Этика Новейшего времени
Следует отметить, что те тенденции, которые сложились в этике XIX в., сохраняются и в этике XX в., а именно:
1. Продолжается этический поиск в рамках научно-рационалистического направления: позитивизмипрагматизм.
2. Возникают новые иррационалистические этико-философские системы:психоанализ, экзистенциализм, персонализм.
Возникают неорелигиозные этические системы:неотомизминеопротестантизм.
Научно-рационалистическое направлениеразвивается на основе аналитической философиипозитивизма,которая отдает приоритет строгому – позитивному– естественно-научному знанию и стремится вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, в том числе и этику. Представителями этого направления являются: Бертан Рассел (1872–1970), Рудольф Карнап (1891–1970),Джорж Эдвард Мур (1873–1958), Стивен Эделстон Тулмин (1922–1998)32.
Другая попытка интерпретации морали в рамках рационалистического подхода – этика прагматизма(Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914), Уильям Джемс (1842–1910), Джон Дью (1859–1952), возникает в США в конце XIX в. Она критикует мораль за абсолютизацию моральных ценностей. Прагматизм придает моральным понятиям ситуационный характер. При этом мораль интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворенности жизнью33.
Иррационалистические этико-философские системыпытаются решить нравственные проблемы современности, обращаясь к новым теориям: неофрейдизму, экзистенциализму, персонализму.
Неофрейдистская этиказа основу берет теорию психоанализа
З. Фрейда. Представители неофрейдизма: Карл Густав Юнг (1875–1961), Вильгельм Райх (1897–1957), Эрих Фромм (1900–1980),частично отходят от узкого толкования нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуальности. Неофрейдисты вводят понятие «коллективного бессознательного»,обусловленного социальными факторами.
Экзистенциализм (от слова «экзистенция», что значит существование) получил свое развитие в трудахМартина Хайдеггера (1889–1976) – немецкого философа, основателя экзистенционализма, а также Карла Ясперса (1883–1969) – немецкого философа, Альбера Камю (1913–1960) и Жана-Поля Сартра (1905–1980) – французских философов. Их этические позиции не всегда совпадали. Сартр пытался определить и дать обоснование «конкретной морали», которая бы перешла от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования.
Персонализм получил свое развитие в трудах французских философов Эммануэля Мунье (1905–1950), Жана Лакруа (1900–1986), Поля Рикера (1913–2005).Центральным понятием этики является понятиеличности.Личность – духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присоединению к ценностям, свободно принятым, преобразованным и переживаемым через постоянное творческое самосовершенствование. Основное моральное качество личности – свобода выбора.
Неорелигиозные этические системы.Данные системы решают традиционные религиозные и моральные проблемы с учетом современных тенденций.
Неотомизм(Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884–1978))переосмысливает на основе новейших тенденций томизм– наследие Фомы Аквинского. В неотомизме научно-рационалистическое миропонимание соединяется с религиозно-мистическим подходом.Основной призыв – восстановить утраченное единство науки и религии, гарантией которого является Бог.
Неопротестантизм (Карл Барт (1886–1968), Пауль Тиллих (1886–1965)).Выход из ситуации отчуждения современного человека от Бога – в индивидуальной вере, в подражании Иисусу Христу как жизненной модели. Критерий морали должен переместиться внутрь сознания субъекта,стать эквивалентом его совести34.
Мы видим, что проблемы морали, нравственности, духовности, самосозидания человека волновали ученые умы на протяжении многих тысячелетий. Всей полноты этих проблем нам не осветить в небольшом разделе нашего учебного пособия. Ее решению посвящали свои творения такие гении этико-философской мысли, как Конфуций, Сократ, Августин Аврелий, Лоренцо Вала, Рене Декарт, Джон Локк, Карл Маркс, Иммануил Кант, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и многие, многие другие. И нельзя сказать, что ими эта проблема разрешена. Эти проблемы были обстоятельно поставлены и тонко исследованы с самых неожиданных для нас сторон.
Итак, подведя итог рассмотрению вопроса истории развития этики, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, этика как часть философии начинается с решения вечных проблем, а именно: откуда человек приходит в мир, в чем состоит смысл его существования, что с ним будет после смерти (это характерно для этики Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции).
Во-вторых, христианская этика становится резкой противоположностью этики античности. Этика периода Средних веков становится религиозной. Реальностью, определяющей все сущее в мире, в религиозной этике является не природа, космос (как в античной этике), а сверхъестественное начало – Бог.
В-третьих, этика эпохи Возрождения базируется на принципах гуманизма, т. е. философами того времени ставится акцент на безграничные возможности человека, так как именно он, по их мнению, становится центром всей Вселенной, а основное предназначение человека виделось им в познании и преобразовании мира.
В-четвертых, в Новое время происходит переориентация ценностей с религиозных на земные, человеческие. Главной задачей мыслителей этого периода становится желание опустить нравственность на землю и связать ее с условиями реальной жизни.
В-пятых, в XX веке в лице новых направлений этика усомнилась в доводах разума. Примером тому послужило возникновение в европейской философии таких направлений, как скептицизм и пессимизм. Завершился еще один этап развития этики, основанный на научности, следующий после антично-христианского. Окончание этого этапа совпало с мировыми войнами, разгулом тоталитаризма и экологическим кризисом.
Тема 2.Возникновение и развитие морали, ее структура и функции.
Мораль и право
План
1.Мораль: понятие, структура, функции.
2. Историческое развитие морали.
3. Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие
1. Мораль: понятие, структура, функции
Мораль(от лат.moralitas, от moralis)–это совокупность норм или принципов поведения людей по отношению друг к другу, к окружающим, обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями1. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним2. Она выступает как единство морального сознания, моральных отношений и морального поведения и выражает идеальный образец должного.
Термин «мораль» употребляется и для характеристики форм поведения, которые считаются правильными или неправильными; правил и стандартов, которыми руководствуются люди при осуществлении какой-либо деятельности; ценностей, которые могут реализоваться в определенных формах поведения3.
Интерес представляет структура морали с точки зрения степени сложности регулятивного воздействия. Здесь необходимо выделить:
– Нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например в виде Десяти библейских заповедей4и т. п.).Иными словами, это правила поведения,которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями5. В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе. Нравственная норма в основном рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкцияподкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций).
–Нравственные качества(добродетели) человека.Иными словами,это черта характера и то, каким человек должен быть.Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи. Отношение к труду – один из важнейших источников таких нравственных качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Коллективизм влечет за собой товарищество, взаимную поддержку и помощь.
–Нравственные принципы– это более обобщенное выражение нравственного совершенствования, относящееся не к отдельным ситуациям и поступкам, а к самой направленности деятельности человека, его жизненной ориентации6.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как:
• гуманизм – признание человека высшей ценностью;
• альтруизм – бескорыстное служение ближнему;
• милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
• коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;
• отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемыеформальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательностьи противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
–Нравственные идеалы(цель развития личности). Иными словами, они объединяют моральные нормы и придают им смысл, как и принципам и качествам личности на основе высокой цели, которой они должны служить7. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания.
–Моральные ценности(добро, благо, справедливость, долг, достоинство, честь, счастье, свобода и т. п.). Иными словами, это значимость объекта окружающего мира для человека, группы, общества в целом8.Моральные ценности играют роль высшего морального эталона человеческого поведения и во многом определяют последнее. Помимо этого они служат основными категориями этики и составляют основу «морального языка», отражающего в абстрактной форме все многообразие нравственного в мире человека. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. Значение этических ценностей раскрывается у человека благодаря воспитанию.
Будучи явлением социальной и духовной жизни, нравственность выполняет ряд важных функций.
Во-первых, это регулятивнаяфункция. Нравственность регулирует поведение людей и общества в целом посредством общих идеалов, принципов поведения и т. д.
Во-вторых, это познавательнаяфункция. Мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять поведением, чувствами и т. д.
В-третьих, это воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям.
В-четвертых, это оценочная, или ценностно-ориентирующая функция.Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).
В-пятых, это гуманизирующая функция, т. е. приподнимающая человека над обыденностью, раскрывающая ему подлинный смысл жизни.
Что же касается представителей юридических профессий, то для них первостепенный интерес представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
Все функции морали взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, обеспечивая тем самым единство и согласованность общества, а также развитие и совершенствование личности.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 5336;