ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ. 1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе
1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которой культура обнаруживает себя. Каждое из таких определений рассматривает одну из ведущих сторон культуры. Известны предельно широкие и предельно узкие определения.
2. Результаты человеческой деятельности могут нести в себе самый различный уровень отношений человека с окружающим миром — от высокой до маргинальной культуры, поэтому в противопоставлении природы и культуры в качестве культуры принимаются не только любые явления, называемые “второй природой”, но и рассматриваются ценности, нормы и идеалы, относящие эти явления к какому-либо определенному уровню культуры.
3. Культура как особый процесс деятельности людей включает в себя трудовую деятельность по созданию материальных и духовных благ и собственно психическую, умственную деятельность человека (в более узком смысле — только его творчество).
4. Как система коммуникаций культура вырабатывает особые знаки, имеющие для человека не только внешнее выражение, но и смысловую сторону, доступную лишь человеку той или иной эпохи, страны, общества. Знаковая система культуры адаптирует человека в мире культуры.
5. Проблема определения культуры до сих пор не может считаться разрешенной, поэтому в настоящее время количество определений не только не сокращается, но и продолжает расти.
6. Противостояние “природа — культура”, “человек — культура”, “общество — культура” не является абсолютным. Ни один из элементов этих противостояний, кроме природы, нигде невозможен сам по себе. Даже то, что представляется наиболее явной противоположностью — “природа и культура”, относятся друг к другу не только как антагонисты, но и как взаимозависимые величины. Для человека культура является не только средой, в которой он формируется и живет, но и полем деятельности. Для общества же культура выступает и как цель его существования, и как средство. В отношении природы культура выступает способом человеческого воздействия на нее.
Глава IV
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним, недостаточно знать только ее определения. Необходимы и иные ориентиры. Мир культуры так же богат и разнообразен, как и мир, в котором мы живем, обладает множеством составляющих, и каждая из них представляет собой целую Вселенную.
Культуру можно структурировать по различным принципам. Один из них был уже найден в XVIII—XIX веках Гердером и братьями Якобом (1785—1863) и Вильгельмом (1786—1859) Гримм. Собирая народные песни и сказки, они обратили внимание на характерные отличия, которые каждый из европейских народов вносит в свое творчество, и сделали заключение, что по этим отличительным чертам можно выделять культуру Греции или Рима, немецкую или французскую культуру. В XIX веке Данилевский ввел в науку понятие “культурно-исторический тип”, выделив в мировой истории 10 типов культуры, базирующихся на религиозной, художественной, политической и социально-экономической основах. Данилевский рассмотрел такие типы культуры, как египетский, иранский, индийский, китайский, древнегреческий и другие, описал особенности каждого типа и наметил основные тенденции его развития. Однако он не ставил целью рассмотрение многочисленных связей и отношений между различными элементами культуры внутри всей системы, выяснение ее структуры, нахождение общих элементов, входящих в любую культуру. В этой главе мы и рассмотрим основные составляющие культуры.
Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида — материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 507;