якобы “научных” построениях ТД. Лысенко).
В научном знании выделяются уровни: эмпирический и теоретический. Они разграничиваются по нескольким признакам: 1) эмпирическое знание соотносимо с проявлениями сущности и с фрагментарной сущностью материальных систем, а теоретическое знание - с их целостностью, с выявлением законов этой целостности; 2) эмпирическое знание и теоретическое имеют различные средства познания; на эмпирическом уровне таковыми выступают наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, анализ, интуиция и т.п.; на теоретическом уровне - дедукция, синтез, мысленный эксперимент, идеализация, формализация и др.; 3) на этих уровнях научного познания - разные логические формы воплощения основного знания: на эмпирическом уровне - факт (эмпирический факт), на теоретическом уровне - теория; теория есть система понятий, принципов и законов, отображающая в своей структуре сущность объекта исследования в целом, целостную структуру; 4) теоретический уровень характерен еще тем, что в его сфере разрабатываются основные понятия (или категории) этой области знания; здесь имеем деятельность исследователя по их разработке; на эмпирически же уровне деятельность ученого носит уже иной характер - деятельность по применению категорий (понятий) к эмпирическому материалу; в первом случае перед нами — фундаментальное научное знание, во втором - прикладное знание.
Метод и методология. Научная деятельность, как и практическая, не является, в целом, хаотичной; она, как правило, организуется применяемыми в ней методами. Метод (от грсч. methodos) - это приём, способ или образ действия. В самом широком смысле метод есть путь, способ достижения какой-либо цели, способ решения определенной задачи. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Бэкон (1561-1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какой-либо проблемы, идя ложным путем, пользуясь неверным методом.
Верность или ошибочность метода определяется прежде всего объективным основанием: метод должен, чтобы быть действенным, опираться на соответствующее содержание. Так, исторический метод опирается на теорию развитая, на знание процесса и этапов развития. Как верно замечено и литературе, метод - это та же теория, но повернутая своим острием на практику дальнейшего познания этой же предметной области действительности. Но метод зависит не только от содержании, но и от исследователя, от субъекта познания, от степени его профессиональной подготовки, его опыта, от его способности перевести теоретические положения в систему требований, которыми он мог бы руководствоваться в своей исследовательской работе. Метод — это система принципов, приемов, правил и требований, на которые необходимо ориентироваться в научно-исследовательской деятельности. Так, принцип историзма, являющийся одним из важнейших в историческом познании, требует качественной, или сущностной, ретроспективности, выявления предпосылок возникновения материальной системы, требует выделять этапы (стадии, факты, периоды) в развитии предмета, определять направление и характер развитая или изменения предмета, раскрывая основную тенденцию развитая системы с целью предсказать ее будущее и т.п. Сам метод не содержится в объекте познания, им становятся, как мы видим, выработанные человеком приемы и операции для получения нового знания. Методы имеют (кроме объектной, содержательной стороны и кроме правил субъектного характера) еще и аксиологическую сторону: надежность, экономичность, эффективность и т.п. Иногда решение одной и той же задачи, изучение одного и того же объекта требуют применения разных методов разными исследователями: для кого- то “удобен” и “эффективен” один метод, для кого-то для тех же целей будет “выгоден” и “надежен” другой метод; многое здесь зависит опять-таки от опыта и профессионализма субъекта познания.
Понятия “метод” и “методология” применяются часто в одном и том же смысле. Но понятие “методологам” имеет еще одно значение, которое совпадает с понятием метода: это - учение о методах. Подобно методам узкоспециальным, общенаучным и философским сама методология может иметь подобные уровни и распадаться на специально-научную методологию (например, в генетике), общенаучную (здесь методы, применяемые в ряде наук или во всех науках, как, например, моделирование или наблюдение) и всеобщую методологию, к которой относится в философская методология.
Философская методология есть учение о философском методе. Таковым в историческом развитии философии были два: метафизика и диалектика. Выступая в качестве метода, диалектика включает в себя две группы принципов. Первую группу составляют принципы познания, вытекающие из нашего знания онтологии и гносеологии; это принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости. Они довольно-таки широки по тем требованиям, которые в них входят. Так, принцип диалектической противоречивости требует разделения единого на его противоположные стороны и их познания, требует выявления конкретного состояния системы (гармонии или дисгармонии, или конфликта) и т.п. Вторую группу философских принципов (в отличие от первых, выступающих как всеобщие, предпосылочные) составляют Собственно логические принципы, среди них ведущим является глубоко разработанный Гегелем и Марксом принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Философские принципы диалектического типа тесно связаны с общенаучными и специально-научными методами. Их нельзя противопоставлять друг другу. Если философский метод, чтобы быть действенным, Должен связываться при своем применении с частно-научными (общенаучными и специально-научными) методами, то все частно-научного плана методы должны находить свое дополнение в философском методе познания.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 2588;