Схема 4. Строение материальной культуры

Особенно выпукло связь культуры и общества выявляется в способах разрешения

противоречий, коими чревата вся история человечества, начиная с межплеменных

конфликтов и кончая межгосударственными и межклассовыми — речь идет о войнах и бунтах,

восстаниях, революциях, представляющих собой формы гражданской войны. Данный способ

разрешения социальных противоречий — силовой, влекущий за собой подчинение или

физическое уничтожение победителем побежденного, унаследован людьми от их животных

предков, ибо он является законом жизни природы (убийство и поедание жертв в межвидовых

отношениях и подчинение вожаком соперников в отношениях внутривидовых; отсюда

узаконенное наукой применение К. Лоренцем самого понятия «агрессия» в анализе

биологической формы бытия). Однако человек не только унаследовал применение физической

силы для организации своего общественного бытия, но поставил ей на службу свое великое

изобретение — культуру, — благодаря превращению орудий труда в оружие, изобретению все

более эффективных форм ведения военных действий, обучению им в специальных учебных

заведениях, выработке определенных правил ведения войны, обращения с пленными, запрета

на применение определенных видов оружия, наконец, превращению военной службы и

революционной деятельности в профессии, наряду со всеми другими, и, следовательно,

формированию в обществе соответствующей субкультуры. В то же время, параллельно с этими

силовыми методами разрешения социальных противоречий культура подарила человечеству

другой, ненасильственный и бескровный, способ решения этой задачи — дипломатический и

политический, то есть неизвестный животному миру, а значит, собственно культурный способ

— переговоры представителей правительств и внутригосударственные парламентские дебаты и

партийные дискуссии в прессе, в книжных изданиях, и в средствах массовой информации;

общее определение этого альтернативного насилию, чисто культурного и истинно культурного

способа — ибо культура перестает здесь обслуживать чужеродный ей, биологический, «язык»

силы — диалог.

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 29

К его анализу я буду не раз возвращаться при рассмотрении перехода от исторически

первоначальных способов общественного самоуправления, основанных на насилии,

монархического, императорского, диктаторски-тоталитаристского — к собственно-

культурным, демократическим — через парламентское ограничение царистского самовластья

к республиканскому народовластью — как культурно

значимым и самим по себе, и по их влиянию на все другие сферы культуры, а пока

ограничусь этим обоснованием необходимости включения в проблемное поле историко-

культурного исследования политической культуры, и не только в ее идеологическом

проявлении, но и — и прежде всего! — в ее практически-организационных формах.

Точно так же духовная культура далеко не однородна по своему субстрату — ее

содержание определяется строением духовной деятельности человека, которая, как показал ее

системный анализ, охватывает три способа освоения субъектом объективной реальности,

необходимые и достаточные для обеспечения его, человека, подлинно и полноценно

человеческого бытия, — познание, ценностное осмысление и идеальное преобразование

реальности (проектирование желаемого) и межсубъектное духовное взаимодействие людей

— их общение (см. схему 5).








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 482;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.