Интеллектуальная культура
Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект.
Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, возникших на основании ощущений. В нем всегда выделяют два уровня — конкретно-чувственный и абстрактно-логический. Сознание является предметом изучения многих наук, культурологию же оно интересует как особый вид деятельности человека, отличающий человека от животного, и как способность человека к целенаправленной деятельности, выражающейся в формировании целей, поиске способов их достижения, в выработке отношения к действительности — рефлексии[11]и отношений в самой действительности (своего бытия); частью сознания является интеллект.
Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное (соответствующее действительности) воспроизведение различных сторон и отношений мира.
Животное отражает в окружающем мире только то, что необходимо для жизни. Для этого ему вполне достаточно органов чувств. Но человеку приходится отражать значительно больше: то, что нужно для выживания, и то, чем это можно добыть. Кроме того, ему приходится отражать и качественно иначе: ему важно знать свойства, особенности того или иного предмета, а для этого уже мало одних органов чувств. Человеку приходится отвлекать от разных вещей и предметов их сходство (а видя сходство, замечать и отличие) и создавать понятия. Этот процесс растянулся для человечества на миллионы лет. Появление мышления и речи — процесс одновременный и по своей сути — культурный процесс. Общественный характер отношений ускорил развитие мышления и речи, появились новые способы хранения и передачи информации в обществе, новые способы общения, человечество вступило на новый уровень культурного состояния.
Интеллект (лат. intellects “познание, понимание, разум, ум, рассудок”), как явствует из перевода этого термина, обнаруживает разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементарный уровень абстрагирования, а разум — как способность вырабатывать идеи. До сих пор наличие рассудка связывают с умением решать повседневные простые задачи, ставить обыденные, вполне понятные цели, а в психологии — с нормальным, адекватным отражением действительности. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.
Мышление — высшая форма активного отражения мира, где происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, вырабатываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач.
Культура мышления предполагает умение сопоставлять друг с другом различные явления действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать (мысленно расчленять явление, выясняя роль и место каждой из его частей в целом) и вскрывать сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи между различными сторонами и отношениями действительности и предвидеть тенденции их развития. Можно сказать, что культура мышления есть логика, которая организует и упорядочивает процесс мышления, вырабатывает метод, дающий возможность производить все перечисленные нами мысленные операции.
Культура мышления не сводится к многознанию и даже к процессу познания, хотя без знания невозможна. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (ок. 530—470 до н. э.) говорил: “Многознание не научает премудрости”. Знание само по себе представляет лишь фундамент, на котором и может развиться культура мышления — мудрость. И в ней главное место будет занимать знание о незнании, так как именно такое знание — залог развития мышления. Знаменитая фраза: “Я знаю, что я ничего не знаю” принадлежит Сократу (ок. 470—399 до н.э.), одному из самых мудрых мыслителей прошлого, понявшему, что, по сравнению с неизвестным в мире, известное — лишь малая песчинка.
Только мудрый в своем познании станет исходить главным образом из предмета познания, но менее всего — из своего отношения к нему. Культура интеллекта предполагает, что никакие эмоции не станут подменять того, что ведет к истине. Не зря древние говорили: “Мнение — это пыль под ногами ослов!” Они понимали, что мнение складывается лишь на основании данных органов чувств и окрашено эмоциями, но редко — размышлениями. Мнению всегда противостоит стремление дойти до сущности вещей в процессе познания. Прекрасный русский поэт Борис Пастернак (1890—1960) писал:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
[238, с. 269]
Культура речи
Культура речи — проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Есть известное изречение: “Нет смутных слов — есть смутные мысли”. Действительно, тот, кто ясно мыслит, ясно излагает, именно в этом случае можно обеспечить и успешное взаимопонимание и взаимодействие людей. Поэтому можно сказать, что в речевой культуре человека проявляются минимум три момента: основные качества его мышления, манера речи и отношение к слушателю. Английский писатель Сомерсет Моэм (1874—1965) не без иронии писал, что “слова нужно употреблять не только для построения фразы, но и для построения мысли” [208, с. 297].
Умение говорить просто о сложном — один из видимых признаков речевой культуры — демонстрирует обычно глубину понимания вопроса и богатство словарного запаса. Небезызвестная нам людоедка Эллочка обходилась тридцатью словами. Словарный запас А. С. Пушкина составлял более 21 тысячи слов. (Заметим, что средний словарный запас современного образованного человека включает примерно 5—6 тысяч слов).
Овладение культурой мышления неизменно ведет к овладению культурой речи, но есть и обратная связь: развитие речевой культуры влияет на мышление, делая его более богатым, позволяя через речь прийти к определению проблем, формулировке идей, к творчеству в любой сфере деятельности. “Роберт Бернс был неграмотным деревенским парнем. Пришибленный нищетой, он, по всему, должен был стать пьяницей. Но мир стал лучше из-за того, что в нем жил человек, придавший живой мысли поэтическую форму, выпестовавший розу там, где прежде рос чертополох” [313, с. 30].
Культура речи предполагает не только богатый словарный запас, который развивается и совершенствуется в процессе чтения или общения с людьми высокой культуры, но и точность употребления слов в полном соответствии с их значением. Известный публицист и писатель Михаил Кольцов (1898—1942) замечал: “Пишешь, что происходит суета, или толчея, или спешка, и думаешь: черт возьми, что же все-таки там происходило — суета, толчея или спешка? Спешка — это одно, спешка может быть очень деловая. Суета — это ...уже нечто более беспорядочное. А толчея — это опять нечто совсем другое” [145, с. 40].
Культуре речи свойственна также простота — умение сделать доступным для понимания любые, даже очень сложные положения, пользуясь в процессе мышления не только приемами абстрагирования, но и конкретизации. Настоящая простота речи — признак глубокого мышления. Моэм в той же книге пишет: “Меня всегда раздражали писатели, которых можно понять только ценою больших усилий. Достаточно обратиться к великим философам, чтобы убедиться, что самые тонкие оттенки смысла можно выразить совершенно ясно”. И далее: “А бывает, что автор и сам не уверен в том, что он хочет сказать. Он имеет об этом лишь смутное представление, которое либо не сумел, либо поленился ясно сформулировать в уме, а найти точное выражение для путаной мысли, разумеется, невозможно” [208, с. 303, 304].
Кроме того, речь должна быть выразительной, эмоционально окрашенной, включать в себя образные выражения, которыми так богат любой язык, а русский — в особенности. Культурная речь свободна от бранных выражений, всякого рода нецензурщины, арго[12], сленга, жаргонов и прочего. (Заметим в скобках, что русский язык позволяет выразить любую степень гнева или юмора, не прибегая к непристойностям).
Так же, как и мышлению, культуре речи должна быть присуща логика, связанная с грамматическим строем речи.
В целом культура интеллекта строится на единстве мыслительного и речевого начал, умения понимать и умения объяснять. Культура интеллекта включает в себя и все время расширяющийся запас знаний, не деля их на “нужные” и “ненужные” (это первый признак недалекого ума или просто бескультурья). Человек культуры делит сферу знания лишь на знание и незнание, поскольку даже процесс достижения знаний — уже признак культуры. Генри Форд, прошедший свой жизненный путь от чистильщика сапог до создателя целой промышленной отрасли — автомобилестроения, считал, что нельзя себя чувствовать слишком старым или слишком умным для того, чтобы чему-нибудь научиться. “Кто так окоченел, что не в состоянии больше меняться, тот уже умер, похоронный обряд в таком случае является лишь простой формальностью” [302, с. 55].
Уже в древности в своих рассуждениях мыслители связывали интеллект с моралью. Протагор, по утверждению Платона, говорил, что мудрецом он называет того, кто может худшее состояние, “кому из нас представляется и есть зло... превратить в добро”. Врач, полагал он, изменяет состояние лекарствами, а мудрец (софист) рассуждениями.
Действительно, интеллект включает в себя выработанные обществом и принятые человеком ценности — философские, научные, политические, эстетические, религиозные, нравственные и др. [301, с. 596]. Вполне естественно, что эти ценности проявляются не только в речи, но и в поведении, сущность которого наиболее полно воплощена в морали.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 540;