ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ. 1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили
1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили, с одной стороны, развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой — обострение социальной несправедливости.
2. Центральным звеном, сфокусировавшим в себе все противоречия времени, становится человек, поэтому вырабатываются различные концепции, которые касаются его роли в мире, способов достижения целей, отношений с обществом и миром в целом. Уже не проблема выбора, не проблема смысла жизни, но проблема места человека — становится главной в философии и искусстве этого времени.
3. Несмотря на то, что эпоха Просвещения возвеличила Разум и связывала с ним все стороны социальных надежд, именно в это время Разум терпит поражение во всех областях существования человека и общества. Французская революция, начавшаяся как торжество Разума и не затронувшая многосторонний внутренний мир человека, закончилась трагически. Вопреки постулатам Канта, понявшего, что человек не должен быть средством, Французская революция не считала его целью.
4. В этой связи в искусстве формируются новые стили и направления, стремящиеся воплотить в своих образах человека как существо глубоко и сильно чувствующее, как существо свободолюбивое и гордое (Ричардсон, Грей, Шиллер, Руссо).
5. Эпоха Просвещения стала началом классической философии, которая развивалась в начале следующего века в Германии. Может быть, одним из важнейших результатов этого периода развития культуры было то, что Просвещение разбудило в Европе социальную мысль и социальное чувство.
Глава XX
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА КЛАССИКИ (XIX век)
XIX век начинался бурно. Стихия Великой французской революции не исчерпала себя одной лишь Францией и потрясла не только жизнь, но и дух всех своих современников. Она не оставила равнодушным в Европе ни одного человека: горячих сторонников революции ужаснули жестокие и бессердечные средства, которыми достигались благородные цели — Свобода, Равенство, Братство, противники увидели в ней подтверждение своих самых худших предчувствий. И все последующие события как духовной, так и повседневной жизни в той или иной мере были связаны именно с нею. Первая половина XIX века — это кипение страстей, связанных с еще двумя революциями — 1830 года и 1848—1849 годов, с военной экспансией Наполеона Бонапарта и его притязаниями на мировое господство, различными освободительными движениями, появлением политических партий, партийной печати, новой философии.
Несмотря на эти катаклизмы (а может, и благодаря им!), XIX век создал бессмертное искусство, а его научные открытия не имеют себе равных в предыдущих эпохах и по степени сложности, и по глубине проникновения в тайны природы, и по последствиям для всего человечества: новая математика Н. И. Лобачевского (1792—1856) и Б. Римана (1826—1866), эволюционная теория Ч.Дарвина, открытие электричества Г.Дэви (1778—1829) и М.Фарадеем (1791 — 1867), изобретение новейших средств коммуникации (радио, телефон, телеграф), строительство железных дорог и т. д.
Главная направленность культуры этого времени была по-прежнему связана с поисками места и роли человека в обществе, с попытками выразить его взаимодействия с миром, найти меру справедливости, достойную человека, теперь уже много узнавшего и потому много смевшего. Этот век подарил миру немало гениев, сумевших передать в своих грудах всю его напряженность.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 594;