Значение и сфера применения Венской Конвенции 1980
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи» от 11 апреля 1980 г., заключенная в г. Вене, принималась в целях урегулирования экспортно-импортных операций с материальными ценностями, которые составляют основную массу международного коммерческого оборота, поэтому ее положения не являются универсальными, а сфера действия не является безграничной.
Венская конвенция не применяется к отношениям по продаже товаров с аукциона, продаже товаров в порядке исполнительного производства или продаже в ином порядке в силу закона. Кроме того, Венская конвенция не применяется по общему правилу к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования (подпункт «а» ст. 2 Конвенции).
Тем самым договор международной купли-продажи по Венской конвенции приобретает черты, характерные для договора поставки по российскому гражданскому праву, поскольку согласно ст. 506 ГК РФ, предметом договора поставки могут быть товары, предназначенные ... «для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием». Но если поставщиком по российскому договору поставки может быть только лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, то Венская конвенция не устанавливает аналогичного ограничения, поэтому продавцом в договоре международной купли-продажи могут быть и такие лица – граждане, организации, – которые не осуществляют предпринимательской деятельности.
На недопущение необоснованного ограничения сферы применения Венской конвенции направлено и исключение из вышеприведенного правила подпункта «а» ст. 2 Конвенции: если продавец в любое время до заключения договора или даже в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товар приобретается для личного, семейного или домашнего использования, то заключенный договор подпадает под действие Венской конвенции.
При определении сферы действия Конвенции в ст. 2 нет оговорки относительно товарообменных (бартерных) операций, тем не менее, специалисты по Венской конвенции приходят к выводу о том, что «она не применяется к договору мены».
Как установлено в п. 2 ст. 3 Конвенции, она «не применяется к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товары, заключаются в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг». Отсюда следует, что Венская конвенция не применяется не только к подрядным договорам и договорам возмездного оказания услуг, но и к тем смешанным договорам, в которых элементы договорных обязательств по выполнению работ или оказанию услуг превалируют над обязанностями по передаче и оплате товара.
Если же предметом договора является поставка товаров, которых нет в наличии на момент заключения договора, которые еще только подлежат изготовлению или производству, такой договор признается договором купли-продажи и подпадает под действие Венской конвенции за исключением тех случаев, когда покупатель-заказчик берет на себя по договору обязательства поставить продавцу-подрядчику «существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров» (п. 1 ст. 3 Конвенции), то есть договор изготовления продукции из давальческого сырья, так называемый международный толлинг, не подпадает под действие Венской конвенции.
В Конвенции закреплены положения, устанавливающие ее соотношение с нормами национального права. В частности, согласно ст. 5 Конвенции, она «не применяется в отношении ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица». К этим отношениям применяются нормы национального права; если в данном конкретном случае применимым правом будет являться российское право, то вопрос об ответственности продавца будет решаться на основании ст. 1095 – 1098 ГК РФ.
Предмет регулирования обозначен в ст. 4 Венской конвенции – ее нормы ориентированы преимущественно на заключение договора купли-продажи и те права и обязанности сторон, которые возникают из договора. Вопросы, которые не входят в обозначенный таким образом предмет регулирования, подпадают под действие Конвенции только в случаях, прямо предусмотренных в Конвенции. В частности, как установлено в ст. 4 Конвенции, «поскольку иное прямо не предусмотрено в Конвенции, она не касается:
- действительности самого договора или каких-либо из его положений или любого обычая;
- последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар».
Из этих положений следует, что если, например, возникает вопрос о действительности договора международной купли-продажи полностью или в части, то на основании коллизионных норм должно определяться применимое право, а затем только на основе норм национального права должен решаться вопрос о действительности или недействительности договора.
Важнейшим принципом действия Венской конвенции является принцип добровольности ее применения участниками международных экономических отношений. Этот принцип провозглашен в ст. 6 Конвенции, которая гласит: «стороны могут исключить применение настоящей Конвенции либо, при условии соблюдения статьи 12, отступить от любого из ее положений или изменить его действие». Единственное исключение из принципа добровольности относится к правилу ст. 12 Конвенции, согласно которому стороны не вправе изменить оговорку относительно обязательности письменной формы договора купли-продажи, сделанную государством, в котором хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие, при присоединении к Венской конвенции.
Других исключений из принципа добровольности Венская конвенция не предусматривает. Такой подход представляется достаточно гибким, он позволяет участникам экспортно-импортных операций определять то применимое право, которое с их точки зрения наиболее адекватно соответствует особенностям их взаимоотношений. Например, исключив применение отдельных положений Венской конвенции, стороны могут заменить их нормами национального права, положениями lex mercatoria, обычаями делового оборота либо могут урегулировать соответствующие вопросы самостоятельно путем внесения согласованных ими условий в содержание договора.
Из содержания ст. 6 Венской конвенции вытекает презумпция о ее применении к отдельным конкретным договорам международной купли-продажи: конвенция не подлежит применению полностью или в соответствующей части только тогда, когда сторонами договора прямо и недвусмысленно заявлено об этом. Если подобной оговорки не сделано, Венская конвенция применяется к договорам международной купли-продажи между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, являющихся участниками Конвенции (договаривающимися государствами). Если же участником Конвенции является государство лишь одной из сторон договора, договор подпадает под действие Венской конвенции в случае, «когда согласно нормам международного частного права, применимо право договаривающегося государства» («b» п. 1 ст. 1 конвенции). В этом случае Венская конвенция и будет являться применимым правом.
Если же для заключаемого договора Венская конвенция не может быть применимым правом в силу закона, стороны вправе применить Венскую конвенцию в целом или отдельные ее фрагменты, предусмотрев это в контракте. В таких случаях Венская конвенция выполняет роль не нормативного акта, а источника, имеющего рекомендательный характер, как и другие источники, относящиеся к lex mercatoria или субправу (стандартные контракты, примерные условия и т. д.). И в этом аспекте Венская конвенция имеет большое практическое значение, поскольку далеко не все государства являются ее участниками и для резидентов таких государств ее применение зависит от их воли – от признания ими надежности и эффективности регулятивного действия положений Венской конвенции.
При рассмотрении споров, вытекающих из договоров международной купли-продажи, международные коммерческие арбитражи, прежде всего, устанавливают применимость Венской конвенции к спорным правоотношениям; во многих случаях Венская конвенция является основным источником права, посредством которого и разрешаются конкретные споры, нормы же других источников применятся относительно положений Венской конвенции субсидиарно.
Стороны договора международной купли-продажи стремятся во избежание различных двусмысленных толкований как можно подробнее оговорить свои отношения в договоре. В связи с этим возникает потребность в создании унифицированных норм, регулирующих международную куплю-продажу. Наиболее важным результатом в этой области является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. и получившая широкую известность как Венская конвенция 1980 г.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 6923;