Историческое развитие морали9

Мораль одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом.
С глубокой древности и до наших дней для развития морали характерны специфические особенности, зависящие от социокультурных условий.

Выделяют следующие этапы развития морали

1. Нравы архаичного периода.
2. Мораль античности.
3. Нравы феодального общества.
4. Мораль Возрождения и протестантизма.
5. Мораль в Новое и Новейшее время.

Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль.
Следующий шаг на этапе предморали– появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении – «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».

С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:

Первая группа: Носила запретительный характер. Регулировала поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. От этой формы до нас дошли только фольклорные произведения (например, народные песни севера). За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Так как люди обладали неразвитым мышлением и языком, и оценить сложное абстрактное наказание совестью не могли – на помощь стали призываться высшие силы природы (молния, гром, засуха и т. д.). Так началось сращивание морали и религии, и далее они врозь не развивались. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.

Вторая группа: Регулировала семейно-брачные отношения.Здесь появляются нормы разрешительного плана.

Третья группа: Регулирование отношений между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т. д.).

Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность.

3. Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие

Соотношение морали и права является одной из актуальных и широко обсуждаемых в настоящее время проблем.
Несомненно, праву и морали принадлежит особое место в формировании духовного мира личности, они являются важнейшими социальными регуляторами, которые включены в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и тем самым на преобразование сознания личности.
Правоэто совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе и выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий10. Отсюда следует, что право – это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое, так как правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий, например, таких как: гуманизм, справедливость, совесть, честь, ответственность, справедливость и др.
Мораль– это система этических ценностей, которые признаются человеком.
Итак, что же объединяет мораль и право? В контексте общего (общих признаков и свойств) право и мораль:
Во-первых, имеют общие социальные и экономические основания своего появления и функционирования,основными из которых, прежде всего, являются материальные условия развития государства и общества.
Во-вторых, перед моралью и правом стоит одна и та же задача – восстановить порядок совместной жизни, обеспечить стабильность
в государстве и обществе11
.
В-третьих, мораль и право выполняют единую социальную функциюрегулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие в себя:
– общественное сознание (моральное и правовое);
– общественные отношения (нравственные и правовые);
– общественно значимую деятельность;
– нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
В-четвертых,общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности.
В-пятых, являются ценностными формами (индивидуального и общественного) сознания, объективно проявляющими себя в аксиологических оценках практических общественных отношений, субъектами которых выступают индивиды, общности.
В-шестых, имеют нормативное содержание, выступая в качестве общеобязательного правила поведения (обращенного в будущее, одновременно этического и правового требования должного поведения) в обществе.
В-седьмых,служат реальными регуляторами складывающихся общественных отношений.
В-восьмых, являются средством поддержания определенного строя общественных отношений(правового и общественного порядка, стабильности в государстве и обществе), средством согласования (снятия) индивидуальных и общественных противоречий (индивидуальных и общественных интересов).
В-девятых,являются разновидностью устойчивого, повторяющегося (социального) общения в достаточно длительных временных (исторических) рамках.
В-десятых, в качестве (обязательного) элемента своего содержания обеспечены принуждением. И если в праве принуждение является неотъемлемым признаком (свойства) права как регулятора, то в сфере моральной саморегуляции и практических нравственных отношений принуждение носит как бы идеальный характер12.
И последнее – и право, и мораль являются социальными понятиями, так как мораль, как и право, объективно отражает интересы определенного класса (общности, социальной группы).
Между тем, при некоторой однотипности морали и права в определенном обществе, между этими социальными регуляторами существуют важные различия.

Право и мораль различаются:
1) по объекту регулирования;
2) по способу регулирования;
3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).
Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом моральногорегулирования являются:общественно значимое поведение, личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).
Способ правового регулированияправовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм.Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.
Соблюдение правовых нормобеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции.В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.
Различия между моралью и правомспециалисты в области этики юриспруденции объясняют рядом факторов. Они заключены в следующем.
1. Право имеет дело с единичным человеком. Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами.
2. Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. Право, напротив, формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображения реальной достижимости необходимого общественного порядка.
3. Мораль неотделима от целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта и поступка. Право же исходит из соображения о типичном и стандартном в действительной социальной жизни. Юридическая ответственность в отличие от моральной конкретно определена, зафиксирована в законодательстве в виде санкций. Моральные санкцииформально не зафиксированы, они выражены в моральных принципах, поэтому менее определенны, чем правовые.
4. Мораль в отличие от права носит ненасильственный характер и исключает прямое принуждение, исходит из добровольности.
5. Специфика права определяется его связью с государством. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и официально закрепляются в виде четких нормативных актов, то моральные нормы исходят непосредственно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного социального опыта.
6. Правовые нормы направлены на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения). Нравственность пронизывает все стороны отношений между людьми. Нравственные нормы многообразны, более гибки, четко реагируют на развитие различных сторон общественной жизни13.
7. Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках, а моральное регулирование отношений не ограничено во времени. Моральному одобрению или осуждению подвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад.
8. В центре внимания морали – долг человека перед самим собой, перед своими идеями, религией, ближними, т. е. мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества и т. п.
Итак, несмотря на существование определенных различий, мораль и право теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Если в обществе происходит деградация нравственности, то право обесценивается. Подлинно эффективным может стать то право, которое опирается на нормы общественной морали и соответствует нравственным представлениям общества.


 

Тема 3.Основные категории этики

План


1. Категории этики: их генезис и специфика.
2. Долг и совесть.
3.Честь и достоинство.
4. Справедливость.

1. Категории этики: их генезис и специфика

Категориями(от греч.kategorein– суждение, определение, высказывание) называются основные понятия морального сознания, с помощью которого люди ориентируются в жизни, оценивают человеческое поведение и поступки с точки зрения их классификации как нравственных и безнравственных.
Этические категории (они же категории морального сознания) отличаются от категорий других наук рядом особенностей:
– во-первых,категории этики отражают многогранные связи людей, возникшие в обществе в системе общественных отношений;
– во-вторых, с помощью этических категорий дается положительная или отрицательная оценка поведения людей;
– в-третьих, категории этики имеют значение нормы, побуждая каждого к определенным действиям, которые одобряются общественным мнением.
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; долг и совесть; здравый смысл; честь и достоинствои др.
Имеются основания полагать, что к числу важнейших компонентов профессионального и нравственного сознания юристов, определяющих их способность успешно выполнять профессиональный долг, в соответствии с требованиями закона и юридической этики, относятся такие категории, как: долг и совесть, честь и достоинство, справедливость.

2. Долг и совесть


Долг– это нравственная обязанность человека, выполняемая не только под воздействием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Он представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг становится нравственным феноменом лишь тогда, когда выполняется добровольно. Поэтому долг не только не отрицает свободы человека, но и предполагает ее.


Долг перед Родиной

Как категория этики долг означает отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг может бытьсоциальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.
Долг может бытьличным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может и не имеет права мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть– это один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. В академическом словаре русского языка дается такое определение совести: «Совесть – внутренняя оценка своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение»1. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаем и переживаем их несоответствие требованиям долга.

 

Как категория этики совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку
с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Совесть включает в себя:
внутреннюю(рациональную и эмоциональную) оценку нравственного достоинства своих намерений и поступков с учетом усвоенных личностью нравственных норм и идеалов данной личности, выступающих в качестве ее внутреннего «закона» и «судьи»;
чувство личной нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и самим собой.
Формами проявления совести могут быть: нравственное удовлетворение, сомнения, нерешительность, угрызение совести, раскаяние, исповедь и, как следствие, стыд2. Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, способность забывать себя ради высокой цели являются характерными чертами русской культуры.

3. Честь и достоинство


Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинстваразвиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.
Как категория этикичестьозначает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь – это оценка человека с точки зрения норм социальной группы.Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести»3.
Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, тодостоинствообозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
Достоинство– собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несет в себе, под своим «я».
В то же время достоинство личности требует от других уважения
к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.
Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер. С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актов.
В современном цивилизованном мире достоинство является одной из фундаментальных ценностей.«Хартия прав человека»в XX веке отразила понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Не случайно Преамбула «Хартии прав человека» начинается со слов: «…Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…»4.
Всеобщая декларация прав человека была принята и провозглашена резолюцией 217 А на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Она начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах»5.
Право на достоинство личности не было записано в Конституции нашей страны 1936 г., и в этом проявилась особенность данной ступени социально-политической, экономической, культурной зрелости общества. В этом проявился и низкий уровень правовой культуры общества. Можно предположить, что в сознании правоведов первых десятилетий советской власти идея достоинства была скомпрометирована представлениями о крайностях феодальной чести, дуэльных кодексов, соотнесением достоинства человека с размерами его богатства в буржуазном обществе.
Долгое время, даже в 60–70-е годы, юристы испытывали теоретические затруднения при исследовании феномена достоинства. Юристы связывали понятие достоинства со сферой субъективности, со всей сферой идеального, со сферой сознания, поэтому не находили объективных оснований для постановки, закрепления права на достоинство в качестве исходного конституционного статуса личности. Следует сказать, что в подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» – в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 г.6 Статья 57 (ч. 2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебнуюзащиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество»7.
Статья 7 п. 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. указывала:«Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности»8.
Однако практически таких дел в советских судах не было: никто и никогда не обращался за защитой в суд; вопрос о диффамации(от лат. diffamo – порочу; распространение порочащих сведений) в нашем обществе просто не возникал. Между тем право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина – вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности – была не гарантирована9.
Только в новой, принятой 12 декабря 1993 г.Конституции России,появилась, наконец, статья 21 о праве на достоинство личности в ее позитивном-статусном варианте, в которой говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»10.
В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом
21 октября 1994 г.,для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации»11. В статьях 150, 151 ГК РФтакже речь идет о защите чести и достоинства личности. Эти статьи Гражданского кодекса РФ очень востребованы. Судебная практика показывает, что в настоящее время очень много дел, связанных
с защитой чести, достоинства и деловой репутации людей. Это означает, что Россия делает очень мощный прорыв к демократическим достижениям современной цивилизации.

4. Справедливость


Наряду с добром и долгом справедливостьявляется одним из основных понятий нравственного сознания.
Справедливость в обществе понимается, как правило, в двух аспектах:
а) морально-политическом; б) правовом.
В профессиональной деятельности юристов категории справедливостиотводят главное место. Само понятие «юстиция» происходит от латинского слова justitia и обозначает справедливость. Следовательно, юрист является представителем справедливости.

 

Сама идея справедливости пронизывает все законодательство современного демократического общества. Вот лишь некоторые из них.
Так, в Кодексе поведения для юристов в Европейском сообществе,принятом 28 октября 1988 г.Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского союза в Страсбурге, в главе 4«Отношения с судами» в пункте 4.2. «Справедливое ведение судебного разбирательства» говорится:«Юрист должен всегда уделять надлежащее внимание справедливому ведению судебного разбирательства. Он не должен, например, вступать в контакт с судьей без того, чтобы сначала проинформировать юриста, действующего от противостоящей стороны, или представлять вещественные доказательства, записи или документы судье без того, чтобы сообщить о них вовремя юристу другой стороны, если только такие шаги не разрешены соответствующими процессуальными нормами»12.
В главе 5 «Отношения между юристами» пункте 5.1. (5.1.2.) «Корпоративный дух профессии» этого же документа записано: «Юрист должен признавать всех других юристов государств-участников как профессиональных коллег и действовать справедливо и вежливо по отношению к ним»13 (см. приложение 2).
Правовое выражение требования справедливости содержится и во Всеобщей декларации прав человека,в том числе применительно к деятельности суда. В частности, статья 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»14.
Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правахот 16 декабря 1966 г.,формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении15.
Итак, в пункте 3 указанной статьи зафиксировано: «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:
a) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему уголовного обвинения;
b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
c) быть судимым без неоправданной задержки;
d) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом таком случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;
e) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
f) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке;
g) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным»16.
Проблема соотношения законности и справедливости в юридической деятельности принципиальна. Иногда в жизни могут возникнуть ситуации, когда решение соответствует букве закона, но, между тем, является несправедливым или наоборот.
Прежде чем принять решение, юрист обязан:
во-первых, юрист должен знать законодательство и способы решения этических проблем;
– во-вторых, юрист должен знать, каким образом похожие проблемы решались и решаются другими специалистами, что одобряется и не одобряется профессиональным сообществом;
– в-третьих, взвесить все «за» и «против» и прислушаться
к голосу своей совести17.
Незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела. И не случайно в нашей стране уже созданы суды присяжных, которые могут принять решение в соответствии с их совестью, как еще говорят, с народным пониманием справедливости.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что такие категории этики, как долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, а также другие нормы нравственности, которые регулируют поведение людей в обществе, человек усваивает в течение всей своей жизни, начиная с процесса воспитания, образования и всей его трудовой деятельности.


 

Тема 4.Понятие и виды профессиональной этики.
Профессиональная этика юриста

План

1.Понятие и содержание профессиональной этики.
2. Нормы и принципы профессиональной этики.
3. Профессиональная мораль.
4. Особенности профессиональной этики юриста и их нравственное значение.

Понятие и содержание профессиональной этики

Профессиональная этика является одной из составных частей этики.
Профессиональная этика представляет собой совокупность правил поведения определенной социальной группы, которая обеспечивает нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с их профессиональной деятельностью.Кроме этого, она является и отраслью науки, которая изучает специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
Выделяются следующие виды профессиональной этики: педагогическая; медицинская; юридическая; этика ученого; инженерная этика; журналистская этика и др.Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Обычно термин «профессиональная этика» употребляется как своеобразный нравственный кодекс людей определенной профессии. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов. Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа» – для врача, «Кодекс профессиональной этики адвоката» – для адвоката и т. д. Именно в кодексах (лат. codex– книга) отражены конкретные запреты, процедуры, основные этические проблемы, с которыми сталкивается специалист в любой сфере деятельности.
Профессиональные кодексыпредставляют собой руководства для деятельности членов профессиональной группы. Посредством этого документа мораль обретает относительно завершенный вид.
С позиции сегодняшнего дня, значение профессиональной этики
в регулировании различных видов трудовой деятельности, безусловно, возрастает. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Но между тем, следует учесть, что новые разработки должны опираться на тот моральный запас, который был создан предшествующими поколениями.
Итак, профессиональная этика появляетсяв рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведенииспециалистов.
Безусловно,в каждой профессии есть свои нравственные проблемы, обусловленные выполнением специфических профессиональных обязанностей.
Особенности профессиональной этики дают возможность нам не только признать ее право на существование как одного из важнейших направлений прикладной этики, но и рассматривать, анализировать и изучать ее проявления. Будущий специалист должен выработать у себя систему личностных норм – ориентиров в своей профессии, являющихся основой обобщенного морального кодекса профессии в целом.
Все профессии можно подразделить на две категории.
К первой категории относятся профессии обслуживающего труда (продавец, официант, почтальон и др.). Своеобразие этих профессий состоит в том, что присущие им специфические установления, как правило, не несут на себе нравственной нагрузки. Нравственную направленность они получают лишь при определенных условиях (во взаимоотношениях с постоянными клиентами, при принадлежности работника к учреждению с традициями высокого качества обслуживания, при отступлении, как в позитивную, так и в негативную сторону, влекущем определенную санкцию и др.)1.
Ко второй категории относится группа таких профессий, в которых нравственно-психологические проблемы возникают очень часто. В первую очередь профессиональная этика имеет значение для профессий, объектом которых является человек. Представители этих профессий в силу их специфики находятся в постоянном общении с другими людьми, а порой им приходится воздействовать на внутренний мир, жизнь и судьбу человека. К таким профессиям можно отнести профессии учителя, врача, юриста.
Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что особенности профессиональной этики дают возможность современному человеку не только признать ее право на существование как одного из важнейших направлений прикладной этики, но и рассматривать, анализировать и изучать ее проявления. Что же касается будущего молодого специалиста, то он должен выработать для себя систему своих личностных норм – ориентиров в своей профессии, которые должны быть основой обобщенного морального кодекса профессии в целом.








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 3550;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.