Гепато-лентикулярная дегенерация
Это заболевание начинается в детском или молодом возрасте и имеет хроническое прогрессирующее течение. Наследование болезни по аутосомно-рецессивному типу. При заболевании недостаток синтеза медьсодержащего белка церулоплазмина, входящего в состав альфа2-глобулинов, приводит к повышенной абсорбции меди в желудочно-кишечном тракте. Вследствие этого увеличивается содержание в крови меди, не связанной церулоплазмином, а свободно присоединяющейся к сывороточному альбумину. Эта медь в избыточных количествах откладывается в органах и тканях, главным образом в печени, мозге, роговице, почках и др. органах. Накопление меди приводит к проявлениям заболевания. Токсическое влияние меди связано с блокадой сульфгидрильных групп в окислительных ферментах, что приводит к нарушению процессов гликолиза и дыхания клетки.
Характерными признаками болезни являются изменения в обмене меди: значительное снижение содержания медной оксидазы (церулоплазмина) в сыворотке крови, выраженная купрурия, избыточное выделение с мочой аминокислот.
Кроме того, у больных повышено содержание аммиака в крови. Интоксикация мозга соединениями аммиака наряду с патологией обмена меди имеет значение в патогенезе мозговых нарушений.
Патологические нарушения в мозге наиболее выражены в подкорковых ядрах. Развиваются тяжёлые изменения в коре полушарий. В мозговой ткани находят изменения мелких сосудов, что приводит к многоочаговому размягчению и губчатости нервной ткани. Этому сопутствуют изменения макроглии и различных видов изменений нервных клеток. Постоянным признаком является наличие крупноузлового цирроза печени. Может быть токсическая дистрофия печени. Часто возникает гастрит, энтерит, колит, нефрит.
Клиническая картина складывается из симптомов поражения внутренних органов и нервной системы. У половины больных развивается тяжёлое поражение печени с желтухой, гепато- и спленомегалией, асцитом, лихорадкой с геморрагическим синдромом, желудочно-кишечными расстройствами. При злокачественной брюшной форме смерть от болезни печени наступает раньше, чем успевают развиться очаговые мозговые нарушения. У большинства больных цирроз печени не проявляется явной картиной, но отмечается уменьшение размеров печени, увеличение селезёнки, диспепсии. В ряде случаев заболевание печени выявляется только с помощью биохимических исследований. У большинства больных есть проявления геморрагического диатеза: носовые кровотечения, кровоточивость дёсен, кожные кровоизлияния.
Нервные нарушения в основном складываются из экстрапирамидных нарушений. На первый план выступает ригидность мышц туловища, ног, рук, захватывая мышцы, участвующие в глотании и говорении. Отмечается амимия, дисфагия, дизартрия. Походка становится скованной, подпрыгивающей. Ригидность может усиливаться под влиянием эмоций и произвольных движений. Больные часто застывают в неудобных позах. В дистальных отделах конечностей нередко образуются контрактуры. Ригидность сочетается с атетоидными и торсионно-дистоническими гиперкинезами. Ригидность может привести к полной обездвиженности.
В большинстве случаев сильнее проявляется дрожание, которое часто является первым признаком болезни. При дрожательной форме дрожание становится общим, захватывая мышцы лица, челюстей, глазных яблок, речевые мышцы. Речь становится скандированной, дрожащей. Бывает дрожание надгортанника, голосовых связок, дыхательной мускулатуры, включая диафрагму. В состоянии полного покоя дрожание отсутствует. Оно появляется и усиливается до трясения при перемене положения тела.
При наличии распространённого дрожания ригидность, как правило, отсутствует и может появиться только в последней стадии болезни. Часто отмечается насильственный плач и смех, повышенное слюнотечение, сальность лица.
Изменения психики часто охватывают все стороны психической деятельности, иногда ограничиваются эмоционально-волевой сферой и развитием слабоумия. Вялость, слабость аффектов и побуждений, которые часто сочетаются с импульсивностью и неожиданными вспышками гнева и страха. Бывает эйфория и тоскливость. Изменения интеллекта проявляются в различной степени умственной деградации.
Патогномоничным признаком является роговичное кольцо, которое представляет отложение медьсодержащего пигмента по периферии роговицы.
Выделяют 4 формы заболевания.
Аритмо-гиперкинетическая хар-ся быстрым развитием ригидности и наличием неритмичных гиперкинезов. Начинается в 7-15 лет. Как правило, выражены признаки печёночной патологии. Отмечаются случаи злокачественного течения до 1-1,5 лет.
Дрожательная форма хар-ся распространённым дрожанием и отсутствием ригидности. Начинается в 20-35 лет. Признаки поражения печени отсутствуют. Свойственно доброкачественное течение. Часто отмечаются изменения психики.
Дрожательно-ригидная форма хар-ся параллельным и почти одновременным развитием дрожания и ригидности. Дрожание сильнее выражено в руках, ригидность – в ногах. Рано появляются изменения речи; часты насильственный смех и плач. Неврологические признаки появляются обычно в возрасте 15-20 лет.
Экстрапирамидно-корковая форма отличается значительным поражением коры мозга. В эту форму может перейти любая из трёх предыдущих. У больных с экстрапирамидной патологией апоплектиформно развиваются пирамидные монопарезы и гемипарезы. Часто отмечаются эпилептические припадки общего и особенно джексоновского характера, тяжёлое снижение интеллекта с грубыми изменениями личности.
Лечение: Применяют препараты для удаления меди: унитиол и Д-пенициламин, которые нужно принимать в течение всей жизни. При отсутствии эффекта от препаратов делают стереотаксические операции на базальных ганглиях.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 767;