Этика русской религиозной философии
Этика русской религиозной философии XIX в. она находит отражение в работах таких русских писателей и философов, как: Николай Федорович Федоров (1829–1903) – русский религиозный философ, деятель библиотековедения, педагог; Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – русский религиозный философ;Николай Александрович Бердяев (1874–1943) – русский религиозный философ; Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – русский писатель и философ; Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель и мыслитель, публицист и др.
От Владимира Соловьева и Николая Федорова можно вести отсчет русского философско-религиозного ренессанса. Можно сказать, что это явление не только российского, но и мирового порядка, поскольку в среде философов круга Соловьева(Е. Н. Трубецкой, С. Н. Трубецкой, Н. Н. Розанов и др.) и впоследствии – русского Зарубежья (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Зеньковский, Л. П. Карсавин,
И. А. Ильин, Н. О. Лосский и др.) были созданы философско-педагогические произведения, которые вошли в золотой фонд общечеловеческих ценностей25.
Этическое учение В. С. Соловьева современники считали «первым опытом систематического и совершенно самостоятельного рассмотрения основных начал нравственной философии», «единственной законченной системой этики на русском языке»26.
Самыми главными работами Соловьева с философско-этической проблематикой можно считать «Философские начала цельного знания», «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра. Нравственная философия» и др.
Владимир Соловьев считал, что у этики есть свой специфический предмет исследования – «идея добра» в непосредственной связи с нравственным смыслом жизни. Он считает, что совершенство выражается в трех видах: первый – в Боге; второй – в действительном сознании; третий – в историческом процессе совершенствования 27.
В конце XIX в. Соловьев, исследуя духовно-нравственную природу человека, устанавливает основы нравственной жизни, три основы морали (три первичных атрибута человеческой природы):
– стыд (стыдиться животных черт в себе), который относится к основным нравственным чувствам;
– жалость (быть солидарным со всем живым) – находится в природе самого человека;
– благоговение (ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенство), которое также относится к первичным нравственным чувствам.
В этом тройном отношении к окружающим и к себе самому – основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Все прочие явления нравственной жизни могут представлять собой видоизменения этих трех основ или результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека28.
По мнению Н. А. Бердяева, творчество, свобода и любовь являются достоянием каждого человека, а не уделом избранных мудрецов. Развивая тему свободы и любви, философ выходит на понимание первоочередности роли творчества в деле самосозидания духовной личности. Проблеме самосозидания духовного человека Бердяев посвятил книгу, изданную уже после смерти философа в 1949 г., которая так и называется – «Самосозидание».
Источник развития человека, по мнению Бердяева, находится
в таких «дарах свободы», как: опыт свободы выбора между добром и злом; опыт творчества, воссоздание творческих актов по образу и подобию сотворения мира Богом; ответственность за свое духовное восхождение.
Главная заслуга русских религиозных философов состояла в том, что они осуществили возрождение святоотеческих идей восточно-европейского средневековья, а затем совершили поворот философской мысли в сторону исследования проблем духовно-нравственного совершенствования целостной личности, что, безусловно, являлось важным не только для русского народа, но и для всего человечества.
Этика марксизма
Рассматривая этические концепции XIX в., невозможно не упомянуть этические взгляды таких немецких философов, как Карл Маркс(1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях, и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов.
Маркс, Энгельс, а также их последователи объявили современное им общество несправедливым и эксплуататорским. Причина данной ситуации – свободное предпринимательство и частная собственность на средства производства. Исходя из данного положения, ими обосновывается перспектива морального преобразования общества – коммунизма, понимаемого как практический гуманизм.Коммунизм – это высшая общечеловеческая ценность и цель всего человечества,интересы которого приоритетны, а человек рассматривается как средство достижения поставленной цели. К. Маркс и Ф. Энгельс критикуют индивидуализм морального сознания. Революционное действие «упраздняет» мораль, делает ее излишней.Основная цель морали – это классовая борьба пролетариата. Эта тенденция в дальнейшем развивалась в работах выдающегося политического и общественного деятеля, теоретика марксизма –
В. И. Ленина. В дальнейшем в советском обществе формируется авторитарная коллективная этика,в которой общество напрямую отождествляется с государством, а личность призвана безоговорочно служить и подчиняться ему, отдавая себя полностью, не щадя своей жизни.
Этика «философии жизни»
Философия жизни – одно из ведущих течений европейской философии XIX – н. XX вв. «Центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся от «материи» и от «духа»»29.
Основными представителями этого философского направления являются: Артур Шопенгауэр (1788–1860);Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900); Анри Бергсон (1859–1941).
Начало новому типу философствования положил А. Шопенгауэр. Критикуя моральные принципы индивидуализма, он в качестве основополагающего выдвигает понятие «воля к жизни»30,присущее всему живому.
Мыслитель считал, что зло неискоренимо, «человек должен быть дьяволом для другого» по своей сущности, что и заставляет людей вредить друг другу, воевать и эксплуатировать друг друга. Эта проблема в философии решается только частично, путем подавления индивидуальной воли через отвлеченное эстетическое созерцание воли к жизни как таковой в мировом масштабе.
Для Ф. Ницше,так как он являлся сторонником сильных личностей, в основе всего находится не «воля к жизни» (как у Шопенгауэра), а «воля к власти».
В учении Ницше происходит переоценка всех существующих идеалов и традиционных моральных ценностей Запада. Он критикует мораль и утверждает, что в сердце современного человека «Бог умер». Он развивает учение о «воле к власти», возвышающей «сильную личность» над толпой. В философии Ницше ставится задача переоценки всех ценностей,суть которой сводится к тому, чтобы не сужать и ограничивать ценностные притязания, а напротив, максимально расширять их. В конечном итоге провозглашает приход «сверхчеловека», возвышающегося над любыми предрассудками, стоящего «по ту сторону добра и зла»,носителя свободной творческой морали будущего.
Основные идеи этики Ницше – оправдание преступления, права сильного, отождествление гения и злодейства, отрицание христианства (так как христианство вреднее всякого порока, потому что призывает к деятельному состраданию ко всем неудачникам и слабым, тем самым внося порчу в самый разум духовно-сильных натур). В соответствии с его учением слабые и неудачники должны погибнуть.
В мире должна царствовать мораль господ, т. е. людей сильных, злых, гениально-преступных.
Французский философ А. Бергсонпонимал жизнь в космологическом плане. В основе всего он видел творческий порыв, развертывание жизненного процесса, поток непрерывных качественных изменений и творений.
В своей работе Бергсон «Два источника морали и религии» разрабатывает учение о двух типах общества или двух типах культуры: закрытых и открытых. Закрытые общества трактуются им как тупиковые в эволюционном процессе, открытые – как постоянно развивающиеся. Бергсон полагает, что мораль и религия в закрытом обществе являются безличными, а в открытом – имеются отдельные люди, например, такие как древнегреческие мудрецы, пророки Израиля, христианские мистики31.
Этико-философские идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую и особенно французскую философию первой половины XX века.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 2115;