Философия древнего мира

Филос. древнего мира (#4) – это появление философии, как таковой, из мифологии. Характерная черта мифологического сознания – синкретизм (нерасчлененность) – человек не выделяет себя из среды – есть мы и есть они и всё. Тут рациональный, эмоциональный и психологический моменты не расчленены. Характерно очеловечивание и одушевление природы – и животные и растения и даже камни. Лосев: «наиболее убедительные объяснения природы – при помощи родственных отношений». Когда нерасчлененность начала немного распадаться (обряды начались рассматриваться отдельно от их природы) – выделяются сказки. Безразличие к противоречиям – характерная черта мифологии. Они верили даже в то что для нас является чушью – например существование человека в разных местах в одно время. Нет понятия объяснения, есть только описание. Беспричинное мышление. Для первобытного мышления характерен интерес к случайному а не к закономерному. Любая случайность – нарушение в мировом порядке. Как бороться с нарушением порядка – надо задобрить богов (природу) – принесение жертв, магия, ритуалы.

Почему же появляется философия? Когда начинает распадаться первобытно-общинные правила. Первобытное общество могло выжить только в рамках коллективизма. Но технология совершенствуется и появляется прибавочный продукт – человек перестал чувствовать необходимость коллективизма. Распадаются родовые общины – люди объединяются по другим признакам. Хотя семейные отношения тоже сохранились, но на первое место вышли территориальные отношения. Появилась частная собственность. Перестали действовать нормы и обычаи – пришел хаос. Меняются социальные отношения. Появляются государство – система социальных институтов которые регулируют социальные отношения. Появляется право и правовые нормы – законы. Законы царя Хамурата и других. Законы были восприняты с энтузиазмом, потому что регламентировались отношения между людьми – наводился порядок в жизни, устранился беспредел. Появляется система юридических норм – меняется система мироотношения: от мифологических к юридическим. Возникает мысль что весь мир – это порядок, есть закономерность. Весь мир – это закон. Мир – законосообразность. Произошел переход от мифа к логосу. Героклит говорил что вещами и людьми правит логос. Даже солнце не может приступить логос. Мировой год – есть цикличность в этом порядке. Все процессы закономерны. Возникновение государства – возникает репрессивный аппарат. Возникает бюрократия (в переводе - писец, полный писец ;).

В Китае то же самое (6-5 века до н.э.) – возникает даосизм: Дао – закон которому подчиняется все. Дао составляет основу мира. Все в мире гармонично, т.е. если есть беспорядок – оно восстановиться и правда всегда победит. Отсюда принцип невмешательства в естественный ход событий. Развивается школа фадзя – законников. Они говорили что Дао – всеобщий закон который лежит в основе частных законов (ли). В человеческом обществе – законы фа (юридические законы). Тут сильно проявляется влияние философии на социальные отношения – возникает обратная связь (точнее они так считали).

По природе – каждая вещь должна быть на своем месте (Аристотель). Каждый человек тоже должен занимать свое место в жизни.

Везде в мире начинали видеть гармоничность и пропорциональность. Появляется пифагоризм: в основе всего мира лежит число. Отсюда интерес к математике, музыке. Очень популярной была геометрия. На воротах Платоновской академии: «не геометр не войдет».

Возникает идея прекрасного: прекрасное это гармоничное. Развивается архитектура. Открыто золотое сечение: если разделить какую-то длину на части а и б – гармония будет тогда когда (а+б)/а = а/б (1.618). Идея что есть объективная основа прекрасного. Вся картина мира – сферы. Пифагор считал что движение мировых сфер создает благозвучие которое некоторые могут слышать. Платон отождествлял все с геометрическими фигурами. Решаются таким образом все проблемы философии.

Какие конкретные проблемы решала античная философия? Переход от мифологии к логосу был связан с тем что исключался историзм мифов. А поскольку все упорядочено, надо просто найти основу порядка. Отбрасывается история, изучается данный нам мир. Что является первоначалом мира? Если мир един, как с этим соотносится многообразие нашего бытия? Проблема источника движения. Что движет планетами и всеми процессами? Проблема движения и покоя. Это все онтологические проблемы. Гносеологические: познание первоначала, человек и познание, человек и мир.

Между философией и мифологией был период предфилософии (7-6 века до н.э.) – век семи мудрецов. Еще не было философов, но были люди на пути к философии – люди с практической мудростью, способные найти выход из сложившейся ситуации. Эти люди часто были поэтами. Их советы носили характер нравственных. Один из главных – умеренность, свобода каждого человека не должна противоречить нормам общества. Не в чем чересчур, мера – наилучшее, ничего сверх меры, говори к месту, знай свое время, не позволяй своему языку опережать свой разум. Понятие безмерности (гюгрис) - наглости, нахальства. Из этих семи мудрецов наиболее известные 4: Питтак (600 год), Солон, Биас, Фалес (первоначало есть вода, предложил федеративное устройство государства). Остальные у разных авторов разные.

Философские школы

Город Милет (7-6 век до н.э.): Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Все они решали проблему первоначала (проблема архе arch).

Фалес. Первоначало есть вода, осадок при кипячении – земля, а из нее камни. Он предсказал солнечное затмение в 585 году до н.э. Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.

Анаксимандр. Изобрел солнечные часы. Он сказал что первоначалом является апейрон – некие семена которые не сводятся к известным нам вещам.

Анаксимен. Изобрел географическую карту. Первоначалом является воздух. Сгущение воздуха – туман, сгущение тумана – вода и т.д.

Пифагорейцев пропускаем.

Гераклит (эфесская школа). Родился в г. Эфес в малой Азии. 530 – 470 гг. до н.э. В мире господствует порядок, но все в мире меняется, весь мир находится в движении (панторей pantarei – все течет). Все движется, невозможно дважды войти в одну реку. Ученик Гераклита Кротил – релятивист. Он считал что нет покоя, изменение абсолютно, даже один раз нельзя войти в одну реку, поскольку каждое мгновение все новое. Все относительно. Познание невозможно поскольку все меняется. Любое высказывание ложно, поскольку пока я говорю все меняется. Гераклит был очень надменен. Всех поливал грязью. Надо постигать знание которое правит всем через все. В детстве он говорил что не знает ничего, взрослым он заявлял что знает все. Основа всего – огонь. Вселенная конечна и возникает из огня, а потом опять превращается в огонь. Сгущается огонь в влагу, потом в воду, она крепнет и превращается в землю.

Элеата. (6-5 вв. до н.э.) Парменит и Зенон. Парменит сказал что то что есть – существует, то чего нет – не существует, а перехода между ними нет, а значит нет движения. Есть только бытие (он ввел это понятие), а не бытия нет. Зенон (ученик Парменита) доказывал эту идею логически, причем неплохо. Апории Зенона – задачи сформулированные в виде противоречий. Он доказывал от противного. Говорил что допустим что движение есть и приходил к абсурду, следовательно движения не существует. Они развели чувственное познание и познание разумом. Чувства могут обманывать – надо познавать умом. Ум дает единственное разумное знание. Апории Зенона: Ахилес и черепаха, Стела (в каждый момент времени стрела покоится, а движение не может слагаться из покоев). Эти апории были началом диалектики познания. Эти философы поставили проблему противоречивости мышления.

Школа софистов. (5-4 вв. до н.э.) В это время полисы в др. Греции получили большое развитие, под властью Афин сосредоточились более 200 полисов, усилилась демократизации, усилилась потребность в ораторском искусстве, потребность в обосновании своей правоты и логике. Протагор – глава этой школы. Он сказал что поскольку сознание запутывается в противоречиях, то человек мера всех вещей, именно о человеке надо говорить и о способностях человеческого рассуждения. Любой закон не может гарантировать свое тождество с частной ситуацией, по этому нужна интерпретация (судья), так что человек есть мера всего. Они стали считаться теми, кто понес философские знания в общество. Они начали целенаправленно заниматься психологией. Считали что нет абсолютной истины, но истина субъективна. Они не строили картин мира и не искали начала. Горгий (ученик Протогора): ничего не существует, если что-то и существует он не познаваемо, если оно и познаваемо то невыразимо в понятиях. Все проблемы до них – псевдо-проблемы. Истина = выгода.

 

 

Лекция 4. (19.12.2003)

 

Сократ. (#9) (469-399 гг. до н.э.) Был чрезвычайно своеобразен. Ничего не написал. Вошел в философию благодаря в основном Платону. Не брал плату за свои речи. Вел жизнь действительно философа. Дело не в том каков мир (этого мы не можем знать) а в том чтобы понять как нам жить. Онтология для него ничто, он интересовался только человеком. Много общался с людьми, был плохим семьянином (его жена постоянно ругалась), было 3 детей. Главное для него было беседы и выяснение жизненно важных для людей вопросов. Он сильно спорил с софистами (почти до кулачных боев). Сократ отказывал от претензий что он может все объяснить. Он пришел к мысли что ни один человек всего знать не может. Он говорил что он не мудрец, он только стремится к мудрости. Люди должны общаться – тогда он могут что-то выяснить. Сократ осознал значение диалога. «Я не могу ничего утверждать до конца». «Я знаю что я ничего не знаю». Он беседовал чтобы помогать человеку выяснить вопрос – это искусство он называл маевтикой (помощь рождения знанию). Он ничего не навязывал, он просто помогал родиться знанию. У него был иронический подход к беседе. Он расспрашивал спецов о их профессии и задавал уточняющие вопросы и человек понимал что он не все знает. Это был не просто разговор ради разговора, а для продвижения вперед, выяснения некоторых вещей. Сократ начал первым сознательно использовать индуктивные доказательства (движение от частей к общему). Он первый стремился подвести все под общие определения. Т.к. Сократа интересовал человек его рассуждения обычно сводились к нравственным проблемам. Что такое благо, мудрость, справедливость, мужество. Задача дискуса – прийти к понятию которое бы включало все. В этике он связывал добродетель со знанием –Человек знающий что такое зло не будет поступать плохо. Он считал что власть в государстве должно принадлежать наиболее мудрым и грамотным, критиковал недостатки афинской демократии. У него было много учеников. Он считал что через него просто говорил внутренний голос и не приписывал себе особых заслуг. В конце жизни его судили и он сам выпил яд. Попросил в конце чтобы принесли в жертву петуха (излечивание от болезни). Обвиняли его (3 человека) в развращении юношества – он придумал новых богов, отрицая старых. Он вел себя вызывающе на суде и настроил против себя всех, вот его и замочили. Он повернул внимание к человеку, после него возникли несколько школ которые продолжали развивать это направление.

Были 3 основных школы: киники, киренаики, мегарики. Каждая сыграла определенную роль в учении о том как жить. Каждая – особый подход к жизни.

Киники. Распологалась в спортивном зале «зоркий пес» (киникус = пес). Некоторые считали что у них собачья философия. 5 век до н.э. Антисфен и Диоген. У них была определенная концепция: существуют только единичные вещи, применение к ним общих понятий ничего не дает – не одно общее понятие не охватывает конкретные вещи. Посему применение к конткретным понятиям общих – есть тавтология. Мудрость – не состоит в теоретических знаниях (оно общее и его достичь нельзя), а в познании долга, смысла жизни, понятия блага (как надо жить, жить во благе). Как они решали эту проблему? Надо жить и показывать как жить. Цель жизни – спокойствие и отречение от всего что делает нас зависимыми. Надо максимально быть свободным – это позволяет правильно жить. Все сводилось к аскетизму, презирали нужду, насмехались над предрассудками. Их за это презирали, но они считали это нормальным отношение к естественному поведению. Они проповедовали свободу и естественность. Антисфен. Высмеивал тех афинян которые гордились голубой кровью. Он был учеником Сократа. Утверждал что труд есть благо. Первый дал определение понятию – то что раскрывает что есть или представляет тот или иной предмет. Он предпочел бы безумие наслаждению. Лучше стервятники чем льстецы – те пожирают мертвых а эти живых. Философия – умение говорить с самим собой. Самая нужная наука – забывать. Он ненавидел роскошную жизнь. Безвестность есть благо, равно как и труд. Диоген. Был учеником Антисфена. Диоген устроил жилище в глиняной бочке. Прикалывался над Платоном. «Никто не соревнуется быть самым прекрасным и добрым». «Протягивая руку друзьям не надо сжимать руку в кулак». Попал в плен и на распродажу рабов и предложил желающим купить себе хозяина. Предложил своему хозяину слушаться его, поскольку он умнее. «Эй люди!» Прибежали люди, а он на них с палкой: «я звал людей а не мерзавцев». Сума-сшедшие – те которые не ходят с сумой (не независимы). Босиком ходил по снегу. Были желающие у него заниматься, но никто не выдерживал его испытаний. Увидев женщину распростертую перед богами: «а ты не боишься богов, вдруг они сзади – какое зрелище ты им предлагаешь?» Когда Платон дал определение человека (человек – существо о двух ногах и без крыльев) – Диоген принес ощипанного петуха, тогда определение дополнилось – с широкими ногтями. Философия дала ему готовность ко всякому повороту судьбы. Считал себя гражданином мира. «Зачем ты живешь если не заботишься о том чтобы хорошо жить?»

Киренская школа. Основатель Аристипп. Начал брать плату со слушателей, отсылал ее Сократу (учителю). Он извлекал наслаждение из того что доступно. Диоген назвал его царским псом. «50 драхм не дороже 1 оба». Когда ему предложили распутать задачу – зачем распутывать узел который уже доставляет столько хлопот. Надо властвовать над наслаждением не подчиняясь ему. Он бросился к ногам одного тирана – «у него уши на ногах». Проповедовали принцип: только настоящее имеет цену и надо наслаждаться настоящим. Свобода превыше всего. Свобода – и воспользоваться и отказаться ради наслаждения (гиденизм – все ради наслаждения).

Мегарская школа. Существенно отличается от предыдущих школ. Главное для них общее. Существует не единичное а общее. Любое определение подводит частное под общее – т.е. мы все сводим к общему, реально существует только общее. Основатель – Эвклид мегарский. Ходил 40 км. в Афины слушать Сократа. Даже в то время когда шла война между Афинами и Мегарами. Он учился не только у Сократа. Это есть то – отождествление частного и общего. Представители придумали много противоречий – софизмы. Ученик Эвклида Эвбулит славился софизмами. Он имели цель показать что если в мире только единичные вещи – противоречие. Вывод – в мире все одно. Софизм «рогатый» – то чего ты не терял ты имеешь – ты не терял рога, значит ты их имеешь. «Куча» - падают зерна 1,2,3,… когда они переходят в кучу? Похожий софизм – «лысый» - при каком количестве волос человек лысый? Софизм «лжец»: если кто-то говорит «я лжец» – он говорит правду или ложь? Ученик Эвбулита Крон: движущееся движется в том месте где находиться и там где не находится, значит он не движется не там не там – значит все покоиться.

Анаксагор: во всем есть все. Есть мировой ум, который правит миром. Как происходят разные трансформации? Появились 2 философа которые попытались все обобщить: Платон и Аристотель.

Платон. (#10) Слушал практически всех представителей вышеперечисленных школ. Наибольшее влияние на него произвел Сократ и Сократ его ценил. Он пытался дать целостную картину. 427-347 гг. до н.э. Настоящее имя - Аристокл. Платон – широкий или широкоплечий (назвали его так в гимнастическом зале). Родился в богатой и знатной семье. Платон получил очень хорошее образование. Питал интерес к политике. Склонность к искусству, художественному творчеству. Его произведения написаны очень художественно хорошо – в виде очень красивых диалогов. Совершил целый ряд путешествий. Побывал в Египте, Персии, Сицилии, Вавилоне и т.д. Его продали в рабство, но его выкупил представитель керенской школы и переправил в Афины. В 387 г. он основывает в Афинах академический гимназиум. Школа располагалась в роще посвященной Академу – посему школа называлась академия а ученики – академики. Она просуществовала 915 лет. Платон объединял в себе и прекрасную телесную сущность и ум. Его считали очень достойным человеком. В основу философии Платона легли следующие идеи: . В его диалогах обычно Сократ беседует с разными представителями разных школ и другими. В этих диалогах объединяется куча направлений: онтология, гносеология, психология, теология, космология, космогония, социальная философия. В основе у Платона «теория идей». Все теории и концепции бьются вокруг одного вопроса: одни допускают существования только материального, другие считают что истинное бытие – идеи (не ощущаемо, но всегда существует). Платон считает что единственная реальность – идеи и они являются единственной реальностью. Платон – первый четкий идеалист. Непосредственная цель – преодолеть релятивизм Кротилла (атомисты тоже пытались преодолеть релятивизм). Платон пытался обосновать существование постоянного. Например как существует красота? Она не только в красивых вещах – она должна существовать отдельно, вне вещей. Вещи изменчивы, имеют свою судьбу. Идея красоты существует сама по себе, она не знает не рождения ни смерти. Идея не может познаваться чувствами, а только разумом. Диоген говорит Платону: «стол и чашу я вижу, а стольности и чашности я не вижу». Платон говорил что только разумом можно это постичь. Платон построил целый идеальный мир, который противостоит обыденному миру как абстрактное противостоит обыденному. Идеи соподчинены между собой. Вершина – идея блага – то к чему стремиться человек, то что имеет для человека положительный смысл. Философия Платона – этический идеализм (в первую очередь этика). Платон в одной из работ посвященных гос-ву он приводит аллегорию пещеры: представь глубоко под землей пещеру и только слабый отблеск света и они видят только тени – для них весь мир для них – тени. Нашелся человек который решил узнать что это за лучик – он карабкается и видит солнце, которое и есть настоящая реальность. И он, философ, поднялся и увидел солнце. Задача философа – познавать идеи – реальный мир. Платон впервые развел теоретический мир и чувственное познание. Но были трудности в этой теории. Их сформулировал Аристотель. Платона вспомнили когда начали изучать микромир. Электроны, фотоны – существуют в виде идей поскольку мы не можем их увидеть. Платон рассматривал проблемы общества и государства. Как совместить общественную справедливость и индивидуальную добродетель. Он выделяет 7 типов государственных устройств: какой-то идеальный тип жизни общества в котором государство вообще не нужно. Реальные типы: правильные: монархия и аристократия. Искаженные: тимократия (власть привелигерованного меньшинства – богачей), олигархия, демократия, тирания. В работе «государство» он считал еще возможным справедливое гос-во, в работе «политик» считал что может когда-то было идеальное обществе, в работе «законы» он считает что жизнь должна быть полностью регламентирована чтобы удержать все в порядке. Платон более художественный философ. Многими он считается родоначальником современной философии.

Аристотель. (#11) 384-322, родился в г.Стагире. Родился в семье врача. В 17 лет приехал в Афины и 20 лет был слушателем академии. Платон ценил Аристотеля, но считал что его надо сдерживать. Аристотель перенял нравственность Платона. Провел большую систематизацию знаний. Аристотель много путешествовал после смерти Платона. Он обучал Александра Великого с 12 до 16 лет. Александр очень чтил Аристотеля. Аристотель заложил хорошие знания Александру. В 50 лет Аристотель основывает школу «ликей» в Афинах. Это было помещение в саду с аллеями, и часто обучение происходило во время прогулок – философия Аристотеля перекапетическая (обучение в время прогулок). Занятия были утром и вечером. причем вечером – менее подготовленными (экзотериками), а утром с более подготовленными (эзотериками). После смерти Александра Македонского начались гонения на Аристотеля и он покинул Афины, через год умер на острове Евберия. Вопрос о том кто должен управлять школой после смерти Аристотеля он решил так: один ученик был с острова Лесбос, а другой с Родоса – он попробовал вина и больше понравилось вино с Лесбоса, но похвалил оба. Теория идей не объясняет всего многообразия вещей. Как устанавливается связь между миром идей и миром чувств. Если все есть отражение идей, то идеи должны быть для всего, в том числе и идеи самых низменных вещей. Идет нарастание числа идей. Как соединить общую идею блага с несоответствующими ей плохими идеями? Как сделать эту иерархию.

Платоновские вещи дошли практически все, но Аристотелевские – не многие. Он описал 158 государственных устройств. Александр Македонский присылал кучу информации о завоеванных гос-вах. Аристотель описал очень много естественных знаний – физика прожила до 18 века. Он расспрашивал рыбаков о повадках рыб и писал книгу о строении рыб. Философию Аристотеля назвали метафизикой – все что после физики (естественных наук). Сам Аристотель называл это первофилософией. Что он туда внес? Он поставил вопрос существует ли только природа или есть еще что-то сверх нее. Есть ли что-то неподвижное вечное помимо природы (чувственной сущности) если да – то в чем оно. Аристотель отвечает что оно существует, и именно этим должна заниматься философия. Вся его философия стремиться дать ответ что это такое. Он не говорит что это мир идей, он ищет свой ответ. Критикуя отрыв от реальности Платона, он пытается преодолеть проблему общности идей и чувственного мира. Он считает что чувственный мир и мир идей взаимосвязаны как единичное и общее – единичное есть проявление общего. Как же познавать единичное в отличии от общего. При познании надо идти от общего к единичному. Он стремился показать как это должно происходить в рассуждениях. Он сформулировал законы формальной логики. В науке надо выводить частное из общего. Он сформулировал 3 закона формальной логики. Чувственное не совпадает с сущностью, но и не существует вне сущности. За основу всего Аристотель берет вещь, в отличии от Платона. Надо различать состояние вещи и сущность вещи – сущность остается неизменной, а состояния могут быть разными. Он пытается объяснить развитие вещей. Он это делает с помощью понятий форма и содержание. Он говорит что всякая вещь имеет определенное содержание, но приобретает свое бытие только тогда когда он оформлена. Материя носит характер возможности, которая реализуется в действительности когда оно оформляется. Понятие формы – главное. Есть некий перводвигатель, который оформляет всю действительность. Есть 4 вида причин: материя, форма, причина движения и цель. Материя – то в чем реализуется вещь. Форма – то что принимается материей при переходе от возможности к действительности. Причина движения – источник движения, то что движет всем процессом. Цель – то ради чего происходит все действо. Дом: кирпичи – материя, форма – форма дома, действуют – строитель, цель – построить дом. Аристотель по своему расшифровывает «пещеру» – мир который видит вышедший на солнце человек – это реальный мир вещей.

Был еще стоицизм и эпикуризм, Платин (ученик Платона) – неоплотонизм.

 

 

Лекция 5 (23.12.2003)

 








Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.