IV. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Комплексы ОРУ строятся по определенной схеме:
1. Комплекс начинается с упражнений на осанку (на потягивание).
2. Затем идут упражнения для рук и плечевого пояса.
3. Затем идут упражнения для туловища.
4. Затем идут упражнения для ног и тазового пояса.
5. Упражнения общего воздействия (на все группы мышц).
6. Прыжки.
7. Упражнения умеренной интенсивности (на дыхание).
Методические правила проведения ОРУ:
1. Предыдущее упражнение должно готовить к последующему упражнению.
2. Упражнения на силу предшествуют упражнению на гибкость.
3. Темп, амплитуда, сложность должны возрастать постепенно от первого к последнему упражнению.
4. Нагрузочные упражнения чередуются с упражнениями на расслабление.
5. Дозировка должна быть не менее 4-6 повторений.
Нагрузку в комплексе можно регулировать различными способами:
1. Количеством упражнений в комплексе.
2. Скоростью выполнения упражнений.
3. Способом выполнения упражнений.
4. Сложностью исходных и промежуточных положений.
5. Количеством повторений каждого упражнения.
6. Уменьшением интервалов отдыха между упражнениями и т.д.
Дозировать упражнения необходимо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых на каждом конкретном занятии.
Основные формы записи гимнастических упражнений:
1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.
2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии.
3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например: дв. — движение, эл. — элемент, соед. — соединение, об. — обозначить, д. — держать, в/ж — верхняя жердь, упр. — упражнение, а также гимн. — гимнастика, акроб. — акробатика.
4. Графическая запись (изображение) может иметь
самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется:
а) линейная запись – наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. а),
б) полуконтурная – предполагает более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук, и часто используется для иллюстрации печатных изданий – учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п. (рис. б)
в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев, такая запись требует определенных навыков рисования (рис. в).
Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике.
5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике (см. таблицу).
Форма записи ОРУ
№ п/п | Содержание упражнений | Дози-ровка | Графическая запись | ОМУ |
I. II. | И.п. – о.с. 1 – руки в стороны 2 – руки вверх 3 – руки вперед 4 – и.п. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны 2 – и.п. 3 – наклон влево, правую руку вверх 4 – и.п. 5-8 – тоже, что 1-4 – вправо | 4–6 р. 2-4 р. | и.п. 1 2 3 4 и.п. 1 2 3 4 | Указать на предполагаемые ошибки: держать осанку, руки прямые, смотреть на руки, ладони внутрь… Наклоны ниже, прогнуться в спине, руки назад не отводить, ладони в пол и т.п.: выпады глубже, махи выше и др. |
При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется римской цифрой. В этой же строке записывается И.п., а с каждой новой строчки – счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия со строчной буквы после тире.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 7085;