Культурно-досуговая деятельность как педагогическое явление

На современном этапе роль и значение досуга, как одной из важнейших общественных ценностей, неуклонно возрастает. В соот­ветствии с этим усиливается важность практических и теоретичес­ких проблем, связанных с определением конкретных путей и средств реализации культурно-развивающего и рекреационно-оздоровительного потенциала свободного времени. Все чаще и чаще ставятся се­годня вопросы о необходимости в нашей стране целостной и научно обоснованной государственной программы организации досуга. Не менее существенной является и проблема проведения целенаправлен­ной и системной деятельности по повышению досуговой компетен­тности и практической досуговой квалификации молодежи и взрослых.

К сожалению, до сих пор в повседневном обиходе слово «до­суг» представляет в смысловом плане своеобразный коктейль из по­нятий «отдых», «развлечения», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это в реальной структуре досугового времени действительно присутствует. Однако бытовое толкование в силу своей зыбкости и недостаточной определенности явно не подходит для научного и учебного применения. Решение этой и целого ряда других не менее актуальных задач предполагает более внимательное отношение к научной разработке проблем, связанных с изучением свободного вре­мени. Все необходимые предпосылки для такого изучения сегодня налицо. По рассматриваемой проблематике уже имеется довольно большое число вполне квалифицированных изысканий в области со­циологии, культурологии, акмеологии, ювенологии, геронтологии и целого ряда других наук. Применительно к нашей отечественной науке речь идет прежде всего о трудах таких отечественных исследователях, как Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, Э.В. Кло­пов, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, В.Н. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов и др. Не меньшую ценность представляет для нас и то, что сделано за последние годы специалистами по проблемам социо­культурной деятельности. Мы имеем в виду публикации Л. А Акимо­вой, М.А. Ариарского, Г.Г. Волощенко, Е.Г. Доронкиной, А.Д. Жарко­ва, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Максютина, Е.Г. Мамбекова, Б.Г. Мосалева, И.А. Новиковой, В.Л. Суртаева, В.В. Туева, В.Е. Триодина, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и других исследователей досуга.

К сожалению, до сих пор в нашей научной литературе нет од­нозначного подхода к определению четких соотношений между ка­тегориями «досуг» и свободное время. Здесь реально существуют три различающиеся позиции. Многие исследователи считают эти ка­тегории идентичными, т.е. означающими одно и то же. / Эта позиция перешла у нас в большую часть официальных сло­варей, справочников и энциклопедий./Другие рас­сматривают досуг как составную часть свободного времени. Третьи вообще отходят при решении этой проблемы от «временных оценок» и квалифицируют досуг как деятельностную составляющую того времени, которое остается у человека после выполнения им своих не­пременных производственных и непроизводственных обязательностей. Никакой особой «катастрофы» в связи с обозначенными разно­чтениями не произошло, но определенные неудобства все-таки воз­никли. Именно они и становятся порой поводом для ожесточенных, но не вполне серьезных с точки зрения истинной науки споров и дискуссий.

В недавнем прошлом у нас много писалось и говорилось о важ­ности «управления свободным временем». Более того, прилагались определенные усилия по реализации этой идеи на практике. Вполне понятно, что ничего хорошего из подобных намерений не получилось, да и в принципе не могло получиться. Сегодня мы ведем речь не об управлении, а о всесторонней помощи людям в организации духов­но и культурно обогащающего их досуга. Имеется в виду помощь, опирающаяся на полновесное знание и понимание потребностей и интересов человека, которые, в свою очередь, тоже нуждаются в оп­ределенном формировании и совершенствовании. Вот здесь и выходит на передний план особая отрасль педагогики, получившая впол­не законное наименование - «педагогика досуга».

Структура досуга применительно к практике человеческого поведения представляется рядом видов деятельности, одинаково не­обходимых людям, но заметно отличающихся по своему культурно­му содержанию. В контексте нашего рассмотрения свободного вре­мени мы в качестве основных видов выделяем просветительно-обра­зовательные, ценностно-ориентационные, культурно-творческие и рекреационно-развлекательные занятия.

Авторы настоящего учебного пособия считают, что в предель­но концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга нахо­дят выражение в его трех основных социокультурных функциях. Первая из них - рекреация, включающая в себя регенерацию как вос­становление растраченных физических сил и релаксацию, направлен­ную главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга - развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, интересно провести время, поднять настроение, снять накопившее­ся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции правомерно эксплициро­вать через ключевое понятие развитие: в сфере досуга люди не толь­ко отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культур­ном отношении.

К основным характеристикам досуга следует отнести: свобо­ду от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется); возможность выбора (поскольку мы свобод­ны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия); неутилитар­ность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает про­цессуальной ценностью); гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, удовольствия, наслажде­ния); компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое со­держание. Объем его всецело зависит от величины других компонен­тов общего временного бюджета личности и прежде всего от рабочего и той части внерабочего времени, которые относятся к т.н. непре­ложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). Соответственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг -сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных умень­шить удельный вес непреложных затрат времени.

Под структурой досуга понимается построение, взаимораспо­ложение и связь его основных частей. К последним правомерно отне­сти прежде всего потребление культурных ценностей (чтение, слу­шание, телесмотрение, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, лю­бительские занятия - хобби, физкультурно-оздоровительные заня­тия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, имеющие место затраты времени, со­впадающие с явлениями антикультуры.

Содержание применительно к досугу - это внутренний смысл основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмеща­ется, заключается, составляет их сущность. Практически каждый из структурных элементов обладает способностью иметь различающе­еся в качественном отношении содержательное наполнение. Напри­мер, применительно к культурно-творческим занятиям это, может быть художественное, техническое, декоративно-прикладное, соци­альное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою оче­редь, каждый из обозначенных видов занятий конкретизируется в содержательном плане еще на несколько более детальных составля­ющих.

В контексте общей характеристики досуг можно квалифици­ровать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется в виду рассмотрение досуга в качестве определения временного от­резка, входящего в состав общего бюджета времени человека, наря­ду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как вре­мени характеризует его с точки зрения продолжительности, длитель­ности.

В основу рассмотрения досуга в качестве деятельности поло­жена категория предметно-духовной деятельности, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Речь идет о совокуп­ности занятий, воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, в число которых входят мате­риальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди и т.д.

Характеристика досуга как состояние человека в данный от­резок времени базируется на квалификации физического и психичес­кого самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям - это практически всегда фиксируемый созна­нием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощу­щения удовольствия, наслаждения. Вполне понятно, что возникаю­щие переживания могут иметь неодинаковый характер, но, как пра­вило, они развиваются в позитивном, мажорном ключе.

В научной и популярной литературе встречаются достаточно много разнообразных типологий современного досуга. Не вдаваясь в их подробную характеристику, выделим наиболее значимые из них в плане предпринимаемого нами культурологического анализа сво­бодного времени. К ним можно отнести деление досуга на деятель­ный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный. Вполне естественно, что здесь правомерны и другие, в том числе и дополнительные, элементы классификации и признаки классифици­рования.

В плане своего исторического развития российский досуг име­ет весьма своеобразную социодинамику. В древние времена вся жиз­недеятельность человека регулировалась, главным образом, тради­цией, установлениями, обрядами, обычаями, укоренившимися при­вычками. В эпоху язычества на характер времяпрепровождения се­рьезное влияние оказывали языческие представления об окружаю­щем мире, природе и нормах социального поведения.

Положение существенным образом изменилось с приходом на Русь христианства. За наведение порядка в досугово-бытовой сфе­ре серьезно взялась православная церковь. Ее уложения и правила не­сколько веков были своеобразным расписанием жизни россиян, вклю­чая и досуговую часть этой жизни. Причем исполнялись они, судя по имеющимся историческим данным, весьма усердно и тщательно.

Примерно с первой половины XVIII столетия в досуговую па­радигму начинают вноситься очень важные светские вкрапления.

Это происходило главным образом посредством государственных реформ, открывшихся принципиальными нововведениями предпетровского и особенно петровского периода Многое делалось усилиями нарождающейся российской общественности. Последнее наиболее ярко выражалось в начавшихся культуртрегерских движениях, в ча­стности в получившей широкое развитие внешкольно-просветительной и образовательной деятельности появившейся интеллигенции.

Совершенно особое место в общей истории российского досу­га занимает семидесятилетний советский период. В его рамках досуговой сфере пришлось пережить целый ряд насаждавшихся сверху наслоений в виде усиленной коллективизации свободного времени, его идеологизации и политизации, жесткого регулирования содержа­ния и форм досуговых занятий и т.д. Объективности ради нельзя не отметить, что здесь наряду с явными доктринальными и практичес­кими промахами были и свои успехи. Одним из них можно назвать достижение определенного уровня доступности основных досуговых занятий для широких слоев населения. Достаточно масштабный раз­мах получило развитие самодеятельного народного творчества. Бо­лее или менее стабильно выглядела ресурсная поддержка системы культурного обслуживания населения. Короче говоря, хватало как плюсов, так и минусов.

Сегодня очень неоднозначными являются оценки перемен, ко­торые произошли в досуговой сфере россиян за последнее десятиле­тие. Здесь действительно есть все основания говорить о том, что об­новленный досуг стал разнообразнее (во всяком случае, в нем увели­чилась возможность выбора), вышел из-под опостылевшего всем гне­та идеологе-политической догматики, явно избавился от назойливо­го ригоризма. Разумно уменьшилась в этой сфере доля бесконечно­го контролирования, ушла в небытие «драконовская» цензура и т.д.

Вместе с тем появились и новые проблемы. В условиях рынка заметно снизилась доступность многих досуговых занятий - боль­шему числу людей они стали явно «не по карману». Перейдя в зна­чительной своей части в ведение различных, в сущности, никому не подконтрольных коммерческих структур, целиком и полностью ори­ентированных на прибыль, досуговые центры начали вываливаться за рамки культурного пространства. К сожалению, оказалось, зара­батывать деньги легче всего на эксплуатации того, что можно отнести к слабостям человека. Необычайно прибыльными стали всевоз­можные аспекты деформированной сексуальной проблематики, эпатажная агрессия, заигрывания с мистикой и другие подобные явле­ния. Сферу досугово-бытового поведения стали усиленно запол­нять алкоголизм и наркомания, половая распущенность. В значи­тельной своей части досуг начал элементарно выпадать из сферы культуры вообще.

В создавшихся на современном этапе условиях возрастает роль социально-культурной деятельности, объективно предназначен­ной для целенаправленного регулирования сферы свободного време­ни, цивилизационный потенциал которого, как показывает история, исключительно велик.

Выдающийся индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор является автором знаменательного в плане рас­сматриваемой нами проблемы высказывания: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И действительно, досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного времени области, как научные открытия, многое свершалось теми, кого называли обычно дилетантами. Применительно к физике этот факт прямо подтверждают А. Эйнштейн и Л. Инфельд в совместно написанной ими книге: «Удивительно, что почти все фундаментальные работы о природе теплоты, - читаем мы здесь, - были сделаны не физика­ми-профессионалами, а людьми, которые рассматривали физику как любимое занятие». Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, британском пивоваре Д. Джоуле, ставших, как ни странно, первооткрывателями очень важных физических за­кономерностей. Человеком-легендой справедливо считается голлан­дский суконщик Антон ван Лёвенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообра­щение и впервые зарисовал амебо-жгутовых и инфузорий. Очень много полезного внесли дилетанты и в развитие высшей математи­ки. Выдающийся французский математик Ж. д'Аламбер был по профессии врачом. Л. Эйлер стал математиком, бросив филологию. П. Ферма и отец буквенной алгебры Ф. Виет были по базовому об­разованию юристами. Математика считалась любительским увлече­нием для французского офицера Р. Декарта, но именно здесь он достиг поистине грандиозных результатов.

Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрел телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт - паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал пер­вую механическую прялку.

Юрист Э. Хаббл сделал целый ряд крупных открытий в аст­рономии. Филолог де Бройль стал одним из основателей квантовой механики. Американский лингвист Ч. Таунс вместе с российскими учеными Н. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за конструирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мендель путем анализа результатов гибридизации сортов гороха вывел законы распределения в потомстве наследственных факто­ров. В результате этот безвестный служитель культа стал одним из основоположников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и несколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Ци­олковский, первым разработавший теорию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь оставался скром­ным учителем.

Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии ху­дожественной культуры применительно к российской истории. Уни­кален их вклад в становление отечественного театра. Нельзя не на­звать в связи с этим имена таких известных любителей, ставших за­тем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский). Величайшей заслугой последнего является основание в 1898 году в значительной степени на базе руководимых им любительских групп Московского Художе­ственного академического театра (МХАТа).

Любители внесли большой вклад в развитие российского музы­кального искусства. Военный инженер Ц.А. Кюи был автором 10 опер, 250 романсов, целого ряда вокально-симфонических произведе­ний. Известный ученый в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа ро­мансов и пьес для фортепиано.

Показательна в аспекте рассматриваемой нами проблемы ис­тория создания знаменитого российского гимна. Слова к нему были написаны В.А. Жуковским задолго до появления музыки. Когда же начались поиски композитора, предпочтение отдали очень талантливому дилетанту, окончившему институт путей сообщения и тру­дившемуся в военных поселениях, Алексею Федоровичу Львову. «Молитва русского народа», которая у нас известна как «Боже царя храни», на долгие годы стала официальным общепризнанным гим­ном России, кстати говоря, сделанным в музыкально-творческом плане весьма талантливо.

История художественной культуры, как нашей, так и зару­бежной, свидетельствует, что именно любители стали основателя­ми целого ряда совершенно новых течений и направлений в облас­ти музыкального искусства. Итальянские непрофессионалы Я. Корси и Дж. Барду являются изобретателями оперы. Американский па­рикмахер из Нового Орлеана Бадди Болден заслуженно считается основателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливерпульская музыкальная группа «Битлз», которая, как известно, состояла из четырех непрофессиональных музыкантов-энтузиастов, открыла эпоху рок-музыки.

В разговоре о дилетантах можно привести и множество дру­гих, не менее ярких примеров. Однако объективности ради все-таки оговоримся, что не следует, разумеется, преувеличивать их роль. Как наука, так и искусство делаются в первую очередь усилиями профес­сионалов. Любители все равно составляют исключения - запомина­ющиеся, поражающие, но - исключения. В нашем рассмотрении речь тоже идет не о противопоставлении одного другому и не о распреде­лении приоритетов, а о том, какая великая сила заложена в досуговых увлечениях человека. Добавим к этому, что, как правило, все просла­вившие себя дилетанты добились успеха совсем не случайно, не пото­му, что им просто повезло. За этими открытиями тоже стоит труд и обычно немалый. Любители, о которых мы говорили, действительно не получили систематического образования в той области, куда их приводила досуговая любознательность. Но они много работали над собой в порядке самообразования, самосовершенствования, самораз­вития. Почти всегда это были люди категории «self-made», люди, «сделавшие себя сами», часто вопреки серьезным препятствиям и трудностям. Отсюда - чисто практический вывод: нельзя пассивно ждать чуда в виде самопроизвольного рождения новых звезд, талант надо искать, талантам надо помогать, талант надо воспитывать. Досуговая социокультурная деятельность, которой посвящена наша книга, может сделать в этом смысле много полезного.

В целом при сравнении любительской и профессиональной де­ятельности предпочтение справедливо отдается последней. Вместе с тем опыт развития науки, техники и искусства показывает, что в отдельных случаях любители достигали очень серьезных успехов. Пытаясь разобраться, в чем тут дело, мы сталкиваемся с рядом по­учительных парадоксов.

Профессионал, как известно, подобен флюсу - его полнота од­носторонняя. Идя по пути углубления своей специальной подготов­ки, он неизменно склоняется к узкой специализации. В таком поло­жении человеку начинает не хватать широты обзора. Зацикливаясь на частностях, он погружается в детали и перестает видеть предмет в целом. Дилетант знает намного меньше, а это (парадокс первый) не только плохо, но и в чем-то хорошо. Его ум свободен от затума­нившей суть дела громадной массы конкретных сведений. Этого человека не особенно волнует большое число накопившихся в дан­ной области непреложных норм и истин, - кстати говоря, некото­рые из них он может вообще не знать. На подобной основе и возни­кает любопытнейшая ситуация, когда недостаток спонтанно пре­вращается в достоинство.

Дилетант чаще всего свободен от подобострастия к корифеям. Он ни за что не отвечает, ни перед кем не отчитывается, никого не боится. Такой человек без раздумья пускается в «абсолютно свобод­ное плавание». Порой такая смелость действительно «города берет». Профессионала в аналогичном поиске тормозит основательное зна­ние накопленного опыта - перенасыщенность последнего может при­глушать инновационное начало. Дилетант, не знающий ничего по­добного, не намерен признавать ни правил, ни запретов. Он гораз­до чаще прибегает к приемам «отталкивания решений» и «перево­рачивания» проблемных ситуаций. Разумеется, далеко не всегда, но в отдельных случаях это и в самом деле приводит его к удивитель­ной удаче.

Приведенные нами примеры действительно показывают нео­бычайно мощный культурогенный потенциал свободного времени и развивающейся в его рамках культурно-досуговой деятельности.

В поисках полноценного выяснения сущности современной со­циокультурной деятельности прежде всего необходимо определить концептуальное соотношение основных компонентов словесной кон­струкции - «социо» и «культура», «социальное» и «культурное». Совершенно очевидно, что речь здесь идет о деятельности, смысло­вым ядром которой являются сохранение, распространение и усвое­ние культурных ценностей. Этот инкультурационный по своему смыслу и назначению процесс является одним из важнейших факто­ров цивилизационного развития общественной жизни, и значимость его последовательно умножается.

К особенностям понятия «социокультурная деятельность» можно отнести его довольно широкий объем. В своем практическом воплощении эта деятельность включает в себя все многообразие про­блем, связанных с организацией свободного времени, с громадной обоймой непрофессиональных, или только отчасти профессиональ­ных занятий взрослого человека, с производством и усвоением куль­турных ценностей, с досуговым общением, с семейно-бытовой сферой жизни и т.д. Тем не менее объект научного познания - социокуль­турная деятельность - вполне поддается научно-теоретическому вычислению и осмыслению. Здесь можно определить цели, задачи, общее содержание, основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты и характеристики процесса. Несколько труд­нее обстоит дело с технологией рассматриваемой деятельности. Судя по всему, она должна разрабатываться, главным образом, на уровне конкретных составляющих, то есть на уровне культурно-творческих, культурно-просветительских, ценностно ориентирую­щих, культурно-рекреационных занятий. Во всяком случае, все иные попытки решения этой проблемы чаще всего оказываются ма­лопродуктивными.

К числу основных сущностных черт социокультурной само­деятельности можно отнести включение человека в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами личного ин­тереса и внутренними побуждениями; отношение к деятельности как к потребности; обмен не продуктами деятельности, а самой де­ятельностью.

Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется в де­ятельности, которая является для них добровольной, сознательной, совпадающей с их личностными интересами. Поведение человека не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремле­ний. В рассматриваемой ситуации он выходит за рамки предписан­ных ему извне готовых форм действия.

В сфере досуга мы сталкиваемся с ярко выраженным явлени­ем, которое можно назвать диффузированием различных видов де­ятельности. Многие из последних рождаются на базе конвергенции познания, творческого созидания и игры. В результате возникают разнообразные бифункциональные образования. Особенно часто мы наблюдаем в этих занятиях насыщение их художественными элемен­тами. В своих взаимоотношениях с другими видами деятельности искусство отличается повышенной валентностью и способностью к самым необычным перекрещиваниям и слияниям. Одной из причин этого является возможность удовлетворять с помощью художествен­ных средств самые разнообразные потребности личности: в позна­нии, оценивании, эстетическом наслаждении, творчестве, развлече­нии, отдыхе. Выполнять эту функцию искусство способно в любых формах, начиная с той, где оно выступает в качестве самоценной многофункциональной структуры и кончая разнообразными вари­антами бифункционально-прикладных формообразований. Причем диапазон такого диффузирования столь же безграничен, как и чис­ло социально-культурных ситуаций, поддающихся художественной организации.

Возможность органического слияния или проникновения ис­кусства в такие виды человеческой деятельности, как познание, вос­питание, игра, судя по всему, детерминирована генетически. В онто­генезе все эти виды появились из единой ростковой почки - деятель­ность первобытного человека носила ярко выраженный синкретичес­кий характер. Именно эти родственные связи, несмотря на то, что теперь они прослеживаются уже с трудом, и обеспечили очень важ­ное качество различных областей духовной жизни - возможность их скрещивания и перекрещивания.

Социокультурная любительская деятельность - это деятель­ность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и особенно в трудовых заня­тиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешни­ми факторами, то здесь они целиком зависят от внутренней направ­ленности и желаний человека. Столь высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеальным и в современных ус­ловиях может иметь место только в области свободного времени. По этой и ряду многих причин переключение из сферы утилитарного и институционно ограниченного поведения в сферу любительских за­нятий всегда связано с яркими положительными переживаниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения. Человек получает возможность распоряжаться со­бой по собственному усмотрению, а это всегда приятно и очень высоко ценится.

Любительство характеризуется не только широкой возможно­стью свободного выбора конкретного вида занятий, но и довольно большой самостоятельностью субъекта в ходе этих занятий. По еди­ноличному или коллективному желанию деятельность может быть приостановлена, отложена, перенесена во времени, заменена другой деятельностью. Еще больший простор имеют любители в регулиро­вании ритма и темпа своих действий, срока выполнения намеченных заданий, в решении вопросов, связанных с самоуправлением и т.д. Возникающие здесь отношения по природе своей не приемлют кате­горичности; любой диктат и любое навязывание тотчас разрушают основное привлекательное качество досуга - ощущение свободы.

Любительская деятельность - это деятельность, которая в значительной мере направлена на изменение самого субъекта дея­тельности. Человек реализуется здесь во всей целостности своих со­зидательных сил. Необходимость решать в этой деятельности разно­образные и многочисленные проблемы творческого плана, стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.

В процессе социокультурной деятельности неизменно проис­ходит пополнение гносеологического потенциала личности. Человек усваивает новые знания о природных и социальных объектах окру­жающей действительности, приобретает новые навыки, умения и привычки, лучше узнает самого себя. При правильной организации деятельности осуществляется обогащение личности в аксиологичес­ком отношении. Трудно представить себе индивидуальное или груп­повое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность человека. Уже само по себе усвоение определенных ценностей, без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий, предполагает соотнесение этих ценностей с лич­ностными потребностями и способствует формированию ценностно­го сознания. Социокультурная деятельность оказывает плодотвор­ное влияние на формирование типологических свойств личности и прежде всего на развитие ее творческих способностей. Необходи­мость решать задачи, связанные с изменением наличного бытия, сти­мулирует формирование богатого воображения, гибкого мышления, цепкой наблюдательности, важного умения использовать накоплен­ный опыт в новых обстоятельствах.

Поскольку в условиях социокультурных центров любительство носит преимущественно совместный характер, в процессе его успеш­но формируется и совершенствуется коммуникативный потенциал личности. Речь идет о таком личностном свойстве, как общитель­ность, о системе практических умений и навыков общения, о способ­ности кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т.д.

Любительские занятия представляют собой весьма эффектив­ный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседнев­ный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая пробле­мы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому чело­веку необходимо наряду с основной работой иметь любительское ув­лечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подоб­ное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвраща­ет от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помо­щью алкоголя и наркотиков.

Выше мы уже говорили, что досуг человека может быть дея­тельным и бездеятельным. Бездеятельный досуг целесообразен лишь в тех масштабах, какие объективно необходимы для нормальной психофизиологической регенерации организма. Как только эти гра­ницы переступаются, бездеятельность превращается в состояние, именуемое в нашем обиходе бездельем. Подобное неумение органи­зовывать свое свободное время представляет явление, нежелательное во всех отношениях. В ряде случаев досуговый вакуум имеет своим закономерным следствием отклоняющееся поведение и антикульту­ру. Российская педагогика всегда осуждала такое провождение времени, когда, по выражению К.Д. Ушинского, человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно мину­ты портятся голова, сердце и нравственность.

В 1990-е годы содержательно-смысловым и организационно-технологическим ядром обновляющейся деятельности по организа­ции свободного времени стала культурно-досуговая деятельность. С определенными оговорками ее можно считать преемницей традици­онной культурно-просветительной работы, расставшейся на этапе демократического реформирования с долголетней политической ан­гажированностью и сбросившей с себя оковы жесткой идеологизации. Новая деятельность за довольно короткий промежуток времени об­рела целый ряд позитивных качеств - она органичнее по сравнению со своей предшественницей вошла в систему повседневной культу­ры, больше внимания стала уделять проблемам организации отды­ха и развлечений, активно занялась возрождением фольклорных традиций и т.д. Однако не обошлось здесь и без определенных по­терь, о чем теперь приходится не только сожалеть, но и исправлять допущенные ошибки.

Серьезным просчетом в реформировании прежней культпросветработы на первых этапах перестройки было опасное зауживание целей, задач и содержания пришедшей на смену ей культурно-досуговой деятельности. На этом пути мы довольно быстро растеряли традицию информационно-просветительной и воспитательной рабо­ты. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность и по формированию ценностного сознания.

В настоящее время дают о себе знать более плодотворные тен­денции. Речь идет об усилении процессов, в результате которых на­чинают энергично сближаться друг с другом культурная, образова­тельная и социальная сферы общественной жизни. Это объективно выводит проблему содержания деятельности по организации свобод­ного времени из искусственно зауженных рамок и настойчиво под­талкивает саму деятельность к полифункциональному развитию.

Сегодня культурно-досуговые центры уже не могут ограни­читься вышедшей одно время на передний план работой по органи­зации отдыха и развлечений. Диапазон их задач расширяется в свя­зи с необходимостью организационно-педагогического воздействия на такие социальные общности, как семья, соседство, территориаль­ные общины, разнообразные этнические группы и т.д. Начинают возвращаться в ранг социокультурных задачи ценностного, граж­данского, патриотического воспитания молодежи. Возрождается забытая на время деятельность в помощь занимающимся самооб­разованием.

Социально-культурная деятельность имеет своего рода двух­слойное построение. Основой ее является широко распространенное использование людьми своего свободного времени для собственного культурного саморазвития и социокультурной самореализации. Вместе с тем во всех цивилизованных обществах существует тради­ционная система квалифицированной помощи этим людям со сторо­ны специалистов, которых на современном этапе принято называть аниматорами и менеджерами культуры и досуга, а их организаци­онно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные ини­циативы именуют анимационной социокультурной работой. В ре­зультате слияния двух обозначенных векторов, собственно, и возни­кает целостная система формирования и проявления личности в сфе­ре досуга, где решаются кардинальные задачи развития ее опыта (знаний, навыков, умений, привычек), типологических свойств (спо­собностей, темперамента, характера) и функциональных механизмов психики (восприятия, мышления, эмоций, воли).

При оптимальном положении дел социокультурный менедж­мент не просто пристраивается к культурному саморазвитию, но и выступает в роли своеобразного «педагогического локомотива», ве­дущего за собой это саморазвитие.

В историко-культурном плане современная социокультурная деятельность является прямой и непосредственной преемницей тра­диционного внешкольного образования и системы массовой культур­но-просветительной работы. То же самое относится и к обозначаю­щим эти деятельности понятиям. Вполне естественно, что содержа­ние и объем реальной практики и их знаковое определение могут на разных этапах развития несколько изменяться. Во всяком случае, применительно к их нынешнему наполнению надо отметить такие моменты, как все более усиливающуюся интеграцию культурно-просветительной работы с образованием, с социальной и социально-педагогической работой и все более ярко проявляющееся взаимопроникновение социального и культурного начал.

В понятие рассматриваемой нами деятельности объективно заложено несколько важных в онтологическом и гносеологическом плане смыслов. Прежде всего сочетание «социо» и «культурное» оз­начает предполагаемое и реализуемое взаимодействие культуры и социума, при котором практически все слои общества включаются в процесс активной культуризации общественной жизни. Далее име­ется в виду, что общественные силы в процессе такого взаимодей­ствия являются не просто потребителем, но и повсеместным произ­водителем продуктов материальной и духовной культуры. Поле творческого развития социокультурной деятельности - это сво­бодное время человека, используемое самостоятельно или с помо­щью соответствующих досуговых центров в целях культурного развития людей и тех общественных отношений, в которые они вступают друг с другом.

Нельзя упускать при экспликации рассматриваемого феноме­на еще один немаловажный момент. Социально-культурная деятель­ность представляет собой синтез двух относительно самостоятель­ных видов деятельности, в контексте которого культурная деятель­ность связана, прежде всего, с миром сознания личности и его форми­рованием, а социальная - направлена, главным образом, на развитие отношений человека с другими людьми и организацию обществен­ной жизни в целом. По своим целям и функциям эти виды деятель­ности существенно различаются и вместе с тем обладают вполне ре­альной способностью к органическому перекрещиванию, взаимодей­ствию и взаимообогащению.

Среди других педагогических категорий социально-культур­ная деятельность отличается особой широтой и масштабностью. Она включает в себя такое разнообразие явлений и процессов, оха­рактеризовать которые посредством единого понятия трудно. По­пробуем разобраться в сущности этой деятельности путем квалифи­кации ее основных черт.

Деятельность человека в условиях досуга является особой раз­новидностью свободной деятельности. Ее можно условно подразде­лить на практическую (преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми) и духовную, где основным объектом и вместе с тем средством ее являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи.

Если произвести классификацию досуговой социокультурной деятельности по предмету, на который она направлена, то следует выделить пять основных векторов ее развития: человек - природа, человек - техника, человек - художественный образ, человек - зна­ковая система, человек - человек. В последнем случае деятельность представляет ничто иное, как процесс направленного формирования личности и включает в себя распространение знаний, популяризацию определенных идей, нацеливание взрослых и молодежи на те или иные практические действия. В качестве конкретного объекта в дан­ной ситуации может выступать отдельный человек или совокуп­ность лиц, характеризующихся определенной общностью положения, т.е. объединенных по какому-то единому признаку. Следует особо отметить, что здесь довольно часто объектом становится и сам субъект деятельности. Это происходит, когда его активность на­правлена, прежде всего, на самосовершенствование - самообразова­ние, самовоспитание, саморазвитие.

Буквально на всех этапах своего существования культурно-досуговая деятельность человека развивалась в форме домашнего, ин­дивидуального или, в некоторых случаях, совместного любительства. Она и сегодня остается основной составляющей совокупности заня­тий в сфере свободного времени. Наряду с этим любительство издав­на функционировало в форме совместной групповой деятельности. Особенно широкое развитие оно получило с возникновением специ­альных социокультурных центров, нацеленных на всемерную под­держку непрофессионального творчества и массового самообразо­вания, и именно здесь появились и стали весьма популярными раз­нообразные кружки, курсы, народные университеты, клубы по ин­тересам, инициативные объединения и другие формирования само­деятельного типа.

Говоря об индивидуальном и коллективном любительстве, сле­дует подчеркнуть, что правомерным и полезным является и то, и другое. Какую форму досуга выбрать, в конце концов, решает сам человек. Однако на современном этапе, для которого стало характер­ным ослабление коллективистских связей (что серьезно насторажи­вает), следовало бы всемерно способствовать более широкому развитию общественно-организованного досуга. Перед менеджерами культуры встает ответственная и важная задача - показать и до­казать преимущества коллективного любительства, сделать так, чтобы оно заняло достойное место в общей структуре свободного времени населения.

Деятельность личности в сфере свободного времени может развиваться как репродуктивная и творческая. В первом случае люди воссоздают уже ранее известные продукты и образцы деятель­ности. Во втором - это процесс, в котором человек собственными действиями оказывает влияние на объекты, качественно преобразуя их и приспосабливая к своим нуждам и потребностям.

В соответствии с реально сложившейся практикой следует различать индивидуальных и коллективных субъектов любительс­кой деятельности. Индивидуальный субъект весьма характерен для домашнего любительства. Самодеятельность, развивающаяся на базе культурно-досуговых центров, наоборот, тяготеет к всевозмож­ным объединениям типа кружков, студий, клубов по интересам, ини­циативных формирований и т.д. Необходимость введения понятия «коллективный субъект» обусловлено еще и тем, что во многих ви­дах организационных досуговых занятий усилия отдельных участ­ников переплетаются настолько тесно, что выделение конкретного «долевого» действия каждого (это относится и к процессу, и к про­дукту деятельности) практически невозможно.

Любительские занятия человека всегда имеют целевую на­правленность, в итоге их должно быть что-то достигнуто. Как и лю­бая общественно полезная деятельность, культурная деятельность в сфере свободного времени характеризуется созиданием определен­ных ценностей. По своему содержанию они могут быть предметны­ми и непредметными.

Особенностью многих досуговых занятий можно считать то, что они являются самоцельными, т.е. одновременно оказываются и деятельностью, и ее продуктом. О таких видах деятельности гово­рят, что в них производимый продукт неотделим от акта, в котором он производится. По способу существования эти занятия представ­ляют собой процесс удовлетворения разнообразных человеческих потребностей - потребности в творчестве, общении, самореализации, культурном отдыхе и т.д. Как уже отмечалось, непосредственные

результаты любительской деятельности довольно часто не являют­ся объективно творческими и в этом смысле не имеют сколько-ни­будь существенной значимости для общества. Зато в процессе их по­лучения идет формирование определенных внутренних качеств лю­бителей, и этот педагогический результат очень важен как в обще­ственном, так и в личном плане.

Ключевым положением, определяющим подход к решению многочисленных вопросов функционирования культурной люби­тельской деятельности, является ее нацеленность на культурное раз­витие личности. Причем здесь имеются два важных момента. С од­ной стороны, досуг должен компенсировать объективную ограни­ченность основной производственно-трудовой деятельности взросло­го человека. С другой - систему досуговых занятий следует выстра­ивать так, чтобы сами они обладали качеством взаимодополняемо­сти и взаимозаменяемости.

Мы уже говорили о том, что наряду с элементами, имеющими ярко выраженную личностно развивающую направленность, в структуре свободного времени есть еще один, не менее важный эле­мент: занятия, выполняющие рекреационные функции. В социологи­ческой и культурологической литературе до сих пор наблюдается недооценка рекреационных потребностей и деятельности по их удов­летворению. Во всяком случае, эту деятельность зачастую отодвига­ют на второй план, рассматривают как занятия нерационального типа, которые могут стать рациональными только при условии под­тягивания их до уровня более возвышенной деятельности. Нам пред­ставляется, что такой подход вступает в полное противоречие и с реальной практикой досуга, и с современным пониманием сущности и особенностей свободного времени.

Важную роль в уяснении природы и сущности социокультур­ной деятельности играет правильное определение ее основных фун­кций. Это понятие вошло в состав категориальной системы культур­но-просветительной теории сравнительно недавно. На внешкольно-образовательном этапе их развития то, что мы сегодня вкладываем в смысл термина «функции», обозначалось с помощью лексем типа целей, задач, направлений и других, характерных для той педагоги­ческой науки обозначений.

В 60-е годы прошлого столетия одним из первых среди культпросветских исследователей, кто поставил вопрос о необходимости опре­деления функций культурно-просветительной деятельности, был М.Н. Зеленецкий. В дальнейшем тема получила активное развитие в публикациях Г.Г. Карпова, Л.Н. Когана, С.А. Белякова, А.Н. Ванеева, А.В. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, СМ. Косолапова, А.Г. Соломоника, В.Е. Триодина, В.Р. Фирсова, Р.К. Шеметило, Д.М. Генкина, Н.Ф. Макситина, Ю.Д. Красильникова, М.А. Ариарского, Г.П. Бли­новой, Е.М. Клюско, В.М. Рябкова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Т.Г. Киселевой и других специалистов в области культурно-досуговой деятельности.

Некоторое время не было единого и авторитетного подхода к трактовке понятия «функции». Однако большинство исследовате­лей склонялось к тому, чтобы рассматривать функции как проявле­ние сущностных свойств культурно-просветительной работы в ее взаимодействии с личностью, социальными группами и другими объективно развивающимися феноменами общественной жизни, включая и общество в целом.

За прошедшие годы в поисках оптимального решения пробле­мы функций определились несколько, хотя и взаимосвязанных, но неоднозначных позиций. Одной из них стала позиция, согласно кото­рой функции обозначались по содержательно-целевому признаку и в число их включались просветительно-воспитательная, культурно-творческая функции, а также функция организации отдыха и раз­влечения. В рамках второго подхода, отличающегося прямой апел­ляцией к социальным полномочиям культурно-просветительной, культурно-досуговой, социокультурной деятельности, выделялись функции производства, сохранения, распространения и усвоения культурных ценностей. При реализации третьего подхода к некото­рым из уже упоминавшихся функций, в том или ином сочетании, добавляются такие, как организация коллективной эмоциональной жизни, формирование общественного мнения, создание культурно-развивающей среды, коммуникативная функция и другие.

На современном этапе получил развитие еще один подход к определению основных функций социокультурной деятельности. В рамках его решается коренная проблема всех реально существующих видов социокультурной деятельности - их выход на потребности и запросы человека, общества и самой культуры как относительно самостоятельного феномена общественной жизни. В результате мы получаем три изначальных вектора: СКД - культура, СКД - обще­ство, СКД - человек, производными которых становятся креатив­ная, социоорганизующая и личностно развивающая функции.

Креативная функция в этой системе отражает место и роль со­циокультурной деятельности в процессе пополнения культуры основ­ными предметно-практическими и духовно-психологическими цен­ностями. Основанием для выделения такой функции служит тот ос­новной факт, что, обретая свою культурную ценность, досуговые за­нятия превращаются в культуротворческий фактор. Это происхо­дит на уровне фольклора, любительства, самодеятельности и других форм, объединяемых общим понятием «народное творчество».

Содержательно-смысловую доминанту еще одной функции социокультурной деятельности, которую чаще всего в данном кон­тексте именуют социально организующей, составляет целостная со­вокупность воздействий на систему общественных отношений всех возможных уровней. В плане нашего рассмотрения она интересна тем, что в ее составе за последние годы произошло особенно много трансформаций, связанных с активным развитием социальной педа­гогики и социальной работы. Опыт исторического развития убеди­тельно показывает последовательно возрастающую роль культурно­го досуга в духовном приобщении человека к социуму, в социализа­ции и социальной адаптации личности, в укреплении общественных связей между людьми.

И, наконец, третьей функцией современной социокультурной деятельности в рамках рассматриваемого похода является личност­но развивающая, педагогическая функция. В процессе досугового приобщения людей к системе культурных ценностей происходит це­ленаправленное развитие основных личностных потенциалов, вклю­чая познавательный потенциал (что человек знает), ценностно-ориентационный (что человек ценит), творческий (что и как человек созидает), коммуникативный потенциал (с кем и каким образом че­ловек общается).

Мы уже говорили о том, что досуговые занятия относятся к тем видам деятельности, в возникновении и развитии которых реша­ющую роль играют не внешние, а внутренние побуждения человека. Такая деятельность, в принципе, не может возникнуть помимо активации потребностно-мотивационных механизмов. Причем потреб­ность здесь, даже в своем развитом виде, еще не является непосред­ственным возбудителем направленного действия. Для того чтобы это произошло, потребность должна быть осознана. Лишь в случае, ког­да в потребностное влечение включается акт сознания, неоформлен­ное желание становится четким мотивом поведения. Человек соотно­сит свои побуждения с целями, к которым стремится, со знаниями об объекте предстоящей деятельности и на этой основе выбирает наи­более подходящий вариант практического действия.

Мотивация - это источник активности, движущая сила чело­веческого поведения. Качественное содержание ее определяет пред­метное наполнение и многие другие характеристики практических занятий. В основе любого побуждения лежит исходное противоречие, в котором непосредственно фиксируются оба возможных состояния действительности: сущее и желаемое. Эти полюса и возбуждают то напряженное поле мотивации, под влиянием которого возникает на­правленная деятельность. Что касается потребностей, то они прояв­ляются в возникновении некоторого дефицита, неудобства, напряже­ния в нормальной жизнедеятельности, с одной стороны, и личност­ной нацеленности на устранение этого дискомфорта - с другой. Со­держащееся в потребности напряжение заключает в себе необходи­мость своего разрешения - в конечном счете оно должно быть ослаб­лено или окончательно снято.

В реальной действительности всегда имеет место деятель­ность, движимая мотивом необходимости, долженствования. Без этого нормальное функционирование общества было бы просто не­возможным. Однако такое положение характерно, прежде всего, для рабочего и определенной части внерабочего времени. В сфере свобод­ного времени мы обычно сталкиваемся с иной картиной. Здесь воз­никают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни пря­мой материальной детерминации. Человека привлекает само дей­ствие как таковое.

В принципе, культурно-досуговые занятия не лишены резуль­тативно-целевых мотиваций. Однако в данном случае главной явля­ется мотивация процессуального типа, связанная с непосредствен­ным интересом к процессу. В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей - физических, интеллектуальных, эмоци­ональных. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: даже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктив­ного проявления определенных способностей.

Мотивация, как и практическая активность в сфере свободно­го времени, всегда носит ярко выраженный избирательный характер. Внимание человека могут привлекать многие явления действитель­ности. Более ограничены личностные способности: в любой опреде­ленный момент индивид добивается реализации сравнительно не­многих своих побуждений. Каким из них будут отданы предпочте­ния - зависит от уровня культурного развития, привычек, подго­товленности к тем или иным видам деятельности и ряда других лич­ностных качеств, формирующихся под влиянием образования, вос­питания и самовоспитания, культурного потенциала окружающей среды.

По сравнению с биологическими потребностями культурные потребности относительно молоды и не имеют столь могучей внут­ренней побудительной силы. Вследствие этого очень часто для фор­мирования и побуждения их приходится прибегать к внешней акти­вации. Прежде чем стать побудителем практической активности, любая потребность должна отразиться в человеческой голове, то есть стать осознанной потребностью. Этот процесс может носить спон­танный характер, но еще чаще здесь требуется своеобразный вне­шний толчок - стимул, ускоряющий динамику осознания и актуа­лизации внутренних побудителей к деятельности.

Если мотивы являются внутренними побудителями практи­ческой активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним отно­сятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая под­талкивающая к деятельности организация объектов и средств удов­летворения потребностей. Стимулирование полноценной социокуль­турной деятельности составляет в современных условиях сердцеви­ну и суть работы любого менеджера досуга.

Для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную на­правленность. Такая опредмеченная, конкретизированная потребность выступает в форме интереса. Возникновение интереса означа­ет, что среди многочисленных объектов личность определила и выб­рала конкретный объект удовлетворения своих потребностей. Но одного желания включиться в интересующее занятие еще недоста­точно, надо уметь это сделать, проявить определенные способности. Способности выступают здесь как своеобразные средства, дающие людям возможность полноценно удовлетворять свои желания, дей­ствовать со знанием дела, с обоснованным расчетом на успешные ре­зультаты.

Очень важную роль в формировании и регулировании реаль­ного проявления психологических феноменов, входящих в состав по-требностно-мотивационной сферы человека, играет социокультур­ный менеджмент, рассмотрению которого уделяется первостепенное внимание в следующих главах нашего учебного пособия.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 3428;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.043 сек.