ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА
Эта проблема возникает, во-первых, потому, что очевидно качественное различие вещественно-субстратных предметов и сознания, во-вторых, очевидно также и то, что весь материальный мир разнообразен.
Так много ли субстанций (и не сводимы ли они к двум - к материи и духовной субстанции) или в основе всего многообразия - только одна субстанция? Эта проблема возникла еще в античности, и через всю историю человеческой культуры она прошла как “проблема единства мира”. В Древней Греции, как мы видели, Гераклит объяснял многообразие мира, в том числе души, разными модификациями огня; душа, как другие системы, вовлечена в космический круговорот, "сухая душа” ближе стоит к огню, чем “влажная”, являющаяся субстратом ощущений. По существу из единого начала - атомов - пытался объяснять многообразие мира, а также различные состояния сознания Демокрит. Некоторые философы, правда, полагают, что Демокрит признавал вторую субстанцию - пустоту, но это было, если быть более корректным, вовсе не субстанция, поскольку не являлась источником многообразия предметного мира. У него пустота - лишь условие проявления единой субстанции. Совсем другую картину нам дает Эмпедокл, у которого в самом (основании мира положены четыре “равных” по своей мощи субстанции — вода. воздух, огонь и земля; они заполняют все пространство, находятся в движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединись. Все вещи как бы складываются из этих четырех “корней” (субстанций) вроде того, как стена сложена из кирпичей, камней, скрепляющей их массы. Каждый из своеобразных предметов и сложен своеобразно: кость, например, составлена из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня.
Таким образом, в античной философии уже сложились противоположные направления: монизм (от “monos” - один), считающий, что все многообразие предметов и явлений образуется из одной, единственной субстанции, и плюрализм (от лат “pluralis” - множественный), признающий несколько или множество субстанций, создающих все многообразие мира. Существует разновидность плюрализма - дуализм; он наиболее ярко представлен в философии Декарта. У него два исходных начала всех предметов и явлений - материальное в идеальное; в человеке связаны между собой безжизненный телесный механизм с водящей и мыслящей душой посредством так называемой пташковидной железы.
Монизм и плюрализм подразделяются на идеалистическую и материалистическую разновидность. В немецкой классической философии, например, идеалистический монизм представлен прежде всего Гегелем, а материалистический монизм - Фейербахом. Наиболее видным идеалистом-плюралистом Нового времени был Лейбниц. Его не удовлетворяла материя как пассивная субстанция, и он признал существование монад - множества духовных субстанций, образующих столь разнообразят чувственно-предметный мир (физический космос).
Наиболее обоснованным является материалистический монизм. Его основное положение: мир един по своей материальности. Данное положение конкретизируется в нескольких других. Первое: мир един, поскольку он субстанциален. Все, что существует, есть субстанция или ее свойства. Субстанция атрибутивна. Одним из атрибутов материи как субстанции является отражение, существующее на любом из ее структурных уровней. Отражению свойственно усложнение форм. Наивысшей из известных на сегодня науке форм оказывается индивидуальное сознание. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из ее важнейших свойств. Субстанциальный характер сознания “снимает” абсолютную противоположность материн и сознания, но заключает в себе относительное их различие (в пределах ежиной субстанции). Второе: мир един по своей физической структуре. Наука установила, что на Солнце, на других звездах Вселенной существуют в основном те же самые химические элементы, физические вещества и поля, что и на. Земле. Постепенное, но неуклонное продвижение науки в глубины микро- и мегамира подтверждает, что везде имеются один и те же физические виды реальности - вещество, поле; наука уже изучает новый вид - антивещество и подошла к описанию антиполей. Интересными в перспективе для деятельности жизни человека представляются работы биофизиков, биохимиков и психологов над пси-полями, что позволит, возможно, прийти к установлению более тесной связи индивидуального сознания с миром в целом, В представление о вещественно-субстратном единстве мира входит также рассмотрение всего этого мира как целостности. Вселенная - это cистема бесконечного множества иерархически соподчиненных систем, а она сама - тоже система, но особого рода: она, в отличие от конкретных систем, бесконечна в пространстве и во времени, она не закрыт, а открытая система. Системность материи означает взаимосвязь конкретных систем: не связь любой из них с любой другой системой (что ограничено предельной скоростью распространения света), а в конечном лишь счете всеобщую взаимосвязь. Третье: мир един по внутренним отношениям между явлениями. В основе любых связей - функциональных, самоорганизующихся, целевых и прочих - всегда находится причинность. Отношение причинения - это такая связь между явлениями, при котором одно явление при наличии определенных условий вызывает к жизни другое явление (следствие). Признаки причинной связи: временная последовательность, необратимость, однозначность, порождаемость. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию. Хотя качество следствия оказывается при этом неравным качеству причины, между ними имеется неразрывная связь. Комплексы причинно-следственных связей создают цепи причинения (в том числе вероятностные, двулинейные с обратной связью). Беспричинных явлений в природе не существует. Четверток мир един по своим законам. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. В одних своих аспектах он един по своим физическим законам, в других единство обеспечивается химическими, биологическими законами, а в целом его единство, к тому же в связи с мышлением, сознанием, обеспечивается действием всеобщих законов диалектики. Единство мира по его законам раскрывает нам помологическое (“nomos" - закон) единство мира. Пятое: мир един по своему происхождению. Свою “начальную точку” имеют галактики, наша Солнечная система, человек и другие материальные и духовные явления. Все многообразие человеческих этносов, рас, индивидов имеет единый “корень” - становление Солнечной системы, и в этом смысле (если брать космогоническую гипотезу о ее происхождении из раскаленной газопылевой туманности) огонь, действительно, предшественник и основа всех людей. Итак, мир не плюралистичен в философском смысле слова; он монистичен, и этот монизм есть единство субстанциальное, вещественно-субстратное, каузальное, помологическое и генетическое.
Глава 2. ПОЗНАНИЕ
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в уфологическом и религиозных объяснениях природы. Однако начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения. Размышления над этим вопросом вовлекли в свою орбиту и обыденное, и художественное, и иные виды знания.
Следствием такого процесса было то, что в самом мировоззрении, в его структуре стал формироваться новый раздел, в котором рассматривались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и прежде всего средства научного познания. Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания.
Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 1228;