Социальная структура и социальные отношения

(#68)

Социальная структура – это совокупность устойчивых общностей всех областей общественной жизни, а также порядок их взаимосвязей. Это разделение людей по общественным группам и коллективам. А их отношения и есть социальные отношения.

Социальную структуру составляют классы, прослойки, деклассированные элементы, маргиналы, страты.

Классы – это понятие давно использовалось, еще до Маркса, но именно он поставил их во главу. Это большие группы людей относящиеся к производству.

Классы (по Ленину) – это такие группы людей которые различаются:

1) по своему месту в исторически определенной системе производства;

2) по их отношениям к средствам производства;

3) по их роли в общественной организации труда;

4) по способам и размерам получаемого ими общественного дохода.

Классы – это такие группы людей из которых одна может присваивать доходы других. Сами классы неоднородны и в их рамках тоже можно проводить членение (крупная, средняя и мелкая буржуазия например). Каждая общественная формация характеризуется ведущими классами. В рабовладельческом обществе – рабы и рабовладельцы. В феодальном обществе – крестьяне и феодалы. В капиталистическом – буржуазия и пролетарии. Есть группы людей, которые не относятся к классам – это прослойки (служащие, интеллигенция, мелкая буржуазия). Есть деклассированные слои общества – те кто потерял связь с каким-либо классом (люмпен-пролетариат): нищие, воры и так далее. Маргинальные группы (от слова margo – край) – люди, находящиеся с краю класса (ввел Парк в 20-е годы 20-го века). Эмигранты не входили в привычную социальную структуру – маргинальные личности, они не вписываются в структуру человек-общество. Они вышли из одного состояния и не вошли в другое. В 30-е годы Стоунквист специально анализировал этнические меньшинства с этой точки зрения, их он назвал их подчиненными группами, которые стремятся влиться в доминирующие группы, но не принимаются этой группой, ни своими, из которой они вышли. Это накладывает определенную печать на их социальную структуру. Они могут играть роль лидера в различных движениях, или играть роль изгоев. Для них характерно девиантное поведение: с одной стороны пассивны, но иногда очень агрессивны. С этими группами связана некоторая аморальность поведения, они пребывают между выработанными нормами. И сами эти группы остальные недолюбливают.

В середине 20-го века развивалась теория стратификации (альтернатива классовой теории). Основные представители: М. Вебер, Парсонс, Шилс. На самом деле общество значительно более дифференцировано чем классы. Большую роль играет статус человека и власть, которой он обладает. Дифференциация – это естественно в обществе. Она действует разлагающе на общество, но она же действует интегрально на общество. Во второй половине 20-го века этот вопрос анализировал Дарендорф и выделил 7 групп по вертикальной стратификации:

1. высший класс профессионалов и администраторов

2. технические специалисты среднего уровня

3. коммерческий класс (торгаши)

4. мелкая буржуазия

5. техники и рабочие, осуществляющие управленческие функции

6. квалифицированные рабочие

7. неквалифицированные рабочие

Но деление пошло еще и в ширь – например по размерам доходов. Надо использовать комплекс признаков – например у Ленина 4 признака для выделения класса.

Теория среднего класса. Связана с ростом числа интеллигенции и служащих и их роли. В современном обществе играет роль именно средние классы, которые растут в современном обществе – интеллигенция и служащие. Концепция революции менеджеров (Бернхэйм). С его точки зрения формируется и разрастается новый класс наемных работников – управляющие, которые даже начинают подменять капиталистов-собственников, и они начинают играть все более важное значение в обществе. Эта идея возникала например еще у немецких социал-демократов. С середине 20-го века социолог Сорокин (выходец из России) тоже говорил о трансформации капиталистического класса в менеджерский. О том же говорил и Парсенс, а Д. Белл ввел термин молчаливая революция (власть переходит от капиталистов к управляющим). Собственность и контроль разделены окончательно – теория классов потеряла ценность. Однако дальнейшее развитие событий показало что роль этих тенденций была преувеличена. Уже в 70-х годах 20-го века эта концепция стала угасать – интересная гипотеза, которая не находит подтверждения. В настоящее время говорить о концепции стратификации не приходится. Динамизм сегодняшней жизни с процессами глобализации (любое производство можно перекинуть куда угодно на планете) привел к тому что говорить о социальной структуре очень сложно.

Проблема субъектов истории. (#70) Речь идет о том, кто является субъектом, тем социальным фактором, который определяет исторический процесс. Это непростой вопрос. Исторически выделялись разные субъекты движущие историю. Исторический процесс объективный, но все это реализуется через деятельность людей, поэтому даже объективные факторы надо рассматривать с точки зрения деятельности людей. А может ли вообще субъект творить историю если она объективна? Идеалистический подход – основа исторического развития – субъективный фактор. Можно выделить 2 подхода: теория героев и толпы и теория элит.

Теория героев и толпы исходит из того что решающую роль в историческом процессе играет личность (герой) – развивали многие авторы, например Карлейль («Герой и героическое в истории») – он пишет что история мира есть биография исторических людей, а человечество – стадо баранов, которая идет за героем. В России развивал это Лавров – историю движут одинокие сильные люди. Т.е. герои заставляют толпу делать то что они хотят. Михайловский дал такое определение героя: герой – это человек, увлекающий массу на различные действия, толпа – масса, способная увлекаться примером. Т.е. масса начинает играть роль только тогда когда есть влекущий ее герой. Прагматист Джемс писал что мутации обществ определяются действиями или примерами отдельных личностей. В качестве героя можно рассматривать Наполеона, какого-то царя, выдающегося политического деятеля и так далее. Тут есть конечно рациональный момент – человек действительно играет роль в жизни общества.

Теория элиты (от французского elite – лучшее, отборное, избранное) – исходит из идеи группы (элиты). Есть 3 подхода: 1) элита – движущая сила общественного развития, особенно роль элиты в строительстве нации (Токвиль, Липинский, Лисяк-Рудницкий). У Токвиля была работа «Старый режим и революция» – он смотрел когда революция побеждает и когда нет. Они говорили что революция может победить тогда, когда она поддерживается интеллигенцией. Революции и нации строятся не снизу вверх, а сверху вниз. Элита – фактор самоотождествление нации. Иная теория в теории элит – теория кругооборота элит. Развивал француз Парето. Тоже считал что трансформация общества есть трансформация элит. Но во время революции происходит смена элит, а общее движение элит такое: элиты возникают в низших слоях общества, в ходе борьбы поднимаются в высшие, потом расцветают и исчезают. Этот кругооборот элит – универсальный закон истории. История выступает как кладбище аристократии. Та элита, которая у власти – только тормозит историю. Эта теория начала 20-го века. Еще есть современные теории элит. Элита сейчас – более широкое понятие. В любой социальной структуре есть высший привилегированный слой осуществляющий руководство. Отсюда: отрицание исторического прогресса, естественная природа неравенства (критикуют идею народного суверенитета), абсолютизация отношений господства и подчинения. Элита присутствует всегда в обществе и это естественно. Эта концепция подвергалась критике социолога Миллса. В конце 20-го века получило наиболее полное воплощение теория элитного плюрализма. Что же делать с этим количеством элит? Надо достигать баланса элит. Элитарный подход – ведущий фактор общественного развития и движения. Субъект истории – элита.

Еще один комплекс подходов – движущая сила общества – народ. Это концепция истекает из Марксизма. У Маркса ведущая сила – трудящиеся. Народ – наиболее активная часть населения связанная с процессом производства. Народ является творцом и духовной жизни, так как профессиональное искусство возникает из народного. Когда мы говорим о истории – ведущую роль играет борьба основных классов. Класс – сознательная часть народа, которая осознает то что она делает. С этой точки зрения субъектом истории являются классы и классовые отношения.

Возникает проблема личности и общества и их влияния на исторический процесс. С одной стороны ведущую роль играет личность, но она воплощает происходящие в обществе процессе. Задача личности провозгласить то, что в обществе назрело. В обычной жизни реальную ситуацию движет народ.

Исторические формы общности людей. (#69)

Род, племя, семья, народность, нация. Общности людей различаются по разным признакам. Мы должны рассмотреть наиболее устойчивые общности.

Род – это решающая форма общности в первобытном обществе. Род – это кровнородственная группа, обладающая общностью происхождения, ведущая совместное хозяйство, организующая свой быт и связанная с общими интересами в борьбе за поддержание жизни. Внутри рода браки запрещены – феномен экзогамии. Племя – несколько родов, которые вступают в брачные отношения. Существовала родоплеменная форма организации. Племя было в то же время когда и род. Вырабатывались общие интересы, обычаи, язык, совместное владение средствами производства. Поддерживалось устойчивое сосуществование. Все члены рода считали себя произошедшими от одного общего предка. С этим была связана соответствующая мифология. Это была целостная структура, которая существовала достаточно долго в истории. Основные признаки родоплеменной организации: основывалась на действительной или мнимой кровнородственной связи, отсутствие значительного социального расслоения и тем более антагонизма – было самоуправление, общность культуры племени.

По мере укрупнения первобытных коллективов появился союз племен и расслоение общества за счет прибавочного продукта. Происходила дифференциация родов на богатые и бедные. В этот период возникла семья – носитель частной собственности. Родственные связи рода ослабевали. Семья сама прошла через ряд этапов развития. Семья – отношения между родителями и детьми, брак – отношения между родителями. Семья – это небольшой коллектив людей, сплоченный брачными узами и узами кровного родства (родители и дети), общностью хозяйства и быта и моральной ответственностью перед друг другом и обществом. Брак – социальная форма отношений между супругами. Функции семьи: материальное обеспечение, воспитание. В браке еще идеологические и правовые отношения и отсюда нравственно-психологические и нравственно-эстетические отношения в семье. Этапы развития семьи: сначала стадо, отличающееся от зоологического наличием коллективизма и подчинением индивидуализма. Современный человек – кроманьонский. В этом случае существовала полная свобода половых отношений – промискуитет (смешенный, общий). Первой формой брака был групповой брак – брачные отношения между определенной группой мужчин и женщин. В этих условиях линия наследования – по материнской линии и господствовал матриархат. Затем возникает парный брак – когда мужчина живет с одной женщиной, он переходил в ее род, но имущество – врозь. Жена и муж могли расторгнуть брак в любой момент – мужчина возвращается в свой род. Далее моногамия – прочное, нерасторжимое одной из сторон единобрачие. Переход к моногамии произошел с развитием скотоводства и мужчина становился добытчиком пищи и главой семьи. С развитием частной собственности мужчина заинтересован в том чтобы собственность передавалась по наследству. Возникает патриархат. Вместе с моногамной революцией женщина была закабалена. Браки стали заключаться по экономическому расчету.

Племена продолжали объединятся в союзы племен и возникла народность. Идет замена кровнородственных отношений территориальными. Народность появилась в эпоху рабовладельческую, в Европе – в эпоху феодализма. Был еще один путь формирования народностей – когда одно племя подчиняло другие (например французы). Кроме территории народность формировала единый язык, экономические связи и стала основой того из чего формировалась нация.

Формирование нации шло разными путями. Бывало так что одна и та же народность могла разделятся на несколько наций (например немецкая и люксембургская), древнерусская разделилась на русских, белорусов и украинцев. Было и наоборот – несколько народностей сливались в одну нацию. Нации формируются вместе с возникновением и развитием капиталистических отношений. Развитие кап. отношений объединяло людей на основе экономических отношений. Признаками нации являются: наличие общего языка, территория, общность экономических связей. Нация от народности отличается прежде всего экономическим объединением.

Чем нация отличается от этноса? Их нельзя отождествлять. Этнос – более глубокая особенность. Слияние наций из разных народностей связанна с тем что несколько этнических групп объединяются в нацию. Не существует наций тождественных какому-то одному, даже основному, этносу. Есть понимание нации как этнической и политической. Этническая нация – нация есть этническое образование. Тогда много проблем – внутреннее напряжение в обществе. Политическое понимание нации исходит из территориальности: нация – это группа этносов, которые объединены на одной и той же территории. Эти обе концепции противоборствуют. Эту мысль развивал Липинский, он доказывал что нация – это все население определенной земли и все граждане этого государства, действительный украинец – ток кто живет на ее земле и работает на благо Украины. Он говорит что нельзя считать что мы одна нация независимо от того где мы проживаем – украинцы в Канаде, это не те украинцы которые на Украине. Только политико-территориальный принцип должен рассматриваться.

Нация формируется не только при соединении разных этнических групп, но при осознании себя как единой нации – национальная идея. Национальная идея – это осознание народом своего единства, своей внутренней связи, своей единой истории, своих традиций, своей судьбы и предназначения. И это осознание, выступающее как самосознание является мотивацией воли нации. Это определение дал Бубер.

Патриотизм – любовь к своей родине, культуре, чувство гордости к своей нации и своему народу, желание развивать свою нацию.

Национализм – преувеличение развития своей страны, когда особенности своей страны он противопоставляет всему другому, возвеличение всего национального как самого лучшего – некритическое отношение ко всему произведенному в своей стране. Крайняя форма национализма – шовинизм – это не только восхваление своего, но и ненависть к другим народам, проповедь национальной исключительности, противопоставление своей нации другим нациям, вплоть до желания истребить остальные народы. Нацизм – это форма шовинизма возникшая в Германии. Еще одно понятие – космополитизм (гражданин мира) – это обратная ситуация, отвержение существенного значения национальных особенностей, национальные различия – несущественны. На практике это часто выливается в шовинизм – из идеи космополитизма идет отрицание суверенитета и желание стереть границы. Часто космополитизм оправдывал захватнические войны, часто выражается как шовинизм одной страны над другими. Идея мирового государства существует давно. ООН пытались сделать мировым правительством.

Не рассмотрели: вопросы 71 (не сложный), последние 2 вопроса сложнее.

 

 

Дополнение

(несколько непрочитанных вопросов, найденные в инете)

 

Конфликты и согласие, война и мир, революция и эволюция в развитие истории.

Война- особая форма насильственного вооруженного решения тех или иных социальных проблем. Еще с глубокой древности войны приносили ничем не ограниченную власть победителям и рабство унижение побежденным. Война была источником обогащения одних и разорения других. Первая и вторая мировые войны показали, что война не может дать выгоды никому, но может поставить человечество на грань катастрофы. Локальные конфликты могут втянуть в конфротацию великие ядерные державы. Именно по этому предотвращение ядерной войны требует прекращения локальных конфликтов. Мир возможен только при условии гармонизации сложных противоречивых процессов.

Революция - неотемлемая сторона диалектической концепции развития. Это глубокое, качественное изменение в развитие природы общества. Революция раскрывает закон перехода количественных измений в качественные, т.е. скачок и, только такой, каторый ломает старое в главном и коренном.

Эволюция- не существует грани между революцией и эволюцией. Иногда революция совершается в эволюционной форме. Социальная революция разрешает многочисленные противоречия, открывая широкий простор для прогресса. Социальные революции приводят к невиданному высвобождению сил в обществе.

 








Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 1199;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.