Философия средневековья
В первом веке нашей эти Древнегреческая философия сошла на нет. В жизни обществ происходили большие перемены – новая философская идея. В Греции роль Афин падала. Пришла к власти Спарта, потом Фивы. Но потом сборное Греческое войско было разбито македонским государством – стала властвовать Македония – период эллинизма. Это происходило при македонском царе Филипе 2-м. Дальше идут походы А. Македонского. Он завоевал: Персию, Малую Азию, Египет, Вавилон, Среднюю Азию и часть Индии. Сформировалось огромное гос-во. А. Македонский умер, а диадохи разделили все завоевания. Македонский везде чтился как великий полководец. В это время на первое место выходит Рим – сначала как просто город, а потом как целое гос-во. Тоже создается империя в 27г. н.э. – эпоха Римской империи (до этого была эпоха царства и эпоха республики). Как это все отражалось на жизни населения на этих территориях?
Центром стал Рим и он навязал свою волю периферии – другой стой жизни (есть центр и периферия). Возникает государственный аппарат который действует на местах, провинциальная знать – опора империи. Это замещает выборную систему Греции, которая сильно повлияла на Рим. Формируется империя, свобода не столь важна. К власти в Риме приходит Август – первый среди всех сенаторов и его наделили функциями которыми раньше наделяли богов – ему (и его изображению) начали поклоняться. Власть императора становиться наследственной и безграничной – императоры делали совершенно все что хотели. Происходит стирание границ во всех смыслах: между центром и провинциями, между разными провинциями. Происходит реформа по которой весь мир делится на административно-территориальные единицы. Вводиться единое гражданство вместо полисного. Пересматривается само понятие истории. Сделали единую историю – от Адама до их настоящего. Эти события усугубились распадом римской империи. В период распада прекращается приток рабов и труд рабов оказывается не выгодным – проблемы с/х и в целом экономика. Усиливается бюрократическая машина, налоги. Начали некоторым рабам давать землю, требовали только результаты труда – рабы сами заинтересованы в результате труда. Появились поместья – наделы выделялись отдельным рабам (коллонам). Возникают корпорации – объединения отличающиеся особой организацией и сплоченностью их членов. В этих организациях есть воля и есть устав – есть единый порядок. Эти корпорации плодились. В рамках корпорации была относительная свободы, но ограничиваемой уставом корпорации. Иногда называли их коллегиями или цехами. Были самые разнообразные коллегии – ремесленников, купцов и т.д. Запрещалась реклама – все должны были быть в одинаковых условиях, запрещалась рационализация чтобы все были в одинаковых условиях.
На других территориях тоже во всю формировались империи. Жизнь людей сильно отличалась от предыдущей. Возникла новая система социальных отношений. Вырабатывалось общее мироощущение в разных империях и появилась новое философское мироощущение. Видна всеобщая подчиненность, сложные, запутанные отношения. Формируется идея подчинения и иерархии. Весь мир устроен в виде иерархии – значит есть верхушка этой иерархии – значит есть какая-то сверхъестественная сила которой все подчиняется. Назовем это богом. У Аристотеля бог есть просто перводвигатель. Тут бог – это тот который стоит во главе иерархии. Есть единый бог который обладает некоторым могуществом. Есть центральная воля – бог. «Да не нарушится закон подчинения дабы через многоначалие не дойти до безначалия». Закону подчинения – «да», многоначалию – «нет». Языческий космос имеет собственную меру, а христианский космос получает меру от бога. Эта идея стала развиваться спонтанно и в разных слоях общества. Окончательно эта идея начинает властвовать обществом после становления церкви. Церковь – тот институт который сделал эту идею основополагающей в обществе. Переход от рабовладельческого общества к феодальному и связывают с формированием церкви. Миланский вердикт 313 году – считается годом окончательного создания церкви. Сначала были просто общины (от второго века до н.э.). Формирование церкви связано с борьбой и внутри общин и между общинами. Борьба была между язычеством и единым богом. Были движения (гностики и мантонисты) которые считали что не нужно посредника между человеком и богом, но их смели. Был выработан христианский канон (список священных книг), регламенты жизни, и т.п. Внешнее сопротивление – языческое окружение. Борьба с христианами была очень жесткая, поскольку христиане были отступниками от языческой веры – они не почитали языческих богов к которым причислялись и императоры. Посему были репрессии, мученичество – священномученики. Запрещалось христианское богослужение. но постепенно ситуация менялась. В середине 3-го века зарождающаяся церковь получила независимость от Рима. Распространяется сочувствие к христианству. В 311г отменяется преследование христиан. В 313г. при императором Константином был подписан Миланский вердикт которым он легализовал христианскую церковь. Со временем и сам Константин принял христианство. Соответственно церковь становиться у власти и начинает теперь преследовать язычников. Была попытка возвратиться к язычеству при императоре Вивиане в 4-м веке – были погромы церквей и гонения. Но его усилия уже ничего не изменили. Все последующие императоры поддерживали христианство. В конце 4-го века император Феодосий запретил языческий культ. В 419г. утвержден новый завет. С 5-го века церковь – крупнейший землевладелец. Все эти события были гранью между язычеством и средневековьем.
В результате всех этих событий возникла идея центральной власти и это заложило основы новой философии с чертами теологии. Центральная мысль – все есть бог. Любая вещь – вещание бога, она проявление бога а не самостоятельна. Эта идея оказалась внутренне противоречива: вещь не равна богу, но как вещание бога она бог. Выход из этой ситуации нашли – вещь не будучи богом причастна к богу – иерархиризация. Вещь - это не часть бога (механика), и не сам бог. Существует эманация бога (вроде Платин) – излучение исходящее от бога, и чем дальше от бога тем это излучение слабее. Материя – самая низкая ступень эманации. Когда в практической жизни приходили к противоречию с писанием (например отношения к семье) – делали поблажки ссылаясь на эту эманацию. Типа, в принципе грешно, но с пивом прокатит.
Философия (#12) не исчезает, но ей вменяется задача познания сверхчувственного мира (сущность божественного). Если бог не вещь (хотя все есть бог), то это есть нечто обладающее высшей реальностью. Задача философии – познавать бога. Основной метод – дедуктивный. Причем дедукция – как движение от веры к знанию: сначала верить а потом рассуждать, пользоваться знаниями. Бога не можем понять разумом, и чем больше мы не понимаем тем больше это доказательство существования бога (Торториан). Вывод – нам не положено знать больше чем дано богом. Был сбор знаний, вместо принятой у нас наукой. В 14 веке развивалась оптика, поскольку эманация бога – это лучи. Наука изучает бога через этот естественный мир. Цель науки – познание религиозных идей. Надо было найти бога в явлениях природы. «Наука о природе имеет своим предметом невидимые причины видимых вещей». Бойль: природа это кафедра воздвигнутая богом чтобы понять что такое мир и бог.
Философия существовала в виде 2х ветвей: схоластики и мистики. Схоластика – это тип философии объединяющий догматическое религиозное предание с рациональной методикой его анализа. Исходные позиции – на веру, а дальше рассуждай сколько хочешь. Такая философия приближается собственно к религии (теологии). Схоластика – от греческого Схоле scolh – школа, ученая беседа. Схоластика – это объединение философии и христианства. Основные черты схоластика: преобладание формы (логики) над содержанием, доказательства и выводы без обсуждения оснований, преобладание дедукции над индукцией, логика сводиться к силлогизму (из 2х тезисов делается один вывод). За формой часто не видно содержания. Схоластика – это не столько изучение сколько рассуждение, назидательность. Чем древнее – тем подлиннее. Истина – религиозные тексты. Экзегеза (развивается в рамках схоластики) – расшифровка (толкование) священных текстов. Характерны дедактизм, назедательство. Чаще всего это был диалог ученика и учителя. Диспуты. Выписки, компиляции из разного типа источников – сумы – трактат на определенную тему. Характерен еще и психологизм авторов – необычайная искренность (исповедь человека который пишет). Не характерен для средневековья ни скептицизм ни агностицизм (как не странно). Мистика – от мистикус (тайный) – вера в способность человека к непосредственное общение с богом – способность чувствовать бога, объединяться с богом в форме экстаза. Мистика гонялась, поскольку тогда не нужна церковь. Но мистика всегда существовала (душа философии).
Основные проблемы схоластики (средневековой философии):
· доказательство бытия бога и суть бога (бытие – это бог);
· соотношение бога и вещей (единство и многообразие мира) – у всех вещей есть скрытые качества, во всех вещах есть бог, была даже идея двух богов, была позиция что бог это нечто постоянно развивающееся;
· божественное предопределение жизни человека и свобода воли человека: чтобы человек не делал – это божественная воля, можно ли судить человека и есть ли свобода воли?;
· соотношение веры и разума: на первое место вера, а потом разум, а зачем тогда разум и каковы пути познания бога?;
· духовное и телесное;
· проблема теодицея (бог и существование зла): как бог допускает существование зла, если он добр;
· как согласовать божественное проведение с творением (ведь бог все знает – как он может творить)?
· где находился бог до творения?
· каким образом проникают злые духи в людей?
· причищается ли мышь когда съедает святой хлеб (тело господнее)?
Центральная проблема, вокруг которой вращаются все остальные: проблема универсалий (общих понятий). Это проблема соотношений чувственных вещей и предельных оснований. Общие понятия существуют реально или это только некие слова (т.е. существуют реально единичные вещи)? Решение этой проблемы – 2 направления: реализм и номинализм. Реализм (Ансельм Кинтерберийский 11в., Фома Аквинский 13в.): общие понятия существуют реально как самостоятельная сущность. Например человечность существует отдельно от конкретных людей – существует она в боге. Бог – это единство из которого можно вывести все многообразие. В боге есть все в чистом виде. Номиналисты (Дунс Скотт 13в, Вильям Оккам 14в, Буредан 14в): только единичный вещи реальны. Общие идеи – обозначения ряда отдельных единичных вещей. Самого общего – не существует, есть только имя. Нет человека, как такового. Номиналистов часто гоняли. Нельзя помыслить человечность без человека, животность без животного. Основатель номинализма Росцелин (11 век) – пришел к идее номинализма решая проблему троичности бога. Он пришел к выводу что триединость бога это следующее: единственно сущие отдельные три лица, а общее – лишь название. Его предали анафеме и он отрекся от своих идей. Третья концепция - концептуализм (Аделяр 12 век): универсалии существуют не до и не после вещей, они связаны с самими вещами – они порождения ума (концепции). В вопросе о троице он сводил 3 лица к 3-м атрибутам творца: могущество, мудрость и благость – порождают желания мочь, знать и желать. В отдельности они не выступают, а вместе они выступают как совершенство. Его тоже осудили за ересь – ересь единства.
Ансельм Кентерберийский (11 век) – архиепископ. Дал несколько доказательств бытия бога. Диалектическое доказательство бытия бога: ничто не справедливо без существования справедливости самой по себе, которая и является первым справедливым существом. Существо бога составляет то что вещи содержит в себе как качество. Антологическое доказательство: у каждого есть в уме представление о высшем существе, но если бы это было только в сознании – можно было бы помыслить нечто охватывающее и ум и не ум – тогда есть еще более высшее существо – значит бог существует не только в уме. В обоих случаях отождествляется мышление и бытие.
Фома Аквинский (13 век) – из богатой семьи, доминиканец, тайно покинул свой дом, его находят братья и 2 года держат пленником, но он убегает и учиться у Альберта Великого. Он написал очень много статей (сум). Он систематизировал много материала наработанного до него. Он пытался согласовать веру и разум, богословие и философию. До него их противопоставляли одно другому. Знания – нечто что не заслуживает внимания, но проблема не снималась. Аквинский предложил их гармонизировать. Разум может помогать вере а вера может помогать разуму – он не ставит их на один уровень (все-таки вера выше), но разум может помогать вере. Они должны взаимно дополнять друг друга. Если разум говорит одно а вера другое – на первое место вера поскольку науки – знания разумные, а вера – сверхразумные. Эта идея была очень полезна в 18-19 веке (течение неофомизм). Космологическое доказательство бытия бога: это явление произошло поскольку на него подействовало другое явление, на которое подействовала еще какая-то идея и так далее. А кто толкнул первую в этой цепи идею – бог.
Еще одна концепция средних веков – идея виртуальности. Это не что-то иллюзорное, а то что скрывается за очевидным для нас, оно реально существует. Аквинский говорил что в человеческой душе присутствует и растительная и животная души, которые существуют там виртуально. Виртуальность – нечто которое не сразу проявляется, но существует реально (например в семени – целое ореховое дерево).
Аккам (13-14 век). Не надо придумывать абстрактных слов и доказывать что за ними что-то существует. Надо стараться объяснить минимальным количеством понятий. Не надо придумывать реальности вне конкретных вещей. Бритва Аккама: если можно объяснить что-то просто, объясняй проще.
Лекция 6. (24.12.2003)
Ранняя схоластика 9-12 вв., зрелая схоластика 13в (Аквинский), период упадка 14 век.
В период упадка усугублялись негативные тенденции схоластики. Сама приверженность логики подрывала основы схоластики – возникает много противоречий в священных текстах – это вело к утрате веры. Были например тексты противоречащие друг другу (Абеляр их находил). «Если разжевать тайны веры – их обычно придется выплюнуть, так что их надо глотать целиком». Появляется переосмысление роли авторитета – каждый может использовать ссылки на авторитеты в своих целях. Если раньше ссылка на авторитеты – лучший аргумент, то теперь худший. Идет переход от схоластики к мистике. Появляется желание непосредственно общаться с богом. Возник народный мистицизм. Много анонимных книг – некоторые до сих пор популярны (например «Подражание Христу»). «Лучше испытать умиление чем знать его определение». «Всякий человек естественно стремиться знать, но что в знаниях без страха божьего». «Страх начало мудрости, довершение ее – любовь». Вообще концепция любви получает широкое распространение. Усиление мистики говорила о том что схоластика себя изжила. Но были и логические противоречия схоластики. Например двойственность истины: есть истины веры – ими занимается религия, и есть истины разума – ими занимается наука.
Параллельно возникает интерес к природе – интерес к разным процессам и вне связи их с богом. Пришли из арабских стран некоторые работы Аристотеля о естественных знаниях. Роджер Беккон – занимался физическими вопросами – в основном оптикой. Раймонд Лулий (13 век) – был рыцарем, потом занимался наукой, был миссионером. Он зарождал кибернетику – пытался создать всемирный метод который бы позволял решать логические задачи пытаясь создать логическую машину. Он ее создал – машина с концентрическими кругами разделенными на сектора и пытался получать правильные высказывания совмещая правильным образом эти сектора с надписями. Он считал что есть законы позволяющие получать правильный результат даже непосвященным. В Африке его не поняли и замучили. Жан Буредан тоже пытался познавать природные процессы. Он спорил с Аристотелем что всякое тело движется пока на него действует сила, а Буредан спрашивал почему же движется стрела. Ввел понятие импетуса – нечто типа инерции.
Стало ясно что схоластика как философия себя изжила. А что же в это время происходило в обществе? Разлагались феодальные отношения. Шел переходный процесс от феодальных к капиталистическим отношениям. Любая культура имеет 2 стороны: официальная и парсическая. Завершенная культура которая уже состоялась и функционирует – это система официальной культуры и существует некоторые функционеры которые поддерживают эту культуру и большинство ее поддерживает. Но поскольку любая система не может охватить всего многообразия человека, посему то что не вписывается в официальную культуру но присутствуют в человеке – жизнь которая не поддается контролю, то чем реально живет человек – незавершенное, сила которая может разворачиваться – парсическая сила. Она не создает новой культуры, но она говорит что существующая система не универсальна, не полная. Именно эта парсическая сила начала сильно проявляться в средние века. Всегда есть смеховая культура – иронически настроенная к официальной культуре. Это является опасностью для существующей культуры – источник, который может разложить официальную культуру. Чем больше специализации в официальной культуре тем больше растет парсическая культура. Чем больше развивалась средневековая официальная культура тем больше возникает отклонений от этой культуры. Все больше личные качества человека затмевает социальное положение (в 15-16 веке). В 16 веке вышел роман одной графини Е. Насал в которой один племянник мясника стал королем в силу личных достоинств. Этот роман кучу раз переиздавали – всем очень понравилась задумка. Развивается культура трубадурства. Очень много песен о рыцарстве. Воспевается платоническая любовь, поскольку телесная любовь была практически запрещена. В этих рыцарских сюжетах показывались бесконечные силы человека: может полететь на луну, победить великана и т.д. Человек может сам многое сделать без помощи бога! Человеческая любовь попирает всякие нормы того общества. Любовь сильнее даже чем бог (не явно написано в литературных произведениях но сквозит)! Возникают работы о прелести мирского бытия – человек может получать удовольствие даже в этом мире. Начинают описывать земные прелести. Показывается что и этот мир прекрасен. Появляются попытки описания разных стран, животных, природы. Описывают отношения между людьми. Много работ описывающих всяких бродяг и плутов которые всегда находят выход, не подвластны власти денег, издеваются над официальными деятелями церкви, схоластами. «Заговор дураков», «Письма темных людей», «Похвала дураков». Идет борьба в душе каждого человека между официальной культурой и парсической. Первыми чувствовали проблемы этой системы сами священнослужители, и те из них кто почестнее те говорили об этом.
В производстве в это время тоже были проблемы. Возникает противоречие города и синьора. Появилась заинтересованность отхода от натурального хозяйства. Прогрессивные дворяне чувствовали эту необходимость. Но возникает необходимость отхода от цехового хозяйства. Значительно усиливается роль денег. Деньги дают независимость он разных структур. Появилась жажда накопительства и жажда золота. Начали разрушаться феодальные перегородки. Это время великих географических открытий – искали рынки сбыта. Существующая феодальная структура начинает раскачиваться. Общество распадалось на части. Историки назвали это войной всех против всех. Постоянно хватались за оружие. Прежняя структура ломалась. Усиливается роль короля – центр который может навести порядок в стране. Король нашел общий язык с нарождающейся буржуазией. Буржуазия хотела снятия ограничения производства и рынков сбыта – король тоже. Идет отмена церквоцентризма. Сила короля растет а сила церкви падает. Возникло движение реформации (16 век) церкви. Толчок был дан Лютером который выдвинул 95 тезисов – он был против торговли папскими индульгенциями. Это привело к резонансу в обществе и привело к реформации. Доказывалось что спасение души – только через внутреннюю веру (отрицалась роль церкви). Они выступали против духовенства как общественного слоя. Отрицали церковь как крупного феодального собственника – собственность отчуждалась от церкви в процессе реформации. Упразднение церковной реформации. Еще один реформатор Кальвин. Кроме официального реформаторства было еще и народное реформаторство.
Возрождение
14-15 века – период возрождения. Возрождалась латынь. Возвращались даже к языческим образцам лишь бы ближе к жизни. Считается что средневековье – провал. Возрождаются античные автора. Кроме того возникали люди которые что-то новое делали (Леонардо ДаВинчи, Рафаель). Леонардо да Винчи писал: «Если я действительно не подготовлен для того чтобы цитировать классиков как это делают гуманисты, то гораздо более ценным является знание добытое опытом. Гуманисты украшены не собственным трудом, а трудами других. И если они презирают меня как изобретателя, то насколько больше они этого заслуживают сами, поскольку ничего нового не открывают, а только цитируют уже известное.
Для эпохи возрождения (#13) характерно: на первое место выдвигается личность (не бог на первом месте а человек). Это росло из города где человек начал понимать что он ни от кого не зависит, а своим трудом может всего добиться. Некоторые считают что самой характерной чертой возрождения является индивидуализм. Усиливается антропоцентризм. Нет идеализации человека, но все равно главное внимание – человеку. Даже плохие качества человека заслуживают уважения и внимания. Возникает борьба титанов (личностей) в литературе (Гамлет) – эта борьба носит трагический характер. Расчет на собственную силу сопровождается постоянным риском. Излюбленная тема – тема фортуны (судьбы). Фортуна не постоянна, готова в любой момент повернуться в любую сторону.
Получилось общество, где нет бога, развиваются производственные отношения, идут географические открытия. Что приходит на первое место? Какая мировоззренческая идея снова объединила этих людей? Осознание независимости от сословной структуры общества, ощущение своей индивидуальности, зависимости своей судьбы от самого себя, принятие других как независимых личностей, необходимость знаний о предметах для улучшения производства и зарабатывания денег – необходимость учитывания реальной ситуации. Выкристаллизовывается идеи объективности – все что существует не зависит не от чьего желания – все существует объективно. Мир есть совокупность объективно существующих вещей. Человек открыл природу! От бога человек пришел к пониманию природы. Человек, самодостаточный, не зависящий от бога. Природу надо познавать такой какая она есть. В это время живопись – натуральная, реалистичная, фотографичная. Придумано писание маслом картин, перспектива, свето-тень – это совершенно отличается от техники писания икон.
Философски идею природы первым выразил Френсис Беккон. Человек – истолкователь Пророды. Свыше своего понимания природы он не видит и не знает ничего. Беккон признал что природа может познаваться через саму себя. Есть природа со своими законами – надо ее познавать. Природу можно менять (Древние Греки и Древние Китайцы считали что нельзя менять природу – даже нельзя было делать опыты, это противоречило мировоззренческой позиции). Страх бога заменяется страхом нарушить законы природы.
Какие следствия повлекло за собой такие изменения в мировоззрении? Отход от религии и отделение природы от религии (Коперник – антигелиоцентризм, Дж. Бруно – бесконечность природы, бесчисленность миров – бог бесконечно творит так что миров бесконечно много).
Понтеизм (Дж. Бруно, Спиноза): бог отождествляется с природой.
Диизм (Галилей, Ньютон): бог есть и он дал толчок развитию вселенной, но дальше не вмешивается в процесс – природа развивается сама по себе.
Диктатура церкви была сломлена. Пока еще в сознании, старая культура продолжает существовать. Новая культура приходит к власти когда появляются новые институции, новая организация соответствующая этой идее. Этой идеей стала наука. Рождение науки было связано в введении эксперимента, в это время вообще зарождается понятие опыта. Появляются измерительные инструменты, которые даже иногда абсолютизируются – они пытаются например весами решить что такое любовь, дружба и т.д. Например взвешивая кровь за 100 ударов пульса можно узнать больной человек или здоровый. Надо пытать природу – с помощью измерительных инструментов выпытывают тайны природы. Методология познания – анализ (еще Беккон писал об этом – надо рассекать, анатомировать мир, а прежние домыслы должны быть развеяны). Анализ – выделение части и рассмотрение этой части. В медицине анатомирование тоже развито. Критикуются авторитеты: «Истина дочь времени а не авторитета» (Бекон). Галилей тоже писал об не важности авторитета – например слово короля не может повлиять на законы реальности. Многие боролись с положениями выдвинутые Аристотелем (Ньютон опроверг то что скорость пропорциональна силе). Многие природные проблемы пересматриваются: например Кеплер показал что планеты движутся по эллипсам а не по кругам (раньше считалось что круг – самая совершенная и правильная траектория). Ньютон тоже значительно больше времени потратил на священное писание нежели на физику. Галилею пришлось доказывать что в телескоп видно реальность, но многие все равно не поверили, а некоторые даже не хотели смотреть потому что у Аристотеля уже все написано и нет необходимости заново это изучать. Вращение земли невозможно, так как если бы она вращалась воздух бы от нее отставал и все время был бы ветер – так опровергали Галилея. Пришлось Галилею разработать теорию инерции. То что сила пропорциональна скорости подтверждалась движением при наличии сопротивления – это тоже пришлось преодолевать. Ф. Беккон написал «Новую Атлантиду»: люди там живут руководствуясь наукой, развивали науку. Путники заблудившись попали на этот остров и их водили по лабораториям – предвидел многие изобретения.
Новое время
(#14)
Средневековье сменило новое время. Какие идеи возникают в философии? Центральные проблемы:
· сущность природы, сущность мира (вместо сущности бога);
· понимание человека и природы и их соотношения;
· проблема познания человека и природы;
Главный метод – метод анализа = метафизический метод. Явление рассматривалось отдельно. Эксперимент развивался на основе метафизического метода. Как соотноситься наука и философия в этот период? В средние века философия служила теологии, а теперь – науке. Философия пользуется понятиями науки. Механицизм – представление о мире с механических позиций (механика была наиболее развита). Философская методология берется из науки. Часто строили философские рассуждения по подобию геометрии (аксиомы, теоремы). Философия выступала как наука наук, а науки – отрасли философии. Философия должна была рисовать общую картину мира. Там, где знаний еще не было, что-то домысливали - это натурфилософия.
Представления о природе. Природа рассматривалась через понятие материи (17 век), но не так как в античности. В древности материя = вещество, в новое время материя – самостоятельна, не отдельные вещества в основе, а у материи есть определенные качества (тяжесть, протяженность), но не в виде вещества. Декарт (16-17 века): дворянин, много путешествовал, занимался математикой, преломлением света (радугой), рефлекторная дуга в организме. Его работы были внесены в индекс запрещенных книг. Материя неба неотличима от материи земли – есть одна материя. Материю он отождествлял с пространством. Материя однородна, неделима, неразрывна. Все произошло от толчка бога. Противоречие: все заполнено без пустот, а как вещи возникают, ведь некуда двигаться. Но если движение по кругу – все возможно. Теория вихрей: каждое движение – это вихрь в этом пространстве. «Дайте мне материю и движение и я построю мир». Установил закон сохранения количества движения и занимался инерцией. У Декарта 2 субстанции – протяженность и тяжесть – дуализм.
Спиноза (17 век): еврей, из зажиточной семьи. Познакомился с Декартом, ушел из дома и вел не сладкую жизнь. Есть только одна субстанция, которая обосновывает все и в том числе себя. Субстанциональность материи в том что она является причиной самой себя. Природа одновременно и творящая и сотворенная. Природа как творящая выступает как бог (пантеизм), как сотворенная – она и есть природа (но это одно и то же). Основные атрибуты природы: мышление и протяженность (они во всем). Отдельные вещи выступают как совокупность модусов – за счет этого многообразие.
Лейбниц (17-18 век). Был дипломатом. Создал методы диф. уравнений, изобрел счетную машину которая даже корни извлекала. Куча всяких общественно полезных проектов. Философские работы отличаются глубиной проникновения в вопросы отношения к материи. Он считал что Декарт не прав, что материя это субстанция но не тождественна протяженности, т.к. из геометрии можно извлечь только геометрические свойства тела. Но не прав и Спиноза говоря что материя это и есть субстанция, т.к. тогда все вещи пассивны. Каждая вещь – субстанция, единица бытия (монада). Каждая монада – единство (гармония) души и тела. Тело – развивается по законам механики, а душа – под влиянием цельного движения. Хоть монады независимы, но каждая отражает все другие – есть единство всего этого. Все в природе гармонично. Предустановленная гармония – есть гармония между разными явлениями, гармония задается богом. Концепция которая считает что субстанций в мире много – плюрализм. Если есть одно начало в мире – монизм. Называл животных гидравлически-пневматическими огневыми машинами.
Философия 18 века выдвинула на первое место французских материалистов (Ламетри, Гильмецин, Дидро, Гольбах). Они тоже стояли на позициях механистического понимания материи. Материя = различная форма движения материальных частиц. Все совершается закономерно. И эта материя – основа всего. Преодолеваются схоластические предрассудки о скрытых качествах, сущностях. Трудности: а как же возникает все это многообразие мира? Они внесли демократизм в изложение философии, писали не на латинском языке, пытались систематизировать имеющие знания – издали энциклопедию (энциклопедисты). Аудитория была массовая и их идеи были широко известны во всем мире. Механицизм сделал все понятным но сильно упрощал все.
Наука как институт, элемент культуры – основа этой эпохи. Наиболее выдающиеся ученые – образец. Новый бог, новая религия – наука. Философия – наука всех наук (тоже наука). Ряд проблем повторяют старые, но в другой форме.
Лекция 7 (26.12.2003)
Понимание человека, общества и природы и их соотношения. (#59) Все есть природа и задача понять законы природы. Соответственно человек тоже часть природы и надо познавать его через природу, сущность человека – как и любого явления природы. Много попыток и понять человека и искусственно создать человека. Правда это были наивные попытки, которые привели только к созданию игрушек – делали весьма реалистичных кукол (чисто механических но с кучей наворотов – моргание ресницами, писание текстов). Получает большое развитие физиология (кровообращение, нервная система, анатомирование). Откуда в человеке (и в животных) берется энергия? Движущая сила организма – это не вложенное свыше, а просто тепло, которое выделяет человеческое тело. Пытались найти откуда выделяется тепло – предполагали что оно из сердца. Копая глубже сталкивались с проблемами. Особенные проблемы при рассмотрении нервной системы (даже у животных не говоря уже о человеке). Признавали что в человеке есть особая психика – может все-таки какая-то душа существует. Декарт считал что в человеке есть и душа и тело – два начала. Психофизический параллелизм – в человеке существуют и психологические и физические процессы. Особо обостряется проблема из-за взаимодействия психического (идеального) с физическим (материальным). Возникает вопрос: как может идеальное (нет ни грамма материального) взаимодействовать с материальным. Почему существует гипноз? Эти проблемы остаются до сегодня. Многие считали что ощущение = результат влияния внешней среды на нас. Человеческая свобода – насколько мы сознаем или не сознаем необходимость. Если мы осознаем – мы свободны. Свобода = сознание необходимости. Кто-то считал что человек подчиняется законам инерции – человек отстаивает свое бытие, значит человек это эгоистическое существо (Гольбарф). Надо стараться создать общество так чтобы частные интересы не противоречили друг другу. Гельвеций – есть 4 рычага управления людьми: слава и позор, награда и наказание. Общественные связи должны быть природными чтобы быть разумными. Концепция естественного права (а не божественного) – некие вечные принципы характерные природе. Право основывается не на воле а на природе человека. Гуго Гроций: не трогать чужого, возвращать взятое, исполнять обещания, вознаграждать за причиненный вред. Т.е. концепция естественного права исходила из заложенных естественных свобод – использовать собственные силы для своей свободы. Естественный закон – веление разума что делать а что нет для сохранения жизни и здоровья. Надо объяснять поведение человека его собственной природой, а не велением божьим. Есть 3 права личности: жизнь, свобода, собственность. Свобода понималась конкретно – свобода от феодальных отношений. Эти мыслители объясняли зарождающуюся систему отношений. Каждый свободен делать все что ему хочется. Такой подход к обществу получил название социально-физического. Та же система отношений проявилась в нравственных отношениях – нравственные отношения строятся через призму отношения вещей – отношения купли-продажи. Даже семейные отношения требуют бухгалтерского учета. Надо подсчитывать плюсы и минусы и делать выводы – моральная арифметика (Иеремия Бентам). Бухгалтерский подход к нравственным отношениям. Тем и отличается новое время от предыдущего что тут выдающуюся роль играло производство. И ранее были подобные поползновения: человек должен сам жить своим трудом, надо подсчитывать доходы и приходы. В средних веках вопрос о получении прибыли практически не стоял. Б. Франклин написал статью «Путь к богатству»: «не жалуйтесь на судьбу потому что все зависит от вас самих, берись за дело как следует и получишь хорошие результаты, время – деньги, капля камень точит, не откладывай на завтра то что можешь сделать сегодня». Однако потом стало ясно что арифметический подход к счастью недостаточен. Отношения в обществе даны природой и неизменны.
Проблемы познания (отношение человека к миру через познание). Вместе с открытием природы и с тем что познание законов природы позволяет правильно жить и отказом от бога стало усиливаться познание человека. Наряду с природой есть еще и сознание человека. Провозглашен разум, рационализм. Есть и внешняя бесконечность и внутренняя, но человек велик потому что он понимает свое положение. Многие пели гимн разуму. Человек использует все стихии. Разум – то что поднимает человека до бога. Вечный двигатель – попытка заменить бога (божественный вечный двигатель природным). Мы должны подчиняться законам природы, но зная эти законы мы подчиняем природу себе. Декарт говорил что надо заниматься практической философией и тогда мы станем хозяевами и господами природы. Проблема познания – на одно из первых мест в философии. Было 2 этапа движения в этой проблемы: критика схоластики т.к. осознается ценность человеческого разума, не надо принимать что-то на веру и ставить ограничения человеческому уму (я мыслю = я существую); в второе – если мы раскритиковали средневековые принципы, надо искать истинные основания познания. Эти проблемы связаны с вопросами о методах и способах познания и соотношениях разных методов и способов. Выделилось 2 метода познания: индукция и дедукция. Способы: чувственный (чувствами) и рациональный (разумом).
Френсис Бекон (1561-1626). Эмпирист. Родился в семье сановника в Англии, работал дипломатом, юристом, был лордом-канцлером. Обвинялся в взяточности. Умер от простуды, замораживая курицу. Занимался наукой. Сформулировал идею природы в работе «новый агронон» (у Аристотеля был «агронон»). Подверг критике схоластику. Ставил вопрос о очищении разума от заблуждений. Есть 4 вида заблуждений (идолов, призраков мешающих познанию):
· идолы рода – люди судят по аналогии с собственными свойствами;
· идолы пещеры - есть не у всех людей, а у тех кто сильно подвержены симпатиям и антипатиям;
· идолы площади – из-за использования слов, языка – в словах часто схватываются только внешние свойства, мы часто используем слова предавая им свойства которых в них нет;
· идолы театра – усвоили ложные положения существующие в обществе и несем ошибку, даже не подозревая об этом (они не врожденные).
Познание природы – все субъективное мы должны отсечь. Надо познавать природу такой какой она есть без привнесения в нее чего-то. Часто человек не понимает того что он смешивает объективное с субъективным. Надо избавляться от идолов. Но как на самом деле правильно познавать? Могут быть 2 неправильных и правильный методы: догматический (= дедуктивный – из общего получают частное – паук сам из себя ткет паутину) и эмпирический (постоянно накапливает факты без смысла – позиция муравья который тащит домой все). Истинный метод – как пчела которая собирает соки с разных цветов а потом перерабатывает в мед – умственная переработка материала который дает опыт – не отвлекаться от опыта но и не сводить только к фактам. Главное – найти правильное исходное начало. Наши знания слагаются из силогизмов. Но знания – из понятий, если они спутаны – нет ничего построенного на них. Понятия должны быть истинными – основанными на практике. Значит главный метод – индукция – от многообразия частного приходить к общему выводу. Как же формировать эти понятия? Бекон составляет таблицы: например нас интересует что такое теплота? Надо составить таблицу сущности и присутствия, т.е. нужно максимально охватить все явления в которых это качество встречается. Например солнечные лучи днем, раскаленные тела, все мохнатое и т.д. Далее составляется таблица отклонений – надо попытаться найти очень похожие явления приведенные выше, но в которых этих явлений нет – например лучи Луны и звезд не являются теплыми для осязания. Далее составляется таблица степеней или сравнения – таблица в которой например на первом месте живые тела по разному холодные (дерево и метал). Задача всех этих 3х таблиц представить примеры разуму. Теперь их надо осмыслить. После этих записей идет сама индукция – надо сделать такое понятие теплоты которое учитывало бы все перечисленные эмпирические факты. Определение теплоты получилось такое: «тепло есть движение распространение затрудненное и происходящее в малых частях…». Этот метод по мнению Бекона дает основы для правильного рассуждения. Схема: опыт – аксиомы – опыт (сознательное применение). Такая схема касается эмпирического уровня познания. Экспериментатор примерно так и работает. Этот индуктивизм Бекона не надо путать с простым эмпиризмом (накопление фактов). Особенности Беконовского подхода: познающий субъект – изолированный индивид; опыт – чувственное созерцание, наблюдение: чувственное восприятие = критерий истинны. Вопрос о методах познания переходит в вопрос о способе. В основе познания лежит чувственный способ. Нет ничего в разуме что не отражено в чувствах – это сенсуализм. Представителями сенсуализма были Джон Лок (tabula rasa – мозг человека как чистый лист, заполняется информацией через чувства) и Беркли. Основная трудность в том что опыт и чувства дают знания единичного. Откуда берутся общие выводы, как доводить выводы до всеобщего значения? Как мы из чувственных позиций делаем общий вывод – чувства уже ни при чем, они все сказали. Опыт дает последствия явлений, но не причины. Можно докатиться до солипсизма (крайний субъективный идеализм) – существую только я со своими чувствами - Беркли считал что материи совсем не существует, а существует только он. Чтобы объяснить откуда берутся обобщения сенсуалисты допускают что до всякого опыта у нас есть общие понятия (априоризм apriori) – благодаря им мы можем давать определения. Но это противоречие самому себе – они перестают быть сенсуалистами. Еще один недостаток сенсуализма – мы не можем познать мир (агностицизм) потому что мы можем познать только свои чувства – Юм и Кант. Юм: «Я не имею никаких знаний кроме своих чувств». Для сенсуализма критерий истины – чувства.
Альтернатива сенсуализму – рационализм(Декарт, Лейбниц). Декарт тоже выступал против схоластики и тоже пытался найти основания от которых надо отталкиваться. Надо все подвергать сомнению и путем сомнения может удастся что-то найти, что-то устойчивое, в чем нет сомнения. Он критикует чувства – у него нет доверия – например обман зрения (статуя издали кажется маленькой, а вблизи она большая). Говорят что есть внутренние чувства которым можно доверять – наверное боль самое внутреннее чувство, но у человека с ампутированной ногой бывает чувство что она болит. Он приходит к тому что единственное несомненное то что он все время сомневается: я сомневаюсь соответственно и мыслю и существую – и только этому можно верить. А как отсюда построить все остальное – наталкивается на солипсизм. Пытается доказать что кроме его мысли существует что-то другое. Он использует доказательство бытия бога – идея о боге есть идея о существе совершенно, посему она наиболее реальна, а раз следствие существует (идея о боге) то существует и причина (бог). Аналогично он приходит к тому что и внешний мир существует. Для рационализма характерно то что критерием истинны является разум (у Декарта опирающийся на интуицию). Возможность видения истины вытекает из врожденных идей. Мы можем познавать мир развивая эти идеи – главный метод дедукция (ближе к средневековью). Опыт – это только повод для дедуктивных выводов. Декарт сформулировал требования к познанию:
· допускать в качестве истинных только те положения которые представляются уму ясными и отчетливыми;
· расчленять каждую сложную проблему или задачу на составляющие задачи как это необходимо;
· придерживаться порядка в мышлении, переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, от более простого и очевидного к менее;
· не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования, составлять всегда перечень столь полными и обзоры столь общими чтобы была уверенность в отсутствии опущений.
Трудности рационализма: он не учитывает изменчивости аксиом в истории (что аксиома на одном этапе науки не аксиома на другом). Логически правильные выводы не всегда означают правильный результат – особенно когда возникают противоречия (например корпускулярно-волновой дуализм). Мышление отрывается от реальности – если все зависит от мышления человек сидя в комнате может все изобрести в своем сознании, что не соответствует практике.
В общем новое время вывело сложности в гносеологии. Следующий этап усиленно занимался проблемами познания.
Лекция 8 (13.01.2004)
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 620;