Філософія Давнього Китаю. Даосизм і конфуціанство
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления уходит своими корнями в мифологическое мышление, в котором мы встречаем обожествление неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром. Корни древнейших мифов уходят в глубь 2-го тысячелетия до н.э. Особенностью развития китайской философской мысли является влияние мудрецов (1-е тыс. до н.э.). Они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению.
В первой половине 1-го тыс. до. н.э. были созданы Книги песен, истории, порядка, перемен, которые содержат древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. Книга перемен считается наиважнейшей, в ней содержатся первые представления о мире и человеке, принципы инь (пасивное ожидание, темное начало) и ян (активное, всепроникающее, освещающее путь познания вещей).
Конфуцианство. Конфуций (551-479 гг до н.э.) считается первым китайским философом. Конфуцианство сосредотачивается на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления. Конфуций сосредотачивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности к окружающим и к обществу. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих принципов: 1) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; 2) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности.
Даосизм. Одно из важнейших направлений развития фил. мысли в Китае. В центре внимания Д. Стоят природа, космос, человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Слияние человека с природой, так как он является ее частью.. Лао-цзы - автор книги "Дао де цзин", которая стала основой развития даосизма. Понятие пути дао и силы дэ - являются центральными в даосизме. Дао - безымянно, везде проявляется, ибо есть источник вещей, но не является самостоятельной субстанцией. Дао не зависит от времени, но есть фундаментальное и универсальное единство мира, существует везде, во всем, и для него характерно бездействие. Дэ - творческая сила, через которую дао проявляется в вещах при воздействии инь и ян.
Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии. Лао-цзы отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Это радикально противоположно конфуцианской концепции "образованного мужа", который должен упражняться в обучении и управлении другими.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 559;